Общественная газета

Mar 12, 2012 19:32

Алексей navalny сегодня опубликовал в своем жж пост под названием Мега-гипер-агитмашина добра Не буду заниматься неблагодарным занятием и пересказывать его мысли, тем более, что с ними можно ознакомиться по ссылке. Вкратце - речь идет о своеобразной пропагандистской народной машине, которую можно противопоставить агитмашине государственной, со всеми ее первыми каналами, "Российской газетой" и несметным финансированием, выделяемым тем же "нашистам" на накрутки счетчиков и бот-сети в интернете. Пропаганда, конечно, всегда была и существовала в том или ином виде. Как и контрпропаганда. Но не стоит путать ее с журналистикой. Это две разные а, порой, и противоположные вещи.

Втягивать журналистов в пропагандирование каких-либо идей, какими бы благородными они не казались, на мой взгляд ничего хорошего для этой самой журналистики не принесет. Российские журналисты однажды уже допустили серьезную ошибку - и в 1996 году массово и практически неприкрыто заняли одну сторону, поддержав на президентских выборах Бориса Ельцина. Последствия этого шага профессия и ее представители испытывают на себе до сих пор. Именно тогда власть поняла, как можно и нужно использовать этот ресурс в своих интересах. Но и игнорировать сложившееся и развивающееся противостояние в обществе, мне кажется, журналисты не должны. Как не должны игнорировать то, во что профессия превратилась в последние годы. Лично я вижу выход из этого тупика только один - создание общественных СМИ. СМИ, которые будут нести ответственность и отчитываться перед гражданами, а не перед бизнесменами или кремлевской администрацией. Общественным может стать телевидение, о чем давно ведутся разговоры. Общественной может стать и газета, о чем пока что не говорит никто.

Общественное телевидение - это такой мираж, призрак, о котором в России много говорят... но и только. Самый известный мировой пример - это британская корпорация BBC, которая осуществляет свою деятельность не за счет поступлений из госбюджета, а благодаря специальному налогу, который платят все жители королевства, имеющие дома телевизор. Создание любой телекомпании - чрезвычайно дорогостоящий и затратный проект, поэтому и появились в последнее время предложения создать таковое на базе одного из федеральных каналов. Идея - утопичная по сути. Кремль не для того прибирал к рукам все мало-мальски значимые телевизионные компании, чтобы потом вдруг отказаться от тотального контроля хотя бы над одной из них.

Другое дело - общественная газета. Создание печатного СМИ не так затратно и вполне реализуемо. За примерами можно обратиться к истории современной России. В 1991 году, аккурат во время путча ГКЧП в свет вышла "Общая газета". В ее создании приняли участие журналисты сразу нескольких редакций, не имевшие возможности легально в тот момент публиковать свои статьи. Возглавил издание Егор Яковлев, фигура в российской журналистике знаковая и в лишних представлениях не нуждающаяся.

Успехом общественной газеты может стать безусловное следование базовым журналистским принципам. Ее штатные сотрудники не должны состоять в политических партиях и объединениях, не должны занимать каких-либо руководящих постов в органах власти. Разумеется, это должны быть журналисты с хорошей репутацией. На самом деле, критерии профессиональной журналистской работы давно известны и перечислены, например, в Московской хартии журналистов (поскольку сайт в данный момент почему-то недоступен, прочитать ее можно по этой ссылке) В идеале, работать в общественной газете должны журналисты, готовые данную хартию подписать.

Вопрос финансирования такого общественного издания, наверное, наиболее спорный и обсуждаемый. Безусловно, сотрудники должны получать достойную зарплату за свой труд. Работа журналиста, как и любая другая работа - должна оплачиваться, на голом энтузиазме такая газета далеко не уйдет и продержится, быть может, всего два-три номера. Я вижу, что издание существует на деньги некого общественного фонда, что-то наподобие "Роспила", созданного Алексеем Навальным, или электронного кошелька, с помощью которого собирали средства на организацию митингов. При этом важное условие - общественная газета должна распространяться бесплатно. За нее уже заплатили - те люди, которые перечислили на ее счет деньги. Платить дважды - это нонсенс. Газета несет ответственность в первую очередь перед своими читателями. Решения принимает редактор и коллектив редакции. Редакция не делает различий между, к примеру, Немцовым, и Грызловым. Все имеют право слова. Ко всем - одинаковый критичный подход. Соответственно, на разумную и конструктивную критику отвечает так же редакция. Рекламы в газете быть не должно.

Это лишь небольшие наброски на полях. Разумеется, при создании общественной газеты придется столкнуться со множеством трудностей. И регистрация издания (регистрация не нужна при тираже 999 экземпляров и ниже, но ведь это несерьезно для такого СМИ), возможно, станет еще не главной головной болью. Подобрать журналистский коллектив в нашей, постепенно деградирующей профессии, мне кажется куда более сложной задачей. Да и, собственно, в готовности россиян из своего собственного кошелька финансировать такую газету я не уверен. Поскольку далеко не у всех вижу понимания и осознания того, что свобода слова, отсутствие цензуры и свобода журналистской деятельности - это базовые понятия для функционирования любого гражданского общества. Но если бы все это получилось - это было бы здорово.

СМИ, журналистика, статьи

Previous post Next post
Up