16. Ориентировка
(
начало,
предыд.глава)
Лишний раз предупрежу недавних читателей, что мое исследование символики булгаковского Романа - вполне можно считать просто литературоведческим. Если роман-притча иносказует о втором пришествии и конце времен, то для исследователя его творчество нет необходимости тоже в это верить, но только убедиться, что сам Автор верил в это. Для этого нужно всего лишь знать словарь библейских символов и правила их истолкования, не то что бы общеизвестные, но все же не так чтобы уж и скрытые для дотошного исследователя. А если по ходу литературного исследования оказывается, что буквально каждое слово, каждая фраза из Романа при символическом толковании указывает на соответствующую непрерывную цепочку исторических, а теперь уже и текущих (не считая будущих) событий, то это можно считать просто интеллектуальной забавой. (Каждый может попытаться сделать такую же плотную и осмысленную привязку к любому другому периоду времени. А вдруг получится?)
Так что и я продолжу свою игру в разгадывание монументальной головоломки. Давние читатели, наверное, уже заметили, что одной фразе Романа соответствует, как правило не только ключевой момент, но целый период. А еще могли заметить, что луна зачастую служит подсказкой, ориентиром во времени и пространстве, когда смысл (источник света) нужно искать не в ней самой, но с учетом ее положения на небе. Так, например, в 21 главе «Полет» положение полночной луны слева по ходу рассказало нам о направлении самого полета на юго-запад, к Киеву.
В 24 главе подсказкой могут служить слова «в далекой высоте открылась луна», если читать их более строго, не как художественное описание процесса выглядывания из окна. Сама по себе в небе луна может открыться лишь в одной ситуации - в момент завершения лунного затмения. Такое ближайшее затмение ожидается в ночь на 28 сентября сего года. Дополнительным весомым подтверждением такого толкования является указание Автора на то, что Маргарита (то есть московская культурная общественность) думала, что по ее расчетом, уже шесть утра, а не полночь. И в самом деле, лунное затмение 28.09.15 будет иметь свой максимум в 5.47 МСК, то есть луна и в самом деле откроется в московском небе около шести утра.
Тогда вопрос, в каких странах и столицах в это время будет полночь? Ответ - ни в каких, а только посредине Атлантического океана. Поэтому высота - далекая. Речь может идти не о той или иной стране и столице, а обо всей зоне видимости лунного затмения этой ночью - по обоим берегам северной и южной Атлантики. И только в западных регионах России, и то не так контрастно в западной части небосклона, и не на высоте, а ближе к горизонту. Возможно, это имеет значение для истолкования других символов, например, ворвавшегося в комнату ветра. Кроме того, полная луна может указывать и на полный лунный цикл, то есть месяц между двумя полнолуниями - 29-30 августа и 27-28 сентября - как на период, к которому относится вся фраза:
«Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна.»
Снова напомню, что если слово встречается в Библии, то и у потомственного богослова Булгакова оно имеет тот же символический смысл. При этом в Ветхом Завете ветер чаще всего случается в период суровых испытаний. Например, во время египетских казней восточный ветер приносит саранчу, а западный - уносит обратно. Самое частое упоминание символа ветра - в книге Иова, в которой сатана на спор с Творцом провел испытания веры и верности сего праведника. Так же и в Псалмах 10 и 77 палящий восточный ветер насылается для наказания нечестивых. А самое первое упоминание ветра - в рассказе об испытаниях Ноя: « и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба». То есть ветер связан не с самими испытаниями, а с большими изменениями в период испытаний. Да и ветры бывают разными - западный приносит дожди, южный - зной, но также перепелов для Моисеева племени, восточный - саранчу и засуху. Впрочем, и перепела тоже были, как выяснилось, испытанием, ибо от избытка мясной пищи многие погибли.
В книгах Евангелия ветер налетает на лодку апостолов, плывущих по Галилейскому морю, а апостол Петр пугается ветра в момент, когда пытается по примеру Учителя пройтись по волнам. Разумеется, этот эпизод - иносказание, но повествует явно о каком-то испытании для адептов христианского учения (лодки, в которую их направил Иисус) и об опасности ученикам самим ходить по воде, то есть толковать пророчества вне связи с данным им учением. Впрочем, это мы отклонились от обсуждения символики ветра. Разве что уточним, что ветер был противный, а плыли они на западный берег, то есть и ветер был западный. Важно также, что и в само наставление апостолам входит символика южного ветра, несущего зной, или западного ветра, несущего дождь, а главное - в учении о Царстве Небесном и втором пришествии использует именно этот образ ветра, не страшного дому на камне, но обрушившего дом на песке, для испытания праведных и неправедных мужей. И кстати, из этих слов ясен символ дома как иносказания личности. Ну и, разумеется, символы четырех ветров как орудий четырех Ангелов даны в финальной книге Нового Завета - Апокалипсисе.
Если слово дом символизирует личность, что есть в нем окно? Нужно заметить, что вообще говорение языками, то есть притчами и прочими иносказаниями - это был до недавних пор единственный способ метафорически обсуждать виртуальную реальность психической жизни, вернее даже - психоисторическую реальность, включающую историю развития психики и психологическую сторону истории человечества, скрытую от глаз как некий «черный ящик» коллективного или личного бессознательного. Тем не менее, и в этом «ящике», доме, есть некая часть, открытая внешнему миру и открывающая для личности внешний мир - то есть сознание. Никакого иного смысла символ окна как части дома не может иметь.
Таким образом, речь может идти о неких испытаниях, но какого характера - вряд ли речь о физических испытаниях, скорее - о духовных. Апостол Павел, как и для других символов, приоткрывает тайну смысла в Послании Эфесянам: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» /Эф 4,14/. И это истолкование ветра как некоего внешнего влияния, врывающегося в сознание людей и срывающего занавесь, отгораживающую чувствительные глубины психики - очень похоже на складывающуюся нынче в мире кризисную ситуацию. Информационный ветер навевает затмения и рвет шаблоны.
Тут следует еще указать на различие и взаимосвязь внешних исторических (политических) событий и внутренних изменений психики человека и человечества. Нужно учесть, что личность соткана из многих внешних связей с другими личностями и сообществами, как и глубинных интуитивных связей с опытом поколений. Поэтому изменение психологически значимых внешних связей вследствие каких-то символических событий влечет изменение внутренней структуры психики, и наоборот - актуализация глубинных связей, их осознание влечет изменение внешних отношений. Именно поэтому всегда есть и внешнее, событийное и внутреннее, психологическое истолкование.
Совокупный Запад по обе стороны Атлантики - есть средоточие сознательных, рациональных взаимоотношений, в то время как Россия, русский народ руководствуется глубинной интуицией. Так что окно действительно символически связано с Европой. А вот символ подоконник напрашивается на толкование как подсознание, личное бессознательное. И эти переходные взаимосвязи характерны для лимитрофов Восточной Европы, той же Беларуси, с которой мы уже проассоциировали зеленоватый платок, легший от подоконника. Впрочем, «минский» платок связан и с Украиной тоже. Так что вся эта логика внутреннего психологического истолкования подтверждает ранее сделанные внешние истолкования этих же символов.
Внешнее истолкование символа «пламя свечей легло» мы уже отчасти дали, случаев крупных пожаров, символически связанных с научной инфраструктурой, в этом году слишком много, чтобы не обратить на это внимание. Хотя символ «канделябр», придуманный Булгаковым для будущих компьютеров (в том числе совпадение числа букв, начальных и конечных букв) фокусирует внимание на тяньцзиньском пожаре, из-за которого был остановлен самый большой в мире суперкомпьютер. Многие наблюдатели считают это событие триггером, как минимум, внутрикитайских политических разборок, спровоцировавших нынешний кризис на мировых финансовых рынках. А уже следствием этого стало нарастание информационных атак, призванных полностью дезориентировать элиты соперничающих стран и союзов, не говоря уже об обществе.
Но должно быть и внутреннее психологическое толкование, связанное с отношением общества к науке, да и с кризисом самого научного сообщества и научного метода, как минимум, в гуманитарной сфере, включая экономику. Неработоспособность вроде бы научных моделей, отсутствие сколько-нибудь надежных прогнозов привели к тому, что в компьютерах новости науки выглядят примерно так: «британские ученые открыли секрет оргазма у …», а прогнозы отданы на откуп гадалкам и астрологам. Впрочем, информационная кампания англо-саксонских элит по дискредитации мнения ученых имеет весьма давние сроки, а сейчас достигла апогея. Цель кампании тоже понятна - чтобы каждый и общество в целом даже не пытались критически мыслить и анализировать, хотя бы искать в сети трезвые мнения, а реагировали на информационные вбросы ровно так, как задумано манипуляторами. Если личность не имеет под собой крепкого фундамента веры в незыблемые законы бытия, воспитанной веками христианской традиции и воплощенной в научные открытия, то такой дом на песке легко разваливается под напором иссушающих душу внешних влияний.
Разумеется, сама по себе полночная полная луна - и даже с затмением явление не редкое, минимум, раз в полгода повторяется. Но в сочетании с символами праздничного майского полнолуния и других уже разъясненных нами символов имеет в Романе вполне апокалиптическое звучание момента наступления глобального кризиса (что несколько неудачно переведено с древнегреческого как «страшный суд»). Причем речь идет о ступенчатом нарастании кризиса, сначала в Москве как центре кризисных событий, а потому уже в остальном мире. А если учесть, что в Москве вот уже третий год весь кризис больше в головах и в информационном поле, то и глобальный кризис является страшным только для информационных, духовных сущностей, а не для людей и народов, если только люди и целые народы не порабощены этими информационными вирусами.
В связи с этим было бы неплохо определить, какой именно ветер Апокалипсиса (ведь их четыре) угрожает распахнуть европейское «окно»? Тут нам тоже помогает ориентироваться полночная луна, которая для наблюдателя в находится на юго-востоке (в майское ближе к югу, в сентябре ближе к востоку). Следовательно для народов с берегов Атлантики это, скорее всего, - восточный ветер, иссушающий надежды и прионсящий вредоносные информационные вирусы (саранчу), лишающие разум здоровой пищи для ума. В то время как для западной части России и ее соседей - это западный ветер, несущий дожди (вода - это символ надежды), хотя и чреватый другой угрозой утонуть в разливе рек, если не иметь каменного, основанного на вере в вечные законы, фундамента личной и национальной психологии.
Можно отметить, как любопытный факт, что восточно-юго-восточный ветер имеет в древнегреческом языке особое имя - «эврос». А в Евангелии, все книги которого есть пророчество судеб христианской, а значит и мировой цивилизации, есть единственный ветер, названный по имени - «эвроклидон». Тот самый, что выбросил плененного имперским государством апостола Павла со спутниками на песчаный берег острова, где его корабль (а это символ учения восточной, православной церкви) был разрушен на пути в Рим. Вторая часть имени означает «вал, волна». Не знаю, есть ли смысл ассоциировать именно это направление ветра с той волной беженцев с юго-востока, которая захлестнула Европу и сводит с ума обывателей. Или может быть со второй волной глобального финансового кризиса, поставившего под угрозу само существование еврозоны и евровалюты? Впрочем, это пока только риски, угрозы, а сбудутся или нет пророчества именно во внешнем толковании - зависит от понимания субъектами внутреннего.
Продолжение следует