Основной официальной целью поездки в Харьков было желание посмотреть как обстоят дела в парке Горького: действительно ли там в палатках живут люди, а по вечерам поют песни у костров. Всё почти так, как я и представляла.
Спутников я себе выбрала не самых амбициозных :) До последнего их пришлось уговаривать. Уговорила проехаться на канатке, чтоб вычислить, где прокладывают дорогу (эту мысль мне подсказал
клип пур:пур). Итак, первая поездка на канатке, и знакомство с уже постоянными жителями парка.
вид с канатки
В начале дороги стоит около 20 единиц техники. Никто не охраняет. Так что активистам в их борьбе стоит и это взять на заметку, как правильно подметил Куклин.
Вся дорога ограждена колючей проволокой. Где-то сильно перерыто.
И только на половине пути мы заметили какие-то телепающиеся бумажки, которые сообщали, что, оказывется, за проволоку нельзя.
Ведут учет оставшихся над дорогой деревьев. В кустах мы видели женщину с блокнотом, видимо, сверяющую цифры на деревьях. А уже в лагере узнали, что по информации защитников, застройщики на одной дороге не остановятся - вырубят еще лесок и построят гостиничку и автозаправку.
По соседству со строителями живут защитники леса. В палаточном городке с десяток постоянных жителей (хотя жилых мест больше). Как нам рассказали, кто-то ходит днем на работу, а вечером возвращается опять в городок.
Я не знала этой подробности из новостей, уже на месте нам рассказали, что во время стоительных работ часто находят человечские останки. Дорогу прокладывают по старому, вероятно, немецкому кладбищу.
Ещё когда шли к дороге, встречали размытые дождем листовки - явный признак верного пути :) Рассмотреть удалось уже в лагере.
И на обратной стороне:
Доска объявлений о насущном:
Пища для ума:
Во всю в лагере творится ленд-арт. Из подручных материалов создают "манекены" деревьев и "сажают" их. Рисуют разные картины и картинки. Все одного трагичного содержания.
В лагере постоянно тусит народ. Приходят в основном харьковчане. Но и запорожские днепропетровцы тоже :)
Привозят провизию - еду, воду, книги. При мне ходил всех угощал парень с огрооомной коробкой печенья и полным пакетом яблок.
Встречаются и иностранные гости. Как например, журналистка из Австрии, или харьковчанин из Германии, который даже оказал какую-то материальную поддержку.
Когда пыталась с кем-то поговорить, выяснилось, что многие приходят впервые. В субботу (когда мы там были) на полянке играли местные группы. Их фото не вышло :)
Уже когда говорила с одним из "настоятелей" палаточного лагеря, меня очень расстроила неподготовленность борцов. Они не знают элементарных тонкостей - что утверждено документально, а что на словах, как проходят общественные слушанья и к чему приводит диалог с властью. Многие из тех, кто приходит в лагерь этого не знают. Но до разговора охочи.
Стройка упирается в детскую железную дорогу. Либо её будут сносить, либо и у детей, и у водителей будут большие проблемы при согласовании движения.
Вообще, пообщавшись с людьми в лагере, мы так и не получили представления о том, есть ли каккая-то организационная структура у активистов, кто продумывает стратегию и для чего вообще они сейчас живут в палатках.
Понятно, что они не хотят, чтоб площадь сноса расширилась, но совсем непонятно, как они это будут делать. Все "факты" были предположениями.
Конечно, жить в палатке, слушать живую музыку, рисовать свой протест и мнить себя борцом за справедливость - это весело и жутко романтично. Но во-первых нужно чутко понимать с кем ты борешься и какие унего методы борьбы. А во-вторых, как верно подметил мой циничный прагматичный друг, бить нужно по финансам и чём-то ещё. Чтобы протест был эффективным нужно уметь парализовать противника. Не зря же люди, например, дороги перекрывают. А что толку Кернесу от того, что кучка молодых и зеленых поют песни среди деревьев? Подумаешь, 200 человек за него не проголосуют. Хотя мне понравилась услышанная фраза, сто на примере парка люди видят, как будут проходить выборы мэра.
На счет эффективных протестов мне рассказали один шикарный пример:
В 50-х в США в автобусах позволялось ездить сидя только белым. Все черные ездили стоя. И когда беременной афроамериканке хотели уступить место, водитель возмутился и так и не дал ей сесть. В ответ возмутились все чернокожие жители (не помню какого города). И какое-то время перестали ездить автобусами. Они выходили за несколько часов, чтобы успеть на работу пешком. В итоге автобусные компании получили такие убытки, что были вынуждены отменить правило "неграм только стоя".