Танец - это йога, а йога - единение с Великим Абсолютом, с Богом. Существует много путей к Богу. Йогический танец - путь красоты, которая есть проявление божественного начала - Судхарани Ратхупатхи.
Искусство натьи (танца) дарует блаженство, превосходящее даже величайшее блаженство, которое испытывает медитирующий на Брахмана - Абхинайя Дарпана.
Индийский классический танец - одна их старейших существующих танцевальных традиций. Он, как и йога, уходит корнями в древнюю индо-дравидийскую культуру, предшествующую современному индуизму и начал практиковаться как священный танец около пяти тысяч лет назад.
Бхаратнатьям - древнейший танцевальный стиль Южной Индии. На протяжении многих веков являлся храмовым танцем и исполнялся исключительно в индуистских храмах как молитва, подношение, ритуал преданного служения и духовная практика. Этот стиль индийского классического танца сохранил до наших дней свою самобытность, традиционную технику и духовную наполненность.
Традиционный индийский танец часто называют танцевальной йогой - "натья йога", ведь цель йоги и танцевального действа - мокша - освобождение и слияние с высшим божеством, Абсолютом посредством определенных духовной и физической практик.
" Как и в йоге в танце тело обучают для того, чтобы в конце концов полностью забыть о нем, - объясняет выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям. - Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Результат такого танца подобен тому, к чему стремятся йоги и жрецы, медитируя и совершая жертвоприношение".
Многие танцевальные позы - караны повторяют достаточно сложные асаны, а хасты и мудры - неотъемлемая часть каждого танца. Чередование динамики и статики, быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. Танцор нарабатывает такие качества, как совершенная гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм. Бодрость духа, хорошая физическая форма у танцоров индийских танцев сохраняется на протяжении многих лет. Многим мастерам индийского танца далеко за 50, однако они продолжают радовать зрителей своим искусством.
Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С. Айенгар писал: " Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец - совершенным искусством движения".
Индийский танец очень красив, но в сердцевине его - духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь целостного совершенствования личности, в котором учитывается духовное и физическое развитие, воспитание эстетического вкуса, образование ума и раскрытие сердца.
Последовательность танцевальных номеров.
Алларипу. Бхаратнатьям начинается с алларипу. Танцовщица начинает танец, предлагая богу цветы. Это техническая композиция, в которой движения повторяются сначала левой, а затем правой половиной тела, это дает представление об уровне мастерства танцовщицы. Раньше исполнительница повторяла алларипу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света. Это делалось для того, чтобы люди, пришедшие в храм видели танец во всей его полноте, как его видит бог. Теперь, когда танец исполняется на сцене, это не обязательно. Во время алларипу вначале демонстрируются движения рук, ног, корпуса, затем переходят к филигранным движениям шеи, бровей, глаз. При помощи танца исполнительница просит бога, чтобы ее выступление было удачным.
Джатисварам - чисто техническая композиция, во время которой танцовщица показывает различные ритмические схемы, демонстрирует гибкость и силу своего тела, аккуратность движений при быстрой скорости.
Шабдам - здесь танцовщица вводит в танец литературу. В сопровождении вокала девушка исполняет танец-молитву, демонстрируя актерское мастерство (абхиная).
Варнам - важный элемент в последовательности танцевальных номеров. Здесь танцовщица показывает полный набор жестов и поз бхаратнатьям. В основе этой композиции обычно лежит стихотворение рассказывающее о влюбленной девушке (наика), ожидающей своего возлюбленного. Каждая строка поэмы повторяется несколько раз, каждый раз исполнительница варьирует свой танец, демонстрируя свое владение бхав (чувства). Чем выше профессиональный уровень танцовщицы, тем больше вариаций она может показать.
Падам - в этой композиции демонстрируются еще более глубокие чувства. В основе Падам тоже лежит стихотворение, взятое из какой-нибудь эпической или просто популярной книги. Большинство таких композиций рассказывает о жизни бога Кришны.
Тиллана - это 6-й элемент в последовательности танцевальных номеров бхаратнатьям. Для этого танца характерна высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные телодвижения. Тиллана сопровождается песней, состоящей из звукоподражательных слов, не несущих смысловой нагрузки: тана, дерена, тум, лум, ялали, на, тадаре, дирдир, тани и т.д. Они помогают понять ритмический рисунок композиции.
Шлокам - последний элемент бхаратнатьям. Танцовщица молится богу, произнося шлоку на санскрите, и выполняя намаскар (приветствие и прощание), заканчивает свое выступление.