Бои 25-й тд в районе Браньск-Райск 23-24.6.1941

Jul 04, 2019 01:40

Поднятые ночью по тревоге танковые полки 25-й тд, выведенные из Шепетина в предписанные планом районы сосредоточения, в первый день войны почти не участвовали в боевых действиях. По информации Е.Дрига "Мехкорпуса в боях" только 3-й тб 50-го тп был отправлен на помощь пехоте. Танки попали в болото, многие застряли и были подбиты артогнем. Хотя не исключено, что этот эпизод произошел утром 23 июня, во время боев за Браньск.
По жбд 9-го ак, около 17.00 наступавшие части 263-й пд около с.Побикры столкнулись с примерно 20 танками, два из которых были подбиты а остальные повернули назад.
Наступавшая южнее 137-я пд около 15 часов дня была атакована 5 танками в 2-х км восточнее Скивы, при отражении атаки было подбито 3 танка. Скорее всего это была техника 31-й тд, которая в отличие от 25-й почти не имела матчасти (на 1 мая в ней числилось 4 радийных Т-26, 14 линейных, 17 двухбашенных, 1 ХТ и 1 Т-26 тягач, а так же 10 БА-10. Часть машин требовала ремонта, а у примерно 25-30 исправных танков моторесурс был на исходе. Предусматривалось получение 31-й танковой дивизией еще 28 Т-26, 11 Ба-10 и 30 Ба-20 из других частей округа, со складов НКО и с заводов, однако успела ли дивизия получить эту технику до начала войны неизвестно).
Браньск был захвачен около 20 часов вечера 22 июня передовым отрядом 263-й пд (усиленный сапёрами и панцерегерами разведбат). 18-й мотоциклетный полк 13-го мк усиленный тремя танками получил приказ выбить немцев из города. Поскольку мотоциклов в полку было очень мало, часть бойцов четырех направленных к Браньску рот посадили на грузовики. Атака полка была отбита с тяжелыми потерями, погибли 2 из 4-х командиров рот, оставшиеся в живых бойцы отсупили к Бельску.
[Spoiler (click to open)]В самом Браньске дислоцировался до войны 25-й орб, имевший 9 Т-26 и возможно несколько Ба. Не известно где был разведбат вечером 22 июня, возможно часть его по прежнему находилась в Браньске или немного западнее. Передовым отрядом 263-й пд на подступах к городу и в самом Браньске вечером 22 июня было уничтожено 7 танков и Ба. 263-я пд потерялa 22 июня 6 убитыми, 20 раненых и 1 пропавшим без вести. Правда данные эти неполные, по вечернему донесению в штаб 9-го ак, и вероятно включают только зафиксированные по сводкам частей в штабе дивизии потери личного состава до 21.00 22 июня.
К утру 23, когда подразделения обоих танковых полков 25-й тд начали наступление на Браньск, к городу на усиление передовому отряду подошел головной полк 263-й пд, усиленный артиллерией, пто и 3-й батареей 226-го дивизиона штурмовых орудий. Атаки начались рано утром, первая еще до рассвета, и следовали одна за другой, с разных направлений. Выехавший в Браньск рано утром командир 9-го ак генерал Гайер прибыл в город как раз когда подразделения 263-й пд вели тяжелый бой с прорвавшимися в Браньск танками. Очередью пулемета одного из Т-26 изрешетило лобовое стекло генеральской легковушки. На узких улицах городка танки становились легкой добычей немецких противотанкистов и к 11 часам дня все они были разбиты огнем паков и птр. Убедившись в прочности немецкой обороны отделавшийся легким испугом командир 9-го корпуса отбыл на свой кп.












Т-26 из состава 25-й тд разбитые утром 23 июня в Браньске.

В жбд 9-го ак говорится: "263-я пд в первой половине дня не имела продвижения, отражая сильные атаки вражеских танков и пехоты. Здесь, у Браньска, единственное место, где русские сражаются организованно. Осознавая важность дамбы и переправы у Браньска для своей собственной обороны, они всеми силами стараются избавиться от немецкого плацдарма. К 10 часам утра (время берлинское) находящиеся в Браньске части 263-й пд отразили 7 атак, уничтожив около 30 вражеских танков".
Во второй половине дня 263-я пд продолжила наступление на восток силами усиленного разведбата и одного пехотного полка и преодолевая сопротивление частей 13-го мк к вечеру вышла в район вост. Кадлюбовка. Второй полк, усиленный пто, прикрывал продвижение дивизии развернувшись на северной окраине Браньска и до исхода дня отразил еще три атаки танкистов 25-й тд. Таким образом части 263-й пд отбили в течении дня 10 атак на Браньск, уничтожив при этом 47 танков и бронеавтомобилей. В сводке Ic 9-го ак указаны типы подбитой бронетехники: Т-26, "Б.А.-Бронефорд" и Т-37 (в 25-й тд имелось 5 поплавков, предположительно в составе 25-го орб). Далее в донесении сказано:"Пленные танкисты не могут назвать номера своих частей, которые известны только командирам. Всего в полосе корпуса в период с 20.00 22.6 до 20.00 23.6 уничтожено 56 красных танков".




Т-26 25-й тд подбитый в окрестностях Браньска.

Собственные потери 263-й пд были сравнительно невелики и составили по неполным данным не менее 35-37 (1 офицер, командир 13-й роты хауптман Шпис) убитыми в 463-м пп, 16 (1 офицер) в 483-м пп, около десятка двухсотых в дивизионных подразделениях пто, сaперов, разведбате, артполке и приданной батарее штурмовых орудий, более сотни раненых и 5 пропавших без вести. И еще полтора десятка погибших во второй половине дня в окрестностях Кадлюбовки. Точные потери артиллерии неизвестны, предположительно они составили 6-8 паков. Всего три пехотные дивизии 9-го ак в период 22.6-30.6.1941 безвозвратно потеряли 21 пто, причем к 1.7 было получено 17 новых паков взамен потерянных в боях (по другим данным в корпус поступили 21 пто).
Любопытая деталь - в немецких документах несколько раз встречалось упоминание, что могилу погибших в Браньске семи солдат вермахта местные жители-поляки украсили венками и носили цветы чуть ли не охапками. Как то не особо верится в такую любовь пшеков к арийцам, может для пропаганды местных Браньских фольксдойчей, если они там были, поляками обозвали.


могила командира 13/IR 463 хауптмана Шписа и других солдат роты погибших 23 июня в Браньске.

Кроме частей 25-й тд к контрудару на Браньск привлекались также подразделения 31-й тд и 760-й мсп 208-й мд 13-го мехкорпуса.
24 июня 2-й батальон 488-го пп 268-й пд закончив зачистку района треугольника Буг-Нурец двигался на соединие с основными силами полка. В окресностях Браньска немцы обнаружили большое количество подбитых и сгоревших танков и, как водится, начали шарить по машинам в поисках трофеев. Внезапно по солдатам 5-й роты был открыт пулеметный огонь. Оказывается в пяти завязших на заболоченном лугу бронемашинах находились экипажи. Рассредоточившись немцы открыли по неподвижным бронемашинам огонь из птр и стрелкового оружия (бронебойные пули со стальным сердечником с коротких дистанций пробивали броню наших Ба). В коротком бою погибли все находившиеся в бронемашинах кроме пяти попавших (или сдавшихся - из текста непонятно) в плен. У немцев потерь не было, кроме одного солдата раненого самой первой очередью из Ба.
В первые дни войны в немецких документах часто встречается путаница с определением типов бронетехники РККА. B донесениях, особенно первичных, бронеавтомобили нередко считались танками, а иногда и наоборот, особенно когда речь шла о поплавках. Хотя встречались и снимки Т-26 подписанные "русский разведывательный бронеавтомобиль". В 25-й тд на 1.5.41 было всего 3 пулеметных Ба-20, Ба-10 не было совсем. Поступление новых Ба в 1941 году не предусматривалось. В 31-й тд на 1.5.41 имелось 10 Ба-10, по плану дивизия должна была получить еще 11 Ба-10 и 30 Ба-20. Неизвестно насколько этот план был выполнен до начала войны, вероятно какое-то количество Ба дивизия получить успела и часть их была потеряна у Браньска. Однако не исключено что бронемашины упомянутые в отчете 488-го пп на самом деле были пулеметными двухбашенными Т-26 (которых в 25-й тд имелось 30, а в 31-й - 14), возможно завязшими в болоте танками 50-го тп, о которых говорится в работе Е.Дрига "Мехкорпуса в бою". Версия конечно маловероятная, но с учетом известной о составе матчасти 25-й тд информации не кажется совсем уж фантастичной. В самом отчете 488-го пп используются оба слова, и panzer и panzerspähwagen, а в донесениях о трофеях - panzerspähwagen.
Уцелевшие в боях в районе Браньска танки 25-й тд отошли на север, где помимо боев за переправы у Лапы и Суража с 23-й пд приняли участие в боях с частями 268-й пд 24 июня у Райска и 25 июня за переправу через Нарев юго-западнее Рыболы. Вероятно в полосе 268-й пд действовали танки 50-го тп майора М.С.Пожидаева вместе с подразделениями 25-го мсп. 24 июня в бою за Райск с передовым отрядом 268-й пд они частично взяли реванш за понесенные накануне под Браньском потери.


Т-26 из состава 25-й тд потерянный в районе Браньск-Топчево/Залесье. Точное место неизвестно. Фото из подборки 197-й пд, которая была и там и там.


Похоже он же.







Возможно еще один потерянный 23 июня в районе Браньска танк 25-й тд. Подписей с топонимами не было, только с датой. Уверенности в принадлежности нет, может быть и 14-й мк, район Кобрин-Пружаны.

Передовой отряд 268-й пд в составе усиленного ротой саперов, ротой панцерегеров, взводом штугов 203-го дивизиона и взводом самоходной МЗА разведбата в 5.30 24 июня выступил из с.Рудка с задачей захватить и удерживать до подхода главных сил дивизии переправу через Нарев юго-западнее Рыболы.
Пройдя Браньск немцы завязали бой с небольшим отрядом красноармейцев у с.Полетылы и быстро подавив сопротивление продолжили движение. Около восьми часов утра двигавшиеся в голове колонны штуги и взвод пто завязали бой с оставленным для прикрытия отхода в с.Малеже (Malesze) взводом Т-26. Два танка были подбиты на западной окраине села, третий на северо-восточной. Немецкие потери не указаны. Пройдя Малиново разведбат захватил в с.Налоги оставленный вероятно из-за поломки огнеметный танк. Видимо после Браньска подразделения 25-й тд перемешались и вместе с 50-м тп к Райску отходили несколько машин 113-го полка. Продолжая движение передовой отряд к полудню достиг Райска, который обороняла рота 25-го мсп с несколькими станковыми пулеметами и пто. Развернувшись немцы атаковали силами двух самокатных эскадронов и саперной роты, поддержанных огнем пто и двух самоходок. К часу дня Райск был взят, немногие оставшиеся в живых красноармейцы бросив сорокапятки и "максимы" отошли к лесу севернее села.
Едва немцы заняли Райск, по нему был открыт артиллерийский огонь. По немецким оценкам стрельбу вели до двух батарей, к которым вскоре присоединились танки. Находившиеся в Райске подразделения разведбата понесли серьезные потери, а вскоре последовала контратака поддержанных танками бойцов 25-го мсп и между 15-15.30 передовой отряд 268-й пд был выбит из подожженной артогнем деревни.Часть немцев смогла организованно отойти, заняв оборону на железнодорожной насыпи в полукилометре западнее Райска, в то время как солдаты двух самокатных эскадронов, понесших наиболее тяжелые потери, особенно в офицерах и унтер-офицерском составе, бежали бросая раненых, велосипеды и вооружение.
В 15.50 до батальона пехоты при поддержке танков атаковали залегшие вдоль железной дороги подразделения передового отряда из леса северо-восточнее Райска. На этот раз немцам удалось пулеметным огнем прижать атакующие цепи к земле, прорвавшиеся за линию жд красноармейцы были отброшены контратакой и к 16.15 атака была отбита, после чего бой перешел в фазу вялой перестрелки. Лишившиеся пехотной поддержки танки, наступавшие севернее и южнее Райска, еще около часа вели бой с немецкими пто и штугами пытаясь мелкими группами и отдельными машинами прорваться за насыпь. Несколько Т-26 было подбито, остальные повернули назад.
В отчете панцерегеров упоминаются "казаки", рассеянные огнем двух пулеметов прикрывавшего левый фланг обороны разведбата взвода паков. Вроде бы кавалерии там взяться неоткуда, а в мотострелковом полку по штату не было взвода конной разведки, но, если весь этот эпизод не выдуман, возможно какое-то подразделение 6-го кавкорпуса действительно сражалось у Райска вместе с частями 25-й тд.
К 18-19 часам подошла головная рота двигавшегося вслед за передовым отрядом 468-го пп. Она сразу же включилась в бой, но какого-нибудь существенного влияния на ситуацию оказать не смогла.По укрывавшимся за насыпью немцам по прежнему вела огонь артиллерия.Командир разведбата и прибывший около 16 часов с несколькими паками командир батальона панцерегеров тщетно вызывали огневую поддержку. Тяжелая aртиллерия, подивизионно приданная пехотным полкам, находилась еще на марше и ничем помочь не могла. Только около 7 часов вечера гаубицы подошедшего с 468-м пп дивизиона произвели несколько выстрелов, накрыв при этом позиции приданной разведбату саперной роты и тяжело ранив одного солдата.
В трех немецких отчетах не очень много подробностей этого боя, что и понятно - кому охота подробно рассказывать о своих обдристунгах. Но даже приведенная в отчете командира батальона панцерегеров цифра потерь разведбата - 101 человек убитыми и ранеными, в т.ч. 6 офицеров - сама по себе достаточно красноречива.


Вообще даже по тем скупым обмолвкам, что встречаются в жбд, отчетах и донесениях можно сделать вывод что неразбериха в тот день в частях 268-й пд была та еще.
Узнавший об оставлении Райска командир дивизии приказал разведбату немедленно вернуть утраченные позиции, однако после получения донесения о том, что оба самокатных эскадрона понесли тяжелые потери и не боеспособны, был отдан новый приказ. Подразделения передового отряда с наступлением темноты отвести в тыл, а подошедшему 468-му пп отказаться от проведения наступления в обход Райска (приказ о котором был получен парой часов ранее) и ограничиться зачисткой прилегающей к деревне местности.
На исходе дня части 25-й тд были отведены на рубеж р.Нарев в 6-7 км сев-вост.Райска. и отправленная в 22.15 в Райск с задачей собрать раненых и брошенное днем вооружение немецкая пехотная рота беспрепятственно заняла наполовину выгоревшую деревню.
Отступившие к Нареву части 25-й тд в первой половине дня 25 июня вели бой за переправу южнее с.Рыболы с усиленным артилерией и батареей штугов 499-м пехотным полком 268-й пд, вначале развивавшийся успешно для обороняющихся (были разбиты 6-7 паков, выведены из строя 3 штуга, потери наступавших без учета саперной роты и батареи самоходок составили 14 убитых, 48 раненых и двух панцерегеров с нервными расстройствами - nervenzusammenbruch), но после того, как немцам удалось рывком небольшой штурмовой группы проскочить по мосту который не был заминирован и в дальнейшем расширить плацдарм, закончившийся паническим бегством находившихся на восточном берегу в резерве подразделений пехоты и артиллерии, отходом уцелевших в бою танков и разгромом обороняющихся за мостом, сражавшихся до последнего патрона пехотинцев. На перепаханой гаубичными снарядами высоте за Наревом в ячейках и окопах немцы насчитали около 70 погибших (по другим данным "до сотни"), причем во всех отчетах говорится что сражались они храбро и очень упорно, даже оказавшись в самой безнадежной ситуации. Части 25-й тд потеряли в этом бою 21 танк.B бою у Рыболы возможно также участвовало какое-то подразделение 4-й тд (по показаниям пленныx, если только это не были переведенные в 25-ю тд из 4-й и указавшие прежнее место службы).Кроме частей 25-й тд у Рыболы и скорее всего также у Райска вероятно сражались части 86-й сд.


Возможно тоже техника 25-й тд. Было подписано Bransk, но Браньск это или Брянск не понятно.Хотя на октябрь вроде не похоже.

25тд, 13мк

Previous post Next post
Up