Рассказ о том, как я стала инструктором на детской программе про Питера Пэна. Детки 7-9 лет.
История началась с Индии. Уезжая в своё большое путешествие, я очень хотела найти себя, свой путь, и возвращаться к большой архитектуре не собиралась, да и сейчас не собираюсь, даже нашла уже себе работу, связанную с дизайном интерьеров. Мне очень хотелось нового опыта, один из вариантов был - преподавать рисование. И вот, мечта сбылась, в начале июня списалась со знакомым, с которым познакомилась в Индии, и уже через неделю мне нашлась работа, правда, пообширнее, чем просто преподавание. Инструктор на детской программе, а это ещё и вожатство и командообразование, не столь любимое мною, ну, и воспитательная часть.
День «Х» настал. Пансионат в Подмосковье и 36 детей, 7-9 лет. Все кричат, бегают, и что делать с ними неясно. Я была в панике, ещё 13 дней так. 36 деток, 3 инструктора, 1 руководитель, она профи своего дела, и один воспитатель, без неё мы бы точно не справились, Гуля - спасибо. Гуля - мама мальчика с другой программы, устроилась поработать ради интереса и вспомнить былое, когда-то она была вожатой. Плюс она мастер спорта и умеет быть строгой. Дети её всегда слушались. Благодаря ей у нас были самые чистые дети и их комнаты)
То есть я работала, как бы вожатой в лагере. Но лагерь непростой, он тематический и программа у детей очень насыщенная. Питер Пэн был с английским языком к тому же. И я вела инглиш. Неожиданно для себя самой. Слава Богу, через день, а другой день какой-нибудь мастер-класс, по рисованию или оригами.
За 2 недели я многому научилась, например, говорить четче и громче, тренинги по войсингу ой как мне пригодились.
А ещё мы разделили наших пэнчиков на 3 команды, по инструктору на каждую. Моя команда называлась «В духе Питера Пэна», поэтому моих детей все звали Духами, а кто-то духАми.
За 2 недели я познакомилась со всеми 36-ю. Скучно не было ни разу. Было весело и устало. Как же я завидовала детям, они ложились спать в 10 вечера, а не в 2 ночи.
День 1.
Паника. Что делать с ними?! Их так много, они все кричат. Во что играть? как их собрать и заставить друг друга слушать или хотя бы не перебивать? Потом мы разделили весёлую тусовку на 3 тусовки по 12 детей в каждой. Т.е. я была вожатой у 12 детей и при этом вела ещё занятия у остальных, поэтому знала всех. В конце каждого дня мы проводили свечку, это когда берется предмет и по очереди, каждый держа его в руке, рассказывает как прошёл день, что понравилось, что не очень, что хотелось бы изменить. Свечка была для меня самой сложной вещью, потому что они постоянно перебивали друг друга, и мне приходилось всех перекрикивать, и так каждый день, редко, когда удавалось сохранять тишину, косяк, конечно, мой, не смогла стать авторитарным инструктором. Дети потом говорили с Настей, ещё одной инструктором, с которой мы порой весело смеялись. «Вот Гуля, строгая, Надя - добрая.» «А мы с Ирой какие?» «А вы так, средние»
К ночи началось самое страшное, мой друг, у которого двое детей, сказал, что плакать будут по ночам, тосковать. А я ему - да это прошлый век. Он был прав. Плакала, в основном, одна девочка, Гуле пришлось к ней даже лечь в кровать.
День 2.
Я начала вести английский. На программе есть носитель языка, девушка из Америки, но её друг не приехал, и нужна была помощь. Инглиш я вела через день. Прошло успешно, я начала, как это принято на всех курсах, сразу говорить с ними на англ. И мы общались на темы «как тебя зовут, хобби». ДАже все довольны были. нУ, почти все, недовольны были те ребята, которые плохо знают инглиш, потому что надо самим предложения строить) Об этом мне один мальчик на свечке поведал.
Вообще очень интересно с детьми работать, человек упорно противится, чего-то не хочет, а поговоришь с ним отдельно, разговоришь его, и оказывается, у всего есть очень простые причины. Зачастую, это то, что родители этим и так уже замучили.
А вечером я стала феей. Динь-динь брюнетистого типа. Познала опыт аниматора) Пришлось всех детей обмануть, что я-это не я, просто феи порой, чтобы прийти на землю заимствуют чьё-то другое тело. Мне выдали платье на размера 3 больше, но я всё равно получилась красоткой в нём , и волшебную палочку, и конечно же крылья!!! Обувь не дали, а та, что была у меня, не подходила, пришлось идти босиком. Дети потом между собой говорили, что фея - бомж, без обуви пришла. Большей частью, я получала всё-таки комплименты о том, какая фея прекрасная))) Приятно! А один мальчик нарисовал мне дом, очень красивый дом в цветке, и подарил)))
К ночи опять началось страшное, на этот раз рыдали уже несколько девочек. И я научила их глубокому йоговскому дыханию с задержкой. На 5 счётов вдох, на 5 счётов задержка, на 5 счётов выдох. Сработало!!! Самая тоскующая уснула уже быстрее.
День 3.
Шумовая завеса, голова раскалывается. В столовой села с мальчишками, чтобы прослеживать все ли едят, хотя бы чуть-чуть. С ними весело, массу историй рассказывают, но самое лучшее, когда они играют в молчанку…. Я там даже сосиски есть начала!!!!!!!!!!!! Вот до чего дошла моя усталость. Как же дети тащатся от сосисок! Так же, в этот день я вела мастер-класс «Легенды цветов». Я его слегка видоизменила, и мы делали оригамную лилию. Я об этом пожалела) Лилия оказалась сложноватой, и за день я свернула 36 цветков, в очень быстром ритме, потому что все кричат «У меня не получается, а подойтите ко мне» И так в три захода. Занятия мы вели каждой команде по очереди. Поначалу дети у нас даже не гуляли, от чего тоже уставали.
Практика глубокого дыхания продолжается. Девочка ко мне подошла в слезах, что у неё не получается, но она пыталась. Пошли пытаться вместе) Уснула быстро. Больше уже не приходилось ей помогать, адаптировалась.
День 4.
Недосыпы и усталость берут своё, я стала замечать, что начинаю общаться, как дети, обижаться на какую-то ерунду и чуть ли не плакать по всякому поводу. Оказалось, я такая не одна.
Снова веду английский, после Джессики, той американской девушки, общение на английском уже не проходит, детям скучно, все хотят игр и песен. Их нету у меня. По программе мы рисовали плакат, делились на две команды, а потом устраивали конкурс. Один мальчик рисовал пирата, в самом углу ватмана, я решила ему помочь, и… всё испортила, то есть как испортила, я просто не поняла, где у него там глаз, и нарисовала не в том месте. Началась истерика, теперь надо выкидывать весь ватман и начинать заново. Делал он это очень выразительно, размахивая руками и крича в праведном гневе: «Ну с этим-то что теперь делать!?!?!». А я говорю - похоже на гриб, смотри как неожиданно получилось, и остальные дети подключились, «Да, точно». В итоге, мальчик пошёл в сторонку плакать, закрыв лицо руками. Что с ним делать неясно, и я начала его щекотать. Подействовало!!! Похихикал и вернулся обратно рисовать новую картинку на том же листе)
Мы завели почту для детей, так как они стали бросаться записками и устраивать разборки по этому поводу. Разборки у них обычно на тему, а вот Даша сказала, что больше не дружит с нами.
Одна из записок сделала мой день. Я смеялась до слёз.
"Дорогой Даня, я тебя люблю, а ты на мне женишься? А когда? (дальше прочерк, видимо, дата должна стоять)
Если женишься, то ты будешь жить в котеджи в моей любви."
Орфография сохранена
День 5.
Экскурсия в музей игрушки с утра в Сергиев-Посад. Этот прекрасный час в автобусе туда и час обратно, когда можно вставить один наушник в уши и посидеть спокойно, лишь изредка кого-нибудь одергивая, чтобы оставались на местах. В музее мне понравилось, были интересные экспонаты, да и дети были не такими шумными.
На этот раз я помогала вести английский Джессике, так как она не может одна их угомонить и русский не знает, чтобы объяснить непонятное. Помощь моя была полезной, большей частью, говорить, чтобы помолчали и уважали заокеанскую гостью. И во всех трёх группах я говорила им, чтобы извинились, диктуя, как это будет на английском. И все хором повторяли… действовало не надолго.
Нашла подход, как угомонить самого неугомонного. Почти в каждом коллективе есть агрессивный лидер, эдакий крутой парень, который чуть что начинал орать и рыдать, а все вокруг козлы, а он несчастный и непонятый. В моей команде такой был. Умный, но. Чуть что, он начинал драться, а потом убегал в слезах. Потрясающий манипулятор растёт. Ответы на мои вопросы начинались с «А чё он?!» . В какой-то момент мне надоело и на 5-ый день во мне проснулся талант пародиста. Как только он начинал возмущаться с непередаваемым выражением на лице, я начинала его передразнивать. Всем становилось смешно, и он успокаивался)
День 6.
Тут во мне открылся дар режиссёра или я не знаю кого. В общем, в мои обязанности входило говорить и показывать детям, что надо читать с выражением. Мы репетировали сценку на английском. Моя учительница по лит-ре и рус язу упала бы в обморок, увидев, что я могу что-то с выражением читать, да ещё и преподавать это детям.
Вечером было самое интересное, я была пиратом на игре «Сражение с капитаном Крюком». Малое футбольное поле. На одной части дети, все 36 с надувными мечами, на другой пираты, 4 человека, дети должны добежать до конца пиратского поля, найти крокодила и кинуть в крюка. Тогда они его победят. Мне казалось, что дети нас сразу обыграют, но как бы не так! Они дейтсивтельно боятся пиратов, даже ненастоящих) Достаточно сделать им злобный пшик и они с криками разбегаются. Меня это поразило)))) И эта тактика мне помогла потом справляться с самыми непослушными. Они тебе сначала упрямо «Не хочу-не буду», а ты делаешь монстриозную мину, сжимаешь пальцы, и непослушный, хихикая, начинает убегать от тебя. И вот, медленно и верно, через какое-то время удается загнать его в нужное помещение. Ему-то весело, а мне устало. Кстати, такая игровая фишка действует и на пожилых, только изображать никого не надо, достаточно сказать, что «у меня есть секрет, пойдём покажу.»
День 7. Родительский день.
Относительно спокойно. Была душераздирающая сцена мальчика и мамы. Он её не отпускал, а она говорила, значит поехали домой, он начинал кричать ещё громче, потому что домой не хочет. И так два часа, чуть ли не с драками. Мы от него такого не ожидали. Ещё одно доказательство «В тихом омуте…». Другой папа забрал свою дочку, одну из самых непоседливых и непослушных девчонок у нас, а потом потерял её на территории лагеря. Пришёл к нам и говорит - а где мой ребенок?
Дальше не буду писать по дням, скажу лишь, что оставалось ещё 7 дней. И мне хотелось домой. Но при этом было много всего интересного и веселого.
И не очень веселого. Ушла одна из инструкторов, и целых 12 детей остались бесхозной командой. Я учла свою ошибку со сложной оригамной лилией и мы сделали коробочку, которую потом украшали бисером и рисунками или всем вместе. Получилось красиво. Я, к сожалению, не сфотографировала.
Ещё я вела мк по рисованию мыльными пузырями, получалась, естественно, каляка-маляка, но чтобы было веселей я ввела такое задание, как, найти образ, на что это похоже и дориосвать нужное фломастерами. Получилось упражнение - обрисовывать пятна, одно из моих любимых на развитие воображения. Многие дети были в восторге. Ещё мы делали оттиски или складывали пополам, от чего восторгов становилось ещё больше)
Звонить и общаться с внешним миром почти не было возможности. Только отвлекешься, как обязательно кто-нибудь поссорится, подерется, упадёт и тд… и так почти каждый день.
Заключение.
Опыт я получила грандиозный. И в общении с детьми и в понимании себя, наблюдая за некоторыми, я видела отражение себя, кем-то я восторгалась. У нас был мальчик, Андрей, 9 лет, внешне похожий на Шелдона из «Теории большого взрыва», но это только внешне. Растёт человек, на которого всегда можно положиться, благородный и добрый. Каждый раз я поражалась его умению прощать обиды, и не отвечать злом на зло, хотя он мог бы, у него какой-то там продвинутый пояс по карате. Или был ещё мальчик, 7 лет, потрясающе умеет отстаивать свои границы, если он чего-то не хочет, он смело заявляет об этом, а если чем-то расстроен просит оставить его в покое. А был ещё малыш, Никита, ему тоже 7, но по сути намного меньше, очаровашка. Очень плохо ел, и Гуля ему говорила, что Питер Пэн иначе не подарит ему конфетку. В итоге, один из ребят постарше, в столовой подкидывал сзади конфетки, когда Никита съедал ложку супа))))) Подкидывал Питер Пэн, конечно.
Так же у нас были награждения за самую чистую и самую грязную комнаты среди мальчиков и девочек. Гуля придумала такие призы: чистюли получали конфетки с бантиками, нанизанные на красный скотч, а грязнули швабру и веник, тоже с бантиками, чтоб совсем обидно не было. А чтобы было ещё интересней, мы решили грязнуль назвать нестандартно. Словарь синонимов выдал такие варианты: пачкун, чумичка, задрипанец и тд. Задрипанцы - очень обидно. А вот чумички и пачкуны самое то) Выбор синонимов сделал нашу ночь, мы смеялись до боли в животе. Никогда бы не подумала, что чумичка=грязнуля.
А какие же у них классные дискотеки!!!!! Это нечто, друзья. Они так искренне и мило танцуют, ну, и смешно, конечно же, что, глядя на них, забывается любая усталость и сердце радуется. В предпоследний день вечером за одной девочкой папа приехал, и танцевал с ней в паре, трогательно до слёз.
А самое важное, что я там получила - я окунулась в детство, слегка. Мы смотрели с ними мультик, они так искренне смеялись над какой-то ерундой, что я тоже начинала смеяться, только не над какой-то ерундой, а от радости за детей. Иногда бывало грустно в такие моменты, как будто какая-то часть тебя ушла безвозвратно, и ты не можешь больше так радоваться, как они.
П.с. Программа завершилась, и мне потребовалось 5 дней, чтобы прийти в себя от накопленной усталости. Первые дни я отключалась сразу же, как садилась на диван. И, окунувшись в этот опыт, я пришла к выводу, что, пожалуй, стоит вернуться в свою родную профессию. Сменить сферу деятельности сразу не удастся. Другой вывод: вожатство - это не моё, а преподавать и общаться с детьми мне очень понравилось.