Васька Красный

Feb 11, 2022 15:41

В 1893 году Горький написал рассказ "Об одном поэте", в котором три музы предлагают поэту свои программы действий. Первая воспевает возвышенную, постигаемую разумом красоту, бесчувственную, аморальную, асоциальную; вторая предлагает окутать души ласковой негой и сладкими грезами; а третья - изощрённо истязать людей, чтобы подвигнуть их на подвиги:

"- Я помогу тебе, я! - сказала третья муза.- Мои слова - как бичи и иглы терновника. Ничто так не двинет людей, как удары. Их нужно бить; от этого у них будет тоньше кожа, тверже мускулы. О, поверь, оскорбления они скорее поймут, чем ласки, они так изощряются, оскорбляя самих себя и друг друга!.. Только страх погонит их вперед. Но они, эти люди, имеют проклятую способность привыкать ко всему, и тот, кто любит их, не должен забывать об этом. Да, они умеют привыкать, и если бы некто, имеющий власть, решил сечь их ежедневно, то они вскоре привыкли бы и к этому. И потому нужно быть утонченно и разнообразно злым, злым до возбуждения, до ужаса. Нака­зывая их сегодня жестоко, завтра уже нужно наказа­ние заменить хотя бы менее жестоким, но непременно иным. Для того, чтоб двигать людьми, нужно превзойти их во всем. И нужно быть холодным, как снег, и равнодушным, как камень, чтоб не миловать их и не тро­нуться их стонами. А также не нужно позволять им заметить твою любовь к ним, ибо они сочтут ее за сла­бость и, уверенные в ней, не будут бояться тебя. Нет пощады тому, кто сам не знает пощады! Но можно простить его, когда он раскается.
- Это страшно! - сказал мой поэт.
У него было нежное сердце.
- Это так. Нужно бить рабов - может быть, они озлятся и будут гражданами."

Через шесть лет, в 1899 году, Горький представил, как реализовать этот метод не на словах, а на деле.

Истязать людей предполагается из любви, вот и Васька любит - любит истязать: иная любовь выглядела бы здесь слишком неправдоподобной.

Поскольку "нужно быть холодным, как снег, и равно­душным, как камень", автор подчеркивает "деревянное" спокойствие Палача: "говорил равнодушным и сип­лым голосом", "никогда не злился, он был всегда одинаково молчалив, равнодушен", "незаметно было, чтоб знание того, чем он ри­скует, живя среди бесчисленных врагов, понижало или повышало его холодную жестокость к девицам", "равнодушный, деревянный голос" его всегда звучал спокойно.

Эмоциональная тупость Васьки распространяется на все его отношения: ко всем своим знакомым он "относился одинаково ровно и совершенно безучастно" (потому у него не было друзей), "никто из девиц не слыхал от Васьки ни одного ласкового слова, хотя многие из них были его наложницамии" ("-Ну и чёрт! - отзывались о нем девицы.- Совсем деревянный какой-то...").

Акцент на отношениях с девицами нужен для соответствия методу: "чтоб не миловать их и не тро­нуться их стонами". Хотя здесь больше подошло бы "чтобы миловать их и не тро­нуться их стонами". У Горького "миловать" является эвфемизмом совокупления (например, в рассказе "Однажды осенью"; см. комментарий к рассказу). Этот смысл был понятен современникам. В интернете встречается текст рассказа, напечатанный по "Волжскому вестнику", видимо, без восстановления цензурных купюр (https://ruslit.traumlibrary.net/book/gorkiy-pss30-01/gorkiy-pss30-01.html#s017) Здесь фраза имеет вид: "И нужно быть холодным, как снег, и равнодушным, как камень, чтоб миновать их и не тронуться их стонами." (Цензор равнодушно и не без холодного сарказма обошелся с авторским текстом.)

Окружающих Васька считает такими же бесчувственными, как и он сам:

"Васька хлестнул ее ремнем по плечам.
- Иди на двор!
- Что ты? Чай, теперь зима... холодно мне будет...
- Ладно! Разве ты можешь чувствовать?.."

С образом эмоционально тупого палача совершенно не вяжется выходка с переодеванием, когда "ночью в баню, где сидела Вера, мучи­мая жаждой, страхом и тьмой, явился дьявол". Этот эпизод нужен только для того, чтобы продемонстрировать, как это - быть "утонченно и разнообразно злым, злым до возбуждения, до ужаса".

"Для того, чтоб двигать людьми, нужно превзойти их во всем": "он обладал страшной силой и допьяна никогда не напивался - трудно было сладить с ним. Не раз ему подсыпали мышьяк в пищу, чай и пиво, и однажды довольно удачно, но он выздоровел. Он как-то узнавал обо всем, что предпринималось против него".

"Нет пощады тому, кто сам не знает пощады!": "они прыгали вокруг его кровати и щипали, рвали его за волосы, плевали в лицо ему, дергали за боль­ную ногу. Их глаза горели, они смеялись, ругались, рычали, как собаки; их издевательства над ним прини­мали невыразимо гадкий и циничный характер. Они впали в упоение местью, дошли в ней до бешенства. Все в белом, полуодетые, разгоряченные толкотней, они были чудовищно страшны."

"Но можно простить его, когда он раскается.":
"она стала говорить ему о его жестокости, вспоми­ная разные случаи.
- Молчи! - просил он ее, а когда она не послуша­лась, он хрипло крикнул: - Молчи, говорю!
В этот вечер они не говорили больше. Ночью у Васьки был бред; из широкой груди его вырывался хрип, вой. Васька скрежетал зубами и размахивал в воздухе правой рукой, иногда ударяя ею себя в грудь."
"- Прощайте! - вдруг сказал Васька, наклонив голову и не глядя на девиц.- Про... прощайте!
Некоторые их них молча поклонились ему, но он не видел этого; а Лида спокойно сказала:
- Прощай, Василий Мироныч...
- Прощайте... да...
Фельдшер и больничный служитель взяли его под мышки и, подняв с лавки, повели к двери. Но он опять поворотился к девицам:
- Прощайте... был я... точно что...
Еще два или три голоса сказали ему:
- Прощай, Василий...
- Ничего не поделаешь! - тряхнул он головой, и на лице его явилось что-то удивительно не подходившее к нему.- Прощайте! Христа ради... которые... кото­рым..."

Здесь героя массово прощают в буквальном смысле (наверное, автор так шутит); ритуал раскланивания раньше уже встречался (в рассказе "Женщина с голубыми глазами" о сезонной ярмарочной проституции).

В рассказе "Об одном поэте" людей предполагалось истязать для того, чтобы возвысить их и подвигнуть на подвиги. То, что 6 лет спустя этот метод дрессировки гражданственности реализован в публичном доме, показывает, с какой иронией автор теперь относится к своей прежней идее. Васька выбивает из девиц человечность с тупой настойчивостью автомата, исполняющего заложенную программу. Выражение смертельного, ненасытного голода - словно мигающий сигнал прибора, находящегося в режиме поиска. Наконец, нашёл:

"- Вон как - и говорить-то не можешь! - молвила Аксинья, обертывая косу вокруг шеи.- До чего замучили мы тебя... Больно, Вася? а?.. Ну, уж потерпи... ведь это пройдет... это сперва только больно... я знаю!
На лице Васьки что-то дрогнуло, он хрипло сказал:
- Дай... водицы...
И выражение неудовлетворенного голода исчезло из его глаз."

Каких же граждан удалось воспитать по методу 3-й музы?

"среди девиц царил самый образцовый порядок; их было одиннадцать, и все они были смирны, как овцы. Находясь в добродушном настроении и разговаривая со знакомым гостем, Фекла Ермолаевна часто хваста­лась своими девицами, как хвастаются свиньями или коровами."
"Трудно сказать, чего больше было у девиц в отноше­нии к Ваське: страха перед ним или ненависти к нему. Все они заигрывали с ним и заискивали у него, каж­дая из них усердно добивалась чести быть его любов­ницей, и в то же время все они подговаривали своих «кредитных» друзей сердца, гостей и знакомых «выши­бал» избить Ваську."
"Ее же по­други,- а зачастую и единомышленницы,- связывали ей руки и ноги, завязывали рот, и тут же, на полу кухни и на глазах у них, виновную пороли."

Сознательные граждане ведут борьбу за социальные права: "требование улучшения пищи или права уходить из дома на прогулку". Дальше их требования не идут, потому что в своём образе жизни они не видят ничего зазорного или ненормального.

Эта картина воспитания гражданок публичного дома удивительно напоминает происходящее сейчас, во время "пандемии covid-19". Трудно избавиться от ощущения какой-то мрачной справедливости происходящего, что, разумеется, ни в коей мере не оправдывает мерзавцев, которые всё это устроили, не превращает их в эдаких ангелов апокалипсиса. Автор замечательно изобразил, как извиняется Васька. Думаю, извинения власти будут звучать примерно так же: "Ничего не поделаешь! Прощайте! Христа ради... которые... кото­рым..." с поклоном с борта личной яхты или ероплана.

Горький вообще удивительно футуристичен. Васька - это цифровое правительство, электронная очередь. Аксинья - тоже автомат, резиновая кукла. Сейчас есть такие кошечки на солнечной батарейке: они машут лапкой и в такт с ней водят глазками. А раньше были настенные часы с кошачьей мордой над циферблатом, двигавшей глазами в такт с маятником. Не нужно обманываться "человечностью" Ксюшки: это автоматически отработали программы "уход за раненым" и "прощание с мужем". Человечность бы не позволила.

Это понял и Васька:

"- Увозят! Уве-езут его, маво милого...- вдруг дико завыла Аксинья, грохнувшись на лавку.
Васька дрогнул и поднял голову кверху. Глаза у него страшно заблестели; он стоял, внимательно вслушиваясь в этот вой, и дрожащими губами тихо говорил:
- Вот... дура! Вот так ду-ура!"

И прозрение "Пусть будет ясное созна­ние ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болыо и жажда будущего - страстным мучением." наступает не у "исправляемых" граждан, а у "естествоиспытателя" Васьки. Это не ирония автора, а чувство реальности, а сегодняшний Всемогущий Васька-Палач - это реинкарнация поэта с большим и нежным сердцем шестилетней давности.

Проституция при Романовых.

"В городе было несколько высших учебных заведений, много молодежи, поэтому дома терпимости составляли в нем целый квартал: длинную улицу и несколько пере­улков."

Растление молодёжи было поставлено на поток. Причем, при полной поддержке власти:

"Он водил компанию с полицейскими, с такими же, как сам он, «вышибалами» и с сыщиками, которых всегда много бывает в публичных домах."

И даже по принуждению власти:

"- Проститутка... Видишь - о выключке пишет. Это, значит, чтобы я полиции дал обещание, что женюсь
на ней, тогда ей возвратят паспорт, а книжку у нее отбе­рут, и будет она с той поры свободная! Вник?"
("Коновалов", 1896)

Разумеется, властям было прекрасно известно, каким издевательствам подвергаются "сестры во Христе", как и прочим гражданам:
"В пьяном виде девицы, не скрывали этих чувств и громко жаловались гостям на Ваську; но, так как гости приходили к ним не затем, чтоб защищать их, жалобы не имели последствий. В тех же случаях, когда они возвышались до истерического крика и рыда­ний и Васька слышал их,- его огненная голова показывалась в дверях зала и равнодушный, деревянный голос говорил:
- Эй ты, не дури...
- Палач! Изверг! - кричала девица.- Как ты сме­ешь уродовать меня? Посмотрите, господин, как он меня расписал плетью...- И девица делала попытку со­рвать с себя лиф... Тогда Васька подходил к ней, брал ее за руку и, не изменяя голоса,- что было особенно страшно,- уго­варивал ее:
- Не шуми... угомонись. Что орешь без толку? Пья­ная ты... смотри!
Почти всегда этого было достаточно, и очень редко Ваське приходилось уводить девицу из зала."

Впрочем, наши граждане не были зверьми. Они проституток жалели (и вожделели), как и наши великие писатели-гуманисты. Впрочем, всё это наверняка происходит и сейчас, разве что не в таких масштабах, но расцветёт буйным цветом с окончательной легализацией проституции. Да, нашим царебожникам и любителям похрустеть булками есть за что бороться:

"- Василий Мироныч! - умоляюще говорила де­вушка.- Ты меня не тронь! Не тронь... тронешь - удавлюсь я...
- Иди, дура, веревку дам! - равнодушно, без ус­мешки говорил Васька. Он всегда добивался, чтоб виновные сами шли к нему. [у нас исключительно добровольная вакцинация]
- Краул кричать буду... Стекла выбью!..- зады­хаясь, от страха, перечисляла девица всё, что она может сделать.
- Бей стекла,- а я тебя заставлю жрать их! - гово­рит Васька." [граждане свободны в своём выборе]

"И упрямая девица сдавалась, подходила к Палачу; если же она не хотела сделать этого, Васька сам шел к ней, брал ее за волосы и бросал на пол. Ее же по­други,- а зачастую и единомышленницы,- связывали ей руки и ноги, завязывали рот, и тут же, на полу кухни и на глазах у них, виновную пороли. Если это была бойкая девица, которая могла и пожаловаться, ее поро­ли толстым ремнем, чтобы не рассечь ее кожу, и сквозь простыню, смоченную водой, чтоб на теле не оставалось кровоподтеков. Употребляли также длинные и тонкие мешочки, набитые песком и дресвой,- удар таким меш­ком по ягодицам причинял человеку тупую боль, и боль эта не проходила долго..."

"у него в кармане шаровар всегда лежала плетка о трех концах на корот­кой дубовой рукоятке, отполированной частым употреб­лением. В ремни этой плетки была искусно вделана про­волока, из которой на концах ремней образовывалась кисть. Первый же удар плетки просекал кожу до ко­стей, и часто, для того, чтобы усилить боль, на иссе­ченную спину приклеивали горчичник или же клали тряпки, смоченные круто соленой водой."

"Она заперла ее в баню и там кормила соленой икрой."

"Она сошла с ума от ужаса.
Это было зимой. Поутру другого дня ее, босую и в од­ной рубашке, вели из бани в дом по глубокому снегу, она же тихонько смеялась и говорила счастливым голосом:
- Завтра я с мамой опять пойду к обедне... опять пойду... опять пойду к обедне..."

"Он вытолкнул ее в дверь кухни, провел, подхле­стывая ремнем, по сеням и на дворе приказал ей лечь
на бугор снега."
"И, толкнув ее лицом в снег, он втиснул в него ее голову для того, чтобы не было слышно ее криков, и долго хлестал ее ремнем"

"Засни-ка в зале еще раз! Я тебя тогда выведу на двор, выпорю и водой обливать буду..."

Горький, вакцинация, Николай II, общество

Previous post Next post
Up