Субъективные заметки о Белоруссии

Oct 04, 2010 21:11

Продолжаю рассказывать о поездке в эту страну. Не исключаю, что данный пост вызовет еще больше дискуссий, чем предыдущий, поэтому сразу предупреждаю: хамство буду выпиливать нещадно, а авторов подобных комментариев посылать в тридевятое царство, вручив в дорогу банан.

В Белоруссию я ехал так называемым поездом №1. В вагоне-ресторане смог оценить белорусское "Лидское", на мой взгляд весьма неплохое пиво. Только потом я узнал, что вообще-то спиртное в белорусских поездах не продают, "единица" - исключение, она считается элитным маршрутом, и пользуются составом, в котором только купе и СВ-вагоны, далеко не все белорусы. Но на российских журналистов нужно было произвести впечатление, поэтому и во все последующие дни нам демонстрировали все самое лучшее, что есть в этой стране. Сразу замечу, я не считаю, что это неправильно. Как раз наоборот: поездку и проживание оплачивала белорусская сторона, и вполне разумно, что эта сторона за свои же деньги хотела показать, если использовать каламбур, свои лучшие стороны. Такими сторонами стали: город Несвиж, как демонстрация туристского потенциала республики, агропромышленный комплекс "Дзержинский", как демонстрация развития сельского хозяйства, "Белкоммунмаш" и "Автодор", призванные показать высоту достижений в производстве автобусов, трамваев, троллейбусов и тракторов, а также совместное китайско-белорусское предприятие "Мидеа-Горизонт", с конвейера которого теперь сходят не только телевизоры с одноименным названием, но и, к примеру, микроволновые печи (правда, написано на них уже не Horizont, а Vitek). Картинка не могла не впечатлить: новые корпуса коровников, недавно построенные в "Дзержинском" на средства от льготных кредитов (специальный указ не так давно подписал президент Александр Лукашенко), несколько десятков моделей тракторов на "Автодоре", и тому подобное. Я сейчас не иронизирую. Белоруссии есть чем гордиться, даже не принимая во внимание все эти передовые хозяйства. Хорошие дороги. Чистые улицы. Небольшая преступность. Это то, что сразу бросается в глаза в Минске. Белорусы могут позволить себе купить хороший автомобиль. И получить льготный кредит от государства на покупку жилья. Очень льготный, российской ипотеке такое и не снилось, потому что процент по этому кредиту всего 3-4. Все это есть, и наверняка впечатляет приезжающих, особенно приезжающих из России. Все это находится на одной стороне весов. Но, как выяснилось, вторую чашечку весов тоже есть чем заполнить.

У меня не было цели собирать негатив о Белоруссии, но не было и цели оценивать происходящее в этой стране поверхностно. Я всего лишь планировал встретиться и пообщаться с разными людьми, выслушать разные мнения, и вторая чашечка заполнилась как-то сама собой. В Белоруссии сложно быть журналистом. Федеральные СМИ принадлежат государству. Российские каналы идут с предварительной цензурой. Сложно быть и предпринимателем. Как ни странно, и бизнес в своей большей части принадлежит государству. Тот же самый агропромышленный комплекс "Дзержинский", крупнейший в стране, принадлежит государству даже не контрольным пакетом своих акций, а пакетом в 99.98%. Да и всего в Минской области лишь 20% - это частный бизнес. Остальное - бизнес государственный. Вполне логично, что государство само себе выделяет льготные кредиты.
Александр Лукашенко пообещал поднять пенсии и зарплаты в бюджетной сфере на 30%. Но многие жители опасаются, что после Нового года это приведет к девальвации национальной валюты. Так как была уже эта девальвация год назад. На эти самые 30 процентов. А еще здесь сложно заниматься политикой. А порой даже и опасно.
Я брал интервью у бывшего кандидата в президенты Белоруссии Александра Козулина в фойе гостиницы. Когда мы вышли прогуляться по улицам вечернего Минска, он обратил мое внимание на машину, которая за нами следила. Для него, бывшего оппозиционного политика, это обыденность. Для него, отсидевшего в тюрьме два с половиной года за "злостное хулиганство и организацию массовых беспорядков", потерявшего за это время свою супругу, это такие же спутники жизни, как дворники, журналисты и милиционеры.
С Андреем Санниковым, которого многие сейчас называют главным претендентом на пост главы государства от оппозиции, мы встречались в его предвыборном штабе. Штаб представлял собой обычную съемную квартиру на третьем этаже жилого дома. Таких квартир, признались мне в предвыборном штабе, несколько. Потому как в любой момент может нагрянуть милиция. Для того, чтобы в квартиру войти, белорусской милиции не нужен ордер на арест либо ордер на обыск. Тебя могут обвинить в сквернословии, когда ты выходишь вынести мусор, и посадить на 15 суток. Андрей Санников сидит напротив меня и курит. Я тоже курю. И спрашиваю, готов ли он к тому, что его могут в любой момент обвинить в каком-нибудь преступлении и посадить. Я стараюсь об этом не думать, отвечает он. Сесть в тюрьму - это не самое страшное в Белоруссии. Санников не верит в самоубийство журналиста Олега Бебенина, которого нашли мертвым, в петле на собственной даче. Бебенин возглавлял предвыборный штаб оппозиционного кандидата. Выборы - через два с половиной месяца. Я тут же вспоминаю, что об этом на своей пресс-конференции говорил Александр Лукашенко. Белорусский президент отметил, что до громкой смерти журналиста и знать не знал о его существовании и об оппозиционном сайте под названием "Хартия-97", которым тот руководил. Я тоже об этом сайте раньше не слышал. Поэтому до сих пор путаюсь в цифрах в его названии, и чтобы не ошибиться, лезу в интернет за уточнением. Лукашенко, называя сайт, не ошибается.
Такие две Белоруссии я увидел. Две совершенно разные. И все же это одна страна. Рассказать о ней можно было бы еще много чего. Один из таксистов, с которым я познакомился, узнав, что я журналист, просто взорвался непечатными эпитетами в адрес Лукашенко. Сотрудик белорусского посольства, ехавший со мной в купе обратно в Москву, такими же жесткими эпитетами наградил российскую власть, и говорил, что России не хватает Лукашенко. А минский журналист Владимир, с которым мы познакомились через интернет, при встрече подарил мне деревянную фигурку белорусского президента. Президент как бы стоит в бочке. И в этот момент у него суровый взгляд и мужественное лицо. Но как только бочку приподнимаешь наверх, из под нее выглядывает огромный мужской член.
Previous post Next post
Up