В эту субботу была в «городке художников» - Сен-Поль-де-Вансе (
Saint Paul de Vence). Это недалеко от Ниццы, ехать на автобусе час в западном направлении. Городок находится на вершине горы за крепостной стеной, основан он в VIII веке, очень живописен и известен тем, что в него приезжали работать многие художники: от Матисса и Шагала до совсем неизвестных. Работают там художники и поныне; в городе много художественных мастерских и несколько десятков галерей с работами на любой вкус. И полно туристов. Вот ссылка на официальный сайт города:
www.saint-pauldevence.com.
Этот вид Сен-Поля я стырила в интернете, потому что мне не повезло ни с погодой, ни с фотоаппаратом.
И ещё с головой не повезло, потому что села не на тот автобус и приехала вместо Сен-Поль-де-Ванса просто в Ванс. На самом деле, меня запутала какая-то тётка, тоже садившаяся в этот автобус и очень уверенно и безапеляционно заявившая, что в Сен-Поль я доеду. Зато с одного места по дороге на Ванс открывается отличный вид на Сен-Поль на горе, так что я имела возможность полюбоваться им заранее из автобуса.
Ванс основан вообще на рубеже старой и новой эры, в IV веке стал центром епископства.
И тоже на вершине холма. Здания расползаются вниз по склонам, чем ниже, тем современнее. Это ещё старый город:
Вообще, городишко маленький, непримечательный и спокойный.
Vence cultive le jazz!
Дом понравился =)
Побродив чуть-чуть по Вансу, я купила карту всего Лазурного Берега (чтобы впредь в такие ситуации не попадать) и автобусом добралась до Сен-Поля; там мало, километров 10−12.
Сен-Поль - удивительно красивое место!!! Он застроен домами XVI−XVIII веков, между которыми хаотически пересекаются узкие, горбатые, затейливо вымощенные средневековые улочки.
Очень много ступеней по всему городку, мне дико понравились вот эти, в узкой щели между домами:
Ещё ступени:
Торговцы, пару раз меня заловившие и не в меру бойко предлагавшие открытки, значки и прочую сувенирную продукцию, в числе достопримечательностей Сен-Поля упоминали фонтаны. По-моему, ничего особенного в них нет. Но журчащая вода - всегда приятно, особенно если льётся по таким старым позеленевшим камням. Мне вообще нравится старьё =)
В одном из фонтанов (поскромнее, и больше походившем на умывальник) я долго отмывала свои измазанные в графите и угле руки, после того как в тихом местечке подальше от туристических троп пыталась нарисовать один из живописных домов.
Увы, после этого снимка у меня разрядился аккумулятор, и фотоаппарат отключился. Утром он мне предательски показывал 100% заряд батареи. Больше ему верить не буду. Так что все эти старинные дверные ручки, таблички на домах, фонари, потрясающая бронзовая птичка над дверью со стеклянной пузатой колбой, в которой в воде несколько веток плюща; все местные старушки, поливающие цветы за окном, и удивительно дружелюбные и разговорчивые кошки - все остались только в моей памяти. Рассказать-то могу, а показать, увы, - нет =(
...По галереям тоже побродила много. Вход в них бесплатный, зато почти все работы продаются, вопрос цены. Галереи расположены в крохотных помещениях на первых этажах старых домов, иногда они занимают и второй этаж, подниматься надо по кручёным летницам под низкими белёными сводами и старыми деревянными перекрытиями и иногда - заходить в совсем уж низкие дверные проёмы. Галереи очень разные, в некоторых глаз не на что положить, а есть очень интересные. Самые старые - Galeries le Capricorne, которые занимают целых два помещения. В этих галереях есть несколько рисунков Матисса, много работ Шагала, есть Пикассо, Миро, Брак, Леже и много других художников, которых я не знаю.
Очень понравился
Лоран Парселье в
Galerie Vladimir Rustinoff:
Laurent Parcelier, Lumière dans la Veranda, 2008
Ещё в этой галерее есть замечательная работа Парселье с девочкой и с кошкой. Очень понравилась, но на сайте галереи, увы, её нет и стырить неоткуда (а вообще Парселье можно позырить на сайте галереи, на его официальном сайте
parcelier.fr или просто поискать его в
гугле).
Марокканская серия Троцци из той же галереи тоже ничего. Интересно, что за светило такое над деревней? Венера? Долго пыталась разобраться, что это за время суток, где солнце и где может находиться Венера. Не разобралась.
Stefano Trozzi, Rose des Vents, 2007
Есть ещё
Galerie Golconda со всякими древностями: египеткими скульптурами, римскими стеклянными сосудами, украшениями из Туркменистана не помню каких веков, а также окаменевшими ракушками и кусками дерева, которым по много миллионов лет. Обнаружила там две мумии рыб по цене €3400 за пару. Не знала, что и рыб в Древнем Египте мумифицировали!
В
Galerie Bernadac купила несколько открыток:
Elie Bernadac
Он же
Romano Aloigi
В отличие от галерей, вход в местный краеведческий музей платный, что-то типа 10 евро (и вроде в два раза меньше для студентов). Экспозиция включает в себя и церковь напротив, которую расписал Фолон - современный бельгийский художник. Я сунула было туда нос, но тётка меня не пустила, наговорив кучу всего и про церковь, и про художника, и про Сен-Поль, и настоятельно порекомендовав купить билет в музей. Но я вместо кассы пошла искать другую церковь, потому что в этом придатке музея от церкви ничего не осталось. Нашла и долго сидела на лавочке, слушала музыку. Или, наверно, показалось, что долго. Там было очень хорошо, пусто, свободно, как в моей любимой церкви в Тбилиси в советскую эпоху, когда для желающих отметиться были партсобрания, а в церковь ходили те, кто правда хотел побыть поближе к Б-гу. Давно это было, поэтому не помню, как называлась та, моя любимая, церковь...
Уже покидая Сен-Поль, увидела в витрине ближайшей к воротам городка галереи (Galerie Sainte-Claire) одного из путешественников
Бруно Каталано. Об этом скульпторе я узнала буквально накануне из гугл ридера, просматривая общие записи Насти. Удивилась, обрадовалась и пошла смотреть, благо у меня было 10−15 минут перед последним автобусом в Ниццу. Путешественников Бруно Каталано в галерее оказалось несколько, даже были среди них сидящие с чемоданами - на вокзале, наверно.
Люблю ездить и ходить одна, считайте меня трижды индивидуалисткой. Такого прекрасного чувства свободы, как вчера, не испытывала с тех пор, как первый раз сбежала с горы Мон Гро в Ниццу на Карнавал - опять же одна.