Танковый таран в Луцке. Первый на ЮЗФ?

Jun 26, 2020 13:51

В этот день ровно 79 лет назад в Луцке экипажем танка БТ предположительно из состава 58-го тп 131-й мд 9-го мк был совершен один из самых ранних танковых таранов на Юго-Западном Фронте. А возможно и самый первый. По крайней мере в немецких документах не упоминается о таранах ни в боях у Радзехува 23 июня, ни у Войницы 24 (это конечно не значит, что их не могло быть).
Бои в Луцке начались в восьмом часу вечера 25 июня когда части 13-й тд (II/PzRgt 4 и I/ S.R.66) с боем прорвавшись через Заборол вышли к переправе через Стырь. Появление немецких танков вероятно застало врасплох охранявших переправу красноармейцев и только после того, как на восточный берег по горящему деревянному мосту переправились четыре танка и заехал пятый мост был взорван. Зачистив западную часть города 3-я рота I/ S.R.66 форсировала реку в надувных лодках, а вскоре немцы обнаружили второй мост в южной части города по которому перебросили через Стырь подкрепление. Правда для танков мост был слабоват и до тех пор пока его не укрепили дивизионные сапёры в продолжавшемся до полуночи бою в восточной части города участвовали только четыре танка (две "трёшки" и две "четверки"). Согласно отчету I/ S.R.66 серьезного сопротивления в Луцке не было и к исходу дня город был захвачен. Переправившиеся на вост.берег 4 танка согласно отчету II/PzRgt 4 вечером 25 и утром 26 уничтожили "14 средних танков, 1 средний БА и 7 пто" потеряв тройку подбитой и трех человек ранеными. Вообще составителям многих гефехтсберихтов частей 13-й тд позавидовали бы и барон Мюнхаузен и Терминатор, так что указанные в них цифры уничтоженной техники надо делить на число "пи". Оверклэйм в данном случае конечно не столь велик как в Ровно, где 13-я тд заявила о 75 уничтоженных и 17 захваченных (преимущественно тяжелых) танках, и Луцкое "пи" вероятно только в полтора-два раза превышает реальные потери частей РККА в бою с этими четырьмя танками.
[Spoiler (click to open)]Утром 26 июня через восстановленный мост переправились остальные танки 2-го, а затем и 1-го (в котором на тот момент было всего 22 боеспособных танка включая два "бефеля") батальонов 4-го тп. В это же время с востока к городу подошли подразделения 58-го тп 131-й мд, безуспешно попытавшиеся отбить Луцк. После 11 часов основные силы 4-го тп ушли дальше на восток, а танкисты 131-й мд (и возможно 19-й тд) действуя мелкими групппами до 5-7 машин в течении дня предприняли еще несколько неудачных попыток выбить немцев из Луцка. Один из эпизодов этих боёв подробно описан в двух гефехтсберихтax 13-й тд.
Доклад лейтенанта Шёкка,порученца при штабе I/PzRgt 4
"На марше из Луцка к Ровно в кол.Лыще я получил приказ вернуться в Луцк и, если понадобится, дальше на запад и обеспечить доставку в полк всего наличного горючего.
Встреченный мной на пути обоз полка уже покинул Луцк и двигался на восток, но без машин с топливом, отставших в пути. Мне посчастливилось встретить в Луцке офицера полкового обоза передавшего мне 4 машины с горючим с которыми я немедленно поехал обратно.
На примерно километровом прямом участке дороги на самой крайней восточной окраине Луцка двигавшиеся впереди машины внезапно свернули с дороги и помчались прочь в поисках укрытия, а затем на дороге показался вражеский танк. Я приказал своим пяти машинам укрыться среди домов. Поблизости стоял брошеный русский танк типа Кристи и я решил подбить вражеский танк, однако забравшись в башню обнаружил, что хотя орудие было исправно и боеприпасов было в достатке, отсутствовал прицел. Я дважды наводил через ствол, но промахнулся, после чего экипах русского танка обнаружив меня открыл меткий ответный огонь и мне пришлось покинуть танк.
Отправленный мной в Луцк за подкреплением унтер-офицер вернулся спустя 3/4 часа с двумя PzIII которые открыли огонь с 700 м. Приблизившись на 400 м они обнаружили что русский танк использовал как укрытие стоявший поперек дороги немецкий PzII, после чего огонь был прекращен. По обеим сторонам дороги к танку пешим порядком выдвинулись группы офицеров и солдат. Используя укрытия нам удалось слева приблизиться к танку. Скинув сапоги я босиком забрался на танк и положил заранее подготовленную связку гранат под кормовую нишу башни. Взрывом распахнуло люк кормовой ниши и у меня появилась возможность закинуть внутрь танка две гранаты, одну из которых упорно оборонявшиеся танкисты немедленно выкинули обратно. Экипаж танка отстреливался из пистолета-пулемета и бросил две гранаты, которые не разорвались. Я приказал принести канистру с бензином, облил танк и поджег бензин гранатой.
Тем временем из PzII выбрался его водитель, обергефрайтор Хорачек из штабной роты. Несмотря на многочисленные попадания в танк он был только легко ранен мелкими осколками. Он рассказал, что попаданием снаряда на его машине был поврежден бортовой фрикцион и он как раз пытался добраться до СПАМа в Луцке, когда незамеченный русский танк на скорости протаранил его машину и протащил какое-то расстояние вперёд по дороге. Раненый при этом наводчик вместе с радистом смогли покинуть машину а Хорачек просидел в танке весь длившийся почти два часа бой."
Доклад Шёкка дополняет отчет обер-лейтенанта Кёнигштайна из штаба 4-го тп:
"С вверенной мне колонной обоза я находился перед длинным деревянным мостом в Луцке когда нам навстречу из города хлынул беспорядочный поток автомашин. Северо-восточнее Луцка появились вражеские танки. Я приказал колонне разворачиваться и возвращаться к месту предыдущей остановки, а сам на мотоцикле поехал в пустой город чтобы выяснить обстановку.По пути ко мне присоединился лейтенант из сапёрного батальона дивизии. С тремя встреченными танками (два Pz III и один Pz II) мы объехали спешно поставленное сапёрами минное заграждение и по приближению к выезду из города над башней головного танка прошуршал вражеский снаряд. Остановившись головной танк немедленно открыл ответный огонь.Началась перестрелка между русским танком и двумя Pz III, которые не сразу смогли верно определить цель т.к. на дороге находилось несколько подбитых вражеских танков.
Незамеченными подобравшись к вражескому танку справа от дороги мы увидели, что огонь наших танков безрезультатен т.к. русский танк прикрывается немецким Pz II. Я отправил к танкистам посыльного с приказом прекратить огонь. Неподалеку от вражеского танка мы встретили майора из 14-й тд, отправленного с несколькими солдатами на поиски горючего и застигнутого врасплох на дороге русскими танками. Подорвать вражеский танк связкой гранат не получилось т.к. нечем было иx связать, а броски одиночных гранат и стрельба пулями со стальным сердечником не принесли успеха.
Тем временем огонь наших танков прекратился. Мы забрасывали гранаты в открытый кормовой люк, но русские тут же выбрасывали их обратно, добавляя к ним свои гранаты.Мы призывали экипаж сдаваться и стреляли в открытый люк из пистолетов. Безрезультатно.Экипах не покидал танк. Затем танкист высунув окровавленную руку быстро захлопнул люк. Чтобы в конце концов вывести танк из строя подошедший с противоположной стороны лейтенант Шёкк вылил на танк канистру с бензином и поджег его гранатой. Танк сгорел."
Имена танкистов геройски сражавшегося экипажа БТ так и останутся неизвестными, в отличие от всяких Колей Сиротининых, Дмитриев Малько и прочих подобных совершавших мифические подвиги персонажей. С вероятностью 99% они были из действовавшего в районе Луцка 58-го тп 131-й мд. 99% поскольку в составе 19-й тд также были БТ и несколько из них (6 БТ-7 и 6 БТ-5) были потеряны в боях в районе Войница-Луцк 24-26 июня.
В дислоцировавшемся в Новоград-Волынске 58-м тп 131-й мд на 22 июня числилось 123 танка (28 БТ-7, 59 БТ-5 и 36 БТ-2), 40 из которых были неисправны. Вечером 22 полк выступил к границе, из 83 танков после 120 км марша в район Бронники (примерно на полпути между Ровно и Клевань) к 16.00 24 июня вышли только 35, а остальные сломались либо отстали на марше (27 БТ из числа отставших 26 июня догнали свой полк).Из вышедшeй к Бронники матчасти был сформирован сводный батальон в количестве 14 танков и две разведроты по 10 танков. Часть танков вечером 25 занимали оборону на восточном берегу Стыри у Луцка, а одна рсзведрота занимала восточную окраину города. Предположитеьно в городе было 10-15 танков 58-го полка. К вечеру 25 вслед полку из Новоград-Волынска выступили еще пять отремонтированных бэтэшек. Смогли ли они присоединиться к полку неизвестно, среди фотографий подбитых в районе Млодавы 26 июня танков 43-й тд встречались снимки БТ, возможно как раз из этой группы (в 43-й тд БТ не было).
В немецких документах упоминается о попытке пяти танков прорваться в Луцк в середине дня 26 июня, скорее всего этот БТ был одним из них.Местонахождение танка из текста тоже не совсем понятно, то ли он находился на нынешнем пр.Воли то ли уже на ул.Ровненской. Наверняка он известен по фотографиям, но вероятно пока еще не привязан к Луцку. Из уверенно привязанных к городу танков ни один не подходит к этому эпизоду.
Да их собственно не так уж и много, привязанных.
Два БТ-7 подбитые у Троицкого собора в районе совр. Театральной площади (привязка не моя, взял отсюда https://pastvu.com/p/1109471).












Возле них на ул.Леси Украинки застряла в воронке тройка.Вечером 25 июня в Луцк прорвались танки 2-го батальона 4-го тп,a тройка судя по номеру из 1-й роты.На вытаскивающем её тягаче эмблема 14-й тд, не участвовавшей в боях в Луцке. Возможно тройка тоже из 14-й (хотя по номерам скорее всё же 13-я) и не была подбита в бою а тупо воткнулась в воронку на марше.




Этот снимок, как и несколько фотографий луцких БТ, был подписан "Дубно"












После того как трёху вытащили, воронку засыпали пленные красноармейцы


Впоследствии оба БТ отбуксировали на Градный спуск














Еще два БТ-7 сгоревшие примерно в том же районе.
Первый.Предположительно также в районе Театральной площади








Второй. Находился на противоположной стороне улицы. Скорее всего эти БТ и два у Троицкого собора были сожжены прорвавшимися вечером 25 июня по горящему мосту через Стырь четырьмя немецкими танками.












Судя по забору на заднем плане пятый БТ находился где-то рядом.


Сгорел он на перекрестке.Предположительно ул.Парковая и пр. Воли.






Подбитый в Луцке Ба-10м


131 мд, 58 тп, 19 тд

Previous post Next post
Up