Ответил ему
на его тезис: Re: За собственно религией _сегодня_ всерьёз остается лишь область _морали_.
Пока попы не сумели предъявить пастве три уровня существования живой разумной материи, - до тех пор их морализаторство будет ущербным, неполным.
Что такое три уровня существования живой разумной материи? Что такое мораль, почему мораль на каждом из трех уровней - своя, и почему мораль одного из трех уровней может быть аморальной на другом уровне?
Ответ прост - когда я описываю триадный принцип, говорю, что его можно описать, используя систему из трех дифуров третьей степени в частных производных (трехмерный аналог двумерной модели Лоттка-Вольтерра), но я для объяснения воспользуюсь тремя пальцами одной руки. Здесь - то же самое - можно трактаты вываливать философские, а можно просто указать на существование жизни на трех уровнях реализации.
Прежде всего - МОРАЛЬ - ЭТО СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ. И она разная - смотря о каком именно живом организме речь идет.
1. личный. Каждый живой организм - самодостаточен по той причине, что является живым. Мораль такого индивида - самосохранение. Выживание в общем случае неблагоприятной среде. Если целью выживания является сам живой организм, а средством выживания - все остальное, что его окружает, - мы имеем мораль первого, фундаментального уровня. Эгоизм. В триадной теории такие носят название Дельцов.
2. родовой. Каждый достаточно развитый живой организм имеет механизм размножения, самовоспроизводства, и если он достаточно развит, осознает (знает, чувствует) разницу между живыми существами, имеющими с ним генетическое родство, и теми, кто такого родства не имеет. Мораль такого существа - ассоциировать с собой не только свое тело, но и своих родственников. Такой эгоист для чужих, и альтруист для своих. В триадной теории такие носят название Воинов.
3. Сравнительно недавно появились живые организмы третьего уровня. Они состоят из живых существ, сами которые также состоят из живых существ. Человек состоит из клеток, из людей состоит социум.
Для решения задачи выживания социума порой требуется самопожертвование, а порой - требуется жертвовать жизнью родных. Понятно, что мораль, защищающая социум, в этом случае аморальна с точки зрения личного выживания и с т.з. выживания родных и близких (дальних родных). Такие индивидуумы, для которых интересы социума выше личных и родственных являются альтруистами, в триадной теории носят название Жрецов. В качестве исторического примера - американец Чарльз Гудиер. Изобретатель технологии вулканизации каучука своим вторым домом мог по праву считать долговую тюрьму. Здесь он провел немалую часть жизни, отбывая сроки за многочисленные долги, сделанные с целью продолжения научных исследований. Гудиер потерял шестерых из своих двенадцати детей, одного из них был вынужден похоронить в холщовом мешке - денег на гроб не хватило.
Очевидно, в чистом виде три указанные категории в Природе не встречаются - во-первых, они в чистом виде не жизнеспособны, во-вторых, в каждом из нас есть инстинкт самосохранения, в подавляющем большинстве из нас есть верно ориентированный половой инстинкт, и в редких гениях, развивающих социум, есть инстинкт социальный (он - самый молодой, для него устоявшегося термина еще не подобрали).
Пока попы до этих простых соображений не доперли (это я так шучу - в своих библиях-коранах это прочесть им при всем желании не удастся) , они не являются носителем Истины о Морали.
Но кое-что, какая-то функциональность, которая востребована социумом (религия - исключительно социальное явление) у религии имеется. Пока имеется - поскольку врачевание души пока не стало исключительной функцией психотерапии (дословный перевод - врачевание души). Попы потеряли право учить людей об истории создания мира, о возникновении жизни на Земле, о морали (см. выше), - но пока их психотерапевтическая практика востребована (она групповая, поэтому гораздо более дешевая, нежели существующие научно обоснованные технологии). Как только возникнет общество, где психотерапия будет использоваться по назначению, а не для купирования напряжений, возникающих в управляемых массах - религия исчезнет.
P.S. Имеющим контакт с Кравецким, что можете посоветовать в общении с ним? Хочу предложить ему свою триадную теорию и ТЗ на создание самоуправляемого социума, использующего эту триадную теорию нетранзитивного подчинения друг другу трех социальных функциональностей Экономика-Политика-Идеология. Сам триадный принцип и упомянутое ТЗ можно (при желании участников сообщества) здесь публично препарировать.