Брюгге. Город, застывший в прошлом

Oct 24, 2012 09:01



Я никогда не хотел жить в Средние века. Знаете, как говорят - я бы хотел бы пожить в том или ином времени. Мне интересны 60-ые годы двадцатого века. Я испытываю любопытство к концу девятнадцатого века - началу двадцатого. Как жили люди в Древней Греции и Древнем Риме - тут само собой, каждый бы хотел это увидеть. Но вот период после распада Римской империи, период ассоциирующийся с рыцарской доблестью, а равно и с суровыми приговорами инквизиции меня никогда особо не привлекал. Но когда я увидел этот город на фотографиях, я понял, что не могу сюда не приехать.


Любопытно, но для многих главная ассоциация - это "Залечь на дно в Брюгге". Неплохой, с добротной актерской игрой, но, на мой взгляд, в общем-то обычный, голливудский фильм с Колином Фаррелом и Бренданом Глисоном в главных ролях. И после просмотра несколько лет назад я вовсе не ощутил желания посетить "этот гребаный Брюгге". А вот случайные, попавшиеся на глаза снимки зацепили.



Один из символов Брюгге - башня Белфорт. Честно признаюсь, на первый взгляд показалась мне неказистой и незаконченной. Ну это когда я еще разглядывал город на фотографиях и картах google. Но, возможно, именно этим она и привлекла мое внимание. Хоть убейте, но сейчас Белфорт мне кажется одним из самых красивых сооружений, что я видел. Ну и к фотографам он беспощаден, думаю, создатели башни были первыми противниками того, чтобы заваливали горизонт.



Белфорт - доминанта Брюгге (кстати, хорошо видная из окошка отеля, что мы снимали), но вовсе не единственная.



Над городом также возвышаются мрачные, ровные и геометрически выверенные очертания кафедрального собора Христа Спасителя.



Он, конечно, тоже из прошлого, но не совсем из такого далекого, как кажется на первый взгляд. Собор, построенный в XII веке, называют самым старым в городе. Но в нем был пожар, и восстанавливали его уже в XIX веке.



Третья архитектурная вершина, которую покорили в Брюгге - Собор Божьей Матери.



От двух других средневековых высоток ее отличает остроконечная башня и...



...и какая-то мрачная атмосфера внутри. Я не знаю, как можно передать подобные ощущения, пожалуй, самое подходящее слово - гнетущий. Или тяжелый. Или давящий. Я не верю в мистицизм, я атеист, экстрасенсорика для меня не более чем средство выуживать из доверчивых граждан деньги, но было что-то в этой атмосфере давящее. И это давили вовсе не пара бутылочек бельгийского пива, выпитых накануне.





Тем большей мистической загадкой кажется мне то, что именно в этом соборе расположилась единственная работа Микеладжело, находящаяся за пределами Италии. На мой непросвещенный атеистический взгляд - очень красивая и светлая скульптура Богоматери с младенцем.



Если вы думаете, что в этом и есть Брюгге, вы заблуждаетесь. Как это ни парадоксально, Брюгге - это не соборы, не скульптуры, и не музеи. Брюгге - это, прежде всего, улицы.



Или, скорее даже, улочки. Широченных проспектов здесь не ищите.



XIV, XV, XVI века, со временем просто теряешься в этом нагромождении прошлого и начинаешь постепенно растворяться в нем.



Разумеется, работники туриндустрии делают для этого все возможное. Но какая к черту разница, ведь вряд ли звук стука подковы по брусчатой мостовой мог претерпеть за несколько веков разительные перемены!



Что такое по сравнению с бесконечностью каких-то несколько веков назад? Но тут всегда важно помнить о деталях. Ни компьютеров, ни телефонов, ни альбомов Muse. Но, будем честными сами с собой, это ерунда. Вы не преклонили голову? У вас рыжие волосы? Ох, не ваше это время.



Этот рассказ не будет полон, если я не вспомню один часто называемый штамп. Брюгге называют "северной Венецией". Город прорезан каналами вдоль и поперек. И многие здания стоят буквально на воде.



Если закрыть глаза, то можно легко представить, что Брюгге был портовым городом. От моря его отделяют лишь 16 километров. В средние века здесь проживало 200 тысяч человек. Только вдумайтесь, какая масса народа в то время!



Но со временем каналы Брюгге стали мелеть.



И сейчас жителей Брюгге насчитывается 117 тысяч - почти в два раза меньше, чем в те славные времена. Оживление городу придают многочисленные туристы, поток которых в будние дни, к радости других туристов (в частности меня), мельчает.



Честно признаюсь, поначалу Брюгге мне показался мертвым городом. Нарисованным на картине. Застывшим в своей средневековой смоле. И только когда я на третий день пребывания увидел, как дети выходят из школы, здания, которое я и за школу бы никогда не принял, а только за очередной памятник зодчества, я понял, что в этом городе все еще теплится жизнь.



Жизнь слегка медитативная.



Жизнь, в которой останавливаются не автомобили, едущие по покрытым брусчаткой улицам, и не люди, выбивающие по ней незамысловатый ритм своими каблуками.



А жизнь, которая была, есть и будет. Даже когда не будет нас.



Постскриптум или ЗЫ: этим постом мне бы хотелось открыть серию репортажей из Бельгии. Стране пива, мидий, и глубокого погружения в наше прошлое. Ну и как обойтись без традиционного самолюбования автора в конце. В этой позе я всегда жду критики и замечаний. Также традиционно жду снисхождения. Я не "Википедия", и не Эйнштейн, в своих размышлениях и чувствах могу ошибаться. Как и любой человек.



вкус Бельгии

Previous post Next post
Up