посмотрели недавно с мужем "комплекс баадера - майнхоф". слово "комплекс" плохо утрамбовывается в моем мозге, проще мне сказать "синдром", подразумевающее медицинский термин, характеризующийся как совокупность симптомов. не более.
явный недостаток фильма, сразу бросающийся в глаза - первая половина кажется просто калька с "баадера". сцены повторяются и я начинаю сравнивать. возможно, претензия моя тут не к месту - повторяются так называемые "ключевые" моменты истории раф: протесты во время приезда иранского шаха, убийство онезорга, суд над баадером и энслин по поводу взрыва в универмаге, организация побега баадера, палестинский лагерь, аресты.
собстенно, на этом фильм "баадер" заканчивается, и сравнивать дальше некуда. честно сказать, после этого смотреть "комплекс" стало куда интереснее. тюремное заключение, органзация попыток побега, суды. смерть.
на сайте радио свобода пишут, что роль Ульрике Майнхоф сыграла Мартина Гедек и вот что она говорит о своем персонаже: «Насилие в глазах... Ей, видимо, кто-то когда-то причинил зло. И она начинает причинять зло окружающим. Моя героиня - человек с изуродованной психикой. Таково мое впечатление».
После такого я бы сказала что фильм реакционный, герои обезличены, протесты неидеологичны, а власти оправданы. хотя именно это некоторые сейчас называют беспристрастностью. в фильме ульрике преимущественно пишет манифесты и считает деньги.
несколько месяцев назад мы смотрели документальный фильм нешенел географик об унабомбере. тэд качински - говорят на камеру полицейские психологи - был психически нездоровым человеком, он возомнил себе, что один может противостоять технократической цивилизации. так и здесь действия основателей группы баадера - майнхоф рассматриваются как психологический комплекс, как реакция, как вымещение, как сублимация. словно нет никакого полицеского государства, словно нет войны во вьетнаме, словно все нацисткие преступники наказаны. но не как осознанная политическая борьба. словно сытое буржуазное общество говорит нам как надо правильно понимать деятельность раф, как нужно относиться к политическим протестам.
но. вместе с этим. в отличие от "баадера" фильм продлевает линию жизни энслин, майнхоф, распе, майнса. история пролождается. за "городской партизанской борьбой" следуют тюремные раскаяния и сомнения, споры и изоляция, головка и смерть хольгера майнса, отступничество ульрике, суды, угон самолета, захват посольства в швеции и смерть. все сочуствующие раф говорят "они убили их", а режиссер говорит "они сделали этот выбор сами".
фильм спорный, но посмотреть его стоит. чтобы знать в какую цену сейчас политический протест.