Очерки истории 34-й танковой дивизии РККА. 30 июня. В окружении. Часть 2.

Dec 24, 2018 19:16

начало https://onkel75.livejournal.com/977.html
часть 2 https://onkel75.livejournal.com/1248.html
часть 3 https://onkel75.livejournal.com/1473.html
часть 4 https://onkel75.livejournal.com/1592.html
часть 5 https://onkel75.livejournal.com/1826.html
часть 6 https://onkel75.livejournal.com/2065.html
часть 7 https://onkel75.livejournal.com/2319.html
часть 8 https://onkel75.livejournal.com/2709.html
часть 9 https://onkel75.livejournal.com/2968.html

В мемуарах Попеля и Пенежко рассказывается о приземлившемся в районе Подлужье во второй половине дня 30 июля самолёте, пилот которого доставил приказ начальника штаба Юго-Западного Фронта генерала Пуркаева на уничтожение находившегося в районе Буды-Милча предположительно без горючего и боеприпасов скопления немецких танков численностью до трёхсот машин. Если этот эпизод действительно имел место (ни в ЖБД , ни в написанном Попелем после выхода из окружения отчете о боевых действиях вверенной ему группы о получении такого приказа не упоминается), то информация у командования ЮЗФ была неточной и устаревшей. Находившийся в районе между Ситно и Кременцом и отрезанный вклинением 8-го мехкорпуса от основных сил передовой отряд немецкой 16-й тд в составе танкового полка, мотоциклетного батальона, подразделений разведбата и приданных для усиления сапёров и артиллерии, действительно испытывал нехватку боеприпасов и горючего 27-28 июня, однако после разгрома "Рябышевской" группы 8-го мк у Ситно вечером 28 июня проблема со снабжением была решена, и к 30 июня горючего с боеприпасами у немецких танкистов было в избытке.
Как бы то ни было, и Попелю и Васильеву было понятно, что в сложившейся ситуации помощи ждать неоткуда и оставаться далее в сжимающемся кольце окружения не имеет смысла. Горючее и боеприпасы были на исходе, и пока части дивизии еще сохраняли боеспособность, необходимо было прорываться из окружения. Шоссейная дорога была прочно закупорена засевшими в Вербе частями 16-й тд, попытка вывести часть тылов в южном направлении по другой дороге также оказалась неудачной. Из документов 34-й тд известно, что днём 30 июня неизвестный лейтенант повел колонну машин из болот южнее Птиче на дорогу, где она была сожжена огнём немецкой артиллерии. Поэтому было принято решение выводить тылы и раненых на восток, переправившись через Икву у Старой Носовицы, и далее прорываться на юг в направлении г.Кременец. Основным силам танковых и мотострелкового полков решением Попеля и Васильева предстояло двигаясь на юг просёлочными дорогами в течении ночи выйти в район Большая Мильча, а затем прорваться к шоссе Козин-Кременец и, громя по пути немецкие тылы, повернуть на восток к Кременцу для соединения с частями 36-го ск и 14-й кд.
[Spoiler (click to open)]С 19.00 (или еще ранее, судя по возобновлению после 17.00 наступления частей 44-й пд в полосе занимавшейся с утра подразделениями 68-го тп ) части дивизии выводятся из боя и стягиваются к району Александровка, Подлужье.
В девятом часу вечера немецкой авиаразведкой было обнаружено около 50 танков, движущихся из района Вельке Загорцы, Подлужье в северо-западном направлении.
Ожидавшие подхода частей 16-й тд из Вербы немцы не сразу разобрались чьи это танки. После того, как сомнений в принадлежности танковой колонны не осталось, остававшийся в Дубно пехотный батальон 70-го пп получил приказ приготовиться к отражению танковой атаки, а тяжелый 849-й артдивизион (10,5 см пушки) с южной окраины Сурмичей нанёс огневой удар по танкам.
Вероятно большую часть танков составляли машины 68-го тп, стягиваемые к захваченной несколькими часами ранее мотопехотой 16-й тд Птиче для вечерней атаки с целью обеспечить выход тылов дивизии к переправе у Ст. Носовицы, однако часть танков действительно атаковала Подлужье, поэтому неудивительно, что у немцев возникло впечатление о возобновлении русскими попыток захватить город.
Возможно в Подлужье танкисты 34-й тд столкнулись с выдвигавшимися к Дубно машинами 16-й тд или 670-го батальона истребителей танков.
В бою у двигавшегося по шоссе в центре села КВ-2 из 12-й тд произошел разрыв снаряда в стволе, и детонацией боекомплекта танк разорвало на куски. Рядом с ним был подбит Т-26 из 34-й тд. Еще три "двадцать шестых" из состава 67-го и 68-го полков, судя по фотоснимкам двигавшихся на юг, в направлении Птиче, были подбиты на шоссе метрах в трёстах южнее села. Кроме них по фотографиям известны еще два Т-26 вероятно потерянных вечером 30 июня в том же районе. По имеющимся документам не представляется возможным установить точные потери частей 34-й тд в этом бою, в любом случае они составляли не менее 4-5 танков.


Т-26 из состава 34-й тд потерянный в Подлужье. Предположительно танк был подбит вечером 30 июня. На заднем плане разорванный детонацией боекомплекта КВ-2 из 12-й тд. Танки привязаны на местности на форуме nemirov41.


Уничтоженый взрывом на дороге в Подлужье КВ-2. Справа, за немецким автомобилем, виден подбитый Т-26.

На исходе светового дня после короткой артподготовки, в ходе которой остававшиеся в артдивизионе передового отряда 7-й мд орудия расстреляли последие снаряды, атакой поддержанных танками тыловых подразделений дивизии немцы были выбиты из Птиче, при этом 68-й тп потерял сгоревшими три радийных и три линейных Т-26. Впрочем не исключено, что одна-две машины, проходящие по документам как сгоревшие 30 июня от огня противотанковой артиллерии в р-не Птиче, были потеряны часом ранее у Подлужье.
Мотопехоту 79-го пп в Птиче поддерживали самоходные истребители танков 3-й роты 670 батальона пто. Вероятно несколько самоходок также участвовали в бою в Подлужье. В отчете штабу 48-го мк самоходчики заявили об уничтожении 30 июня девяти вражеских танков, отдельно отметив, что вероятно часть из них или все девять фигурируют в донесении 16-й тд как уничтоженные частями дивизии. Вообще в немецких отчетах о боях в районе Верба-Птиче (и не только) присутствует изрядный оверклэйм, что и неудивительно, учитывая сколько разных частей, зачастую стрелявших по одним и тем же целям и приписывавших себе их уничтожение, участвовали в боевых действиях. Помимо различных частей 16-й тд там сражались подразделения 16-й мд, зенитчики полка "Генерал Геринг", 670-й батальон самоходок, Кроме того на дороге и в полях около неё стояли подбитые в предыдущих боях танки без видимых издалека с первого взгляда повреждений, которые в горячке боя, в дыму или в сумерках зачастую обстреливались сразу же при обнаружении и впоследствии записывались на счет повторно "уничтожившего" их подразделения.






Т-26 из 68-го тп (слева) и 67-го тп 34-й тд потерянные на дороге Подлужье - Птиче метрах в трехстах южнее Подлужье вечером 30 июня или 1 июля.Полковая принадлежность третьего Т-26 не установлена.Внизу те же танки после того, как немцы стащили их с дороги на обочины. Танки привязаны на местности на форуме nemirov41.




Предположительно Т-26 из 34-й тд потерянный в районе Подлужье-Птиче.


Т-26 67-го тп потерянный в районе Подлужье - Верба.




210-мм мортиры обр.18г 735-го тяжелого моторизованного дивизиона на огневой позиции в районе Дубно. Эти орудия вели огонь по дамбе и переправе у Ст.Носовицы в ночь на 1 июля.

Под покровом темноты колонны автотранспорта и пеших бойцов тыловых подразделений дивизии и полков, а также группа танков с исчерпавшими моторесурс но еще не отказавшими в работе моторами и несколько поврежденных но способных передвигаться или буксируемых машин выдвигаются из Птиче к переправе через Икву у Старой Носовицы. Обнаружив движение немцы начинают массированный обстрел переправы и прилегающего к ней района тяжелой артиллерией. Снарядами 21-см мортир 735-го тяжелого моторизованного дивизиона разрушается дамба ведущая через заболоченную пойму Иквы к переправе и сам мост. Переправу тут же под огнем начинают восстанавливать бойцы сапёрного и понтонно-мостового батальонов дивизии. Десятки бойцов и командиров гибнут под артиллерийским обстрелом, в их числе НО-5 дивизии капитан Стадник и НЧ-5 67-го тп ст. лейтенант Литвинов. В 68-м тп от прямых попаданий снярядов сгорают два Т-26, один радийный а другой, линейный, подбитый несколькими днями ранее в районе Броды и буксировавшийся трактором. Всего от немецкого артогня в Птиче и на дороге к переправе было сожжено и разбито до 50% автомашин и несколько тракторов. Полностью была потеряна матчасть дивизионного полевого хлебозавода и понтонный парк 34-го пмб. С большим трудом удалось переправить уцелевший автотранспорт и два бронеавтомобиля из бронероты разведбата. Всего из состава разведбата с тылами дивизии вышло около 90 человек, причем кроме четырёх автомашин ГАЗ-АА разведчики вывели из окружения один трофейный немецкий грузовик, захваченный несколькими днями ранее.
34-й батальон связи вывел из окружения один бронеавтомобиль ФАИ, впоследствии оставленный 3 июля в Житомире из-за поломки.
Помимо колесного транспорта удалось переправить на восточный берег 5-6 танков, преимущественно из состава 68-го тп. По акту о потере матчасти 68-го тп 4.7.41 два неисправных Т-26 из числа машин учебно-боевого парка, моторы которых отработали более 200 и 250 моточасов, были сданы на рембазу в Новоград-Волынске. 7 июля туда же был сдан ХТ-133 4-го батальона. Еще один Т-26 был подбит в бою в районе Новоград-Волынска 5 июля (разбита ходовая часть, пробит маслобак). Пятый танк из предположительно вышедших из окружения у Ст.Носовицы машин полка сломался в г.Кременец и был подорван экипажем.
Среди немецких фотографий танков 34-й тд попадается Т-26 с тактическими знаками 67-го тп подписаный фотографом "Кременец". По документам 67-го тп один Т-26 числится подожженным противником 3 июля в районе Кр..(неразборчиво). Поскольку отставшие от главных сил подразделения и отдельные машины 34-й тд отходившие с частями 8-го мк не участвуя в боях двигались южнее Кременца по маршруту Подкамень-Тернополь-Проскуров и далее на Казатин, этот танк скорее всего также из числа вышедших из окружения с тылами дивизии. Вероятно он был оставлен из-за поломки или отсутствия горючего или потерян в бою с занявшими Кременец в середине дня 2 июля частями 111-й пд.






Т-26 из состава 34-й тд потерянный в г.Кременец. На стволе орудия висит табличка nicht fahrbereit (неисправен).

Однако большую часть приданных тылам дивизии танков пришлось оставить на западном берегу Иквы. Точное их число не известно, по документам 68-го тп один ХТ-26 был оставлен 30 июня в Птиче из-за неисправности маслосистемы и три Т-26 числятся потерянными 1 июля у переправы.У одного по пути к переправе вышел из строя отработавший 300 моточасов после среднего ремонта мотор и танк был взорван экипажем, другой был сожжен экипажем из-за невозможности переправиться, у третьего также сломался двигатель и танк был оставлен с приведенным в негодность вооружением. Еще один Т-26 числится завязшим в болоте и подбитым противником в районе Дубно без указания даты и тоже может быть потерян у Ст.Носовицы ночью или утром 1 июля.
У одного из ХТ-26 4-го батальона 68-го полка сгорел цилиндр и отказал в работе бензонасос. Танк был взорван экипажем в районе Дубно при отходе наших частей.Поскольку с тылами дивизии отправляли наиболее изношенные машины, не исключено, что и этот танк остался в районе между Птиче и переправой у Старой Носовицы.
Один линейный Т-26 67-го тп, предположительно единственный остававшийся к тому времени танк четвёртого батальона, числится оставшимся в районе Птиче в окружении противника ввиду того, что мост был подорван и еще несколько машин проходят по документам потерянными в районе Верба-Подлужье по техническим причинам без указания даты.
В истории 111-й пд говорится о русской танковой колонне застрявшей в болотах перед мостом через Икву. О том же упоминается в документах участвовавших в боевых действиях в том районе других немецких частей. В разных документах количество уничтоженных и захваченных 30 июня - 1 июля в районе Подлужье - Птиче - Ст.Носовица варьируется от 19 до 33. Вероятно общее количество сгоревших ночью от артогня и оставленных 1 июля по техническим причинам или невозможности переправиться танков не превышало 10-12 машин.
В уничтожении колонны оставленных в Ст. Носовице танков утром 1 июля принимали участие всё еще остававшиеся в Дубно подразделения 13-й тд - 2 взвода противотанковых орудий и вероятно несколько отремонтированных танков.


Т-26 из состава 34-й тд потерянный 29-30 июня в районе Верба-Дубно. Ниже тот же танк в другом ракурсе.






Общее количество переправившейся техники не установлено. Предположительно кроме шести-семи T-26 и трёх-пяти бронемашин тылам 34-й тд удалось вывести из окружения около 120-150 автомашин и несколько тракторов. Часть колонны тылов 34-й тд отмечена в донесении немецкой авиаразведки в 6.50 утра 1 июля: "Вражеская колонна 35-40 грузовых и легковых автомашин восточнее Носовицы. Движется на юг."
Также возможно в составе колонны было несколько БТ из состава 12-й тд или 7-й мд. В одном из донесений авиаразведки 1-й тгр говорится о 20 танках отходящих от Птиче к Смыге (21 км южнее Дубно по дороге на Кременец) в промежутке между 10 и 11 часами утра 1 июля, однако есть большие сомнения в точности указаннной немецким наблюдателем цифры. Врядли в колонне тылов 34-й тд было более десятка танков, а немецкий пилот мог принять за танки несколько тягачей "комсомолец" или тракторов и бронеавтомобили.
Сапёры 111-й пд находившиеся у ж-д моста в Страклове Русском в утреннем донесении штабу дивизии оценивали количество пререправившейся техники как "до 500 автомашин и танков", но поскольку визуально колонну они не наблюдали, ориентируясь главным образом на шум моторов, можно перефразируя известную поговорку сказать, что у страха велики не только глаза но и уши.
В другом донесении авиаразведки говорится о вражеской моторизованной колонне в 8.15 движущейся на юг по дороге Дубно - Белокриница. Хвост колонны вел бой с немецкими войсками. Судя по всему это были тылы 34-й тд.
Несколько десятков бойцов и командиров, отбившихся или отставших от своих частей ночью во время артобстрела переправы или утром следующего дня, попали в плен. 111-я пд 30 июня захватила около двухсот пленных. Как и в предыдущие два дня преимущественно из состава 140-й сд. А вот среди 60 пленённых дивизией 1 июля красноармейцев и командиров уже преобладали бойцы группы Попеля, в основном попавшие в плен при зачистке района переправы у Ст.Hосовицы и восточного берега Иквы и в бою с арьергардом прорывавшейся к Кременцу колонны. Из сводки разведотдела штаба 111-й пд за 1 июля, в которой перечисляются новые части РККА установленные при допросе пленных, известно, что среди пленных были бойцы 34-го обс, разведывательного и понтонно-мостового батальонов дивизии, 34-го мсп и 68-го тп. Причём номер полка в сводке не фигурирует, зато пленные сообщили номера отдельных танковых батальонов 26-й тбр пошедших в марте 1941 на формирование полка: 221-й отдельный танковый батальон (из которого был сформирован огнемётный батальон 68-го тп) и 44-й отб. Какой-то красноармеец, вероятно из числа призванных в апреле-мае 1941, указал на допросе что служил во втором танковом полку дислоцировавшемся в Судовой Вишне. Картина нередкая для лета 41-го: призванные в мае за месяц-полтора до начала войны красноармейцы не знали номера части в которой служили и на допросах указывали или четырёхзначный номер военной части или называли первый/второй танковый полк. В случае с 34-й тд "первым" полком был 67-й, но поскольку тылы дивизии сопровождали в основном танки 68-го тп, в разведсводки 111-й пд попал 2-й тп.Кроме бойцов 34-й тд в районе переправы попали в плен красноармейцы 23-го артполка и 90-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 7-й мд.
В списке трофеев 111-й пд за 28.6 - 1.7.1941 числятся 400 автомашин, большей частью неисправных или повреждённых артогнём и авиацией. В это число входят 90 захваченных в Дубно грузовиков (которые проходят в документах 1-й тгр как трофеи взятые 11-й тд 25 июня в Дубно) и около сотни машин захваченных в Кременце и на пути к нему. Таким образом в районе переправы у Ст.Носовицы было потеряно около двухсот автомашин из состава частей входивших в группу Попеля.




Разбитые автомашины тыловых частей 34-й тд.


Согласно ЖБД потери 34-й тд за 30 июня составили свыше 30 Т-26, 4 Т-34 и один КВ, а также отмечена потеря всей матчасти отдельного разведывательного батальона. Не исключено, что данные по Т-26 немного завышены и действительные потери 30 июня, включая сломавшиеся танки, колеблются в пределах 25-30 Т-26 и ХТ.
Полковая разведрота 68-го тп потеряла в этот день один Ба-20 сгоревшим от попадания снаряда в районе Кременца, два Ба-10 числятся пропавшими без вести вместе с командиром без указания даты.
В этот же день было потеряно пять Т-35 68-го тп из числа машин ранее отставших от главных сил полка. Два из них были подбиты в бою и сгорели (один в районе Бело-Каменки, место потери второго не указано, только обстоятельства: "потерпел аварию, подбит противником и сгорел"), три других машины вышли из строя по техническим причинам.


Огнеметные танки XТ-26 4-го батальона 68-го тп потерянные в районе Верба - Птиче. Из-за поломок батальон потерял в районе Дубно 5 ХТ-26. Предположительно эти два из их числа.


Потерянные в районе Верба-Дубно ХТ-26 и Т-26 из 34-й тд.


Предположительно тот же ХТ-26.


Вероятно еще один снимок этого танка. Сделан из кабины Ju-87 из состава III/StG77. Фото взято с форума vif2ne.org/rkka.

Переправившиеся через Икву тылы дивизии, подразделения 34-го гап, разведбата, 34-го обс, сапёрного, ремонтно-восстановительного и понтонно-мостового батальонов смогли без серьёзных боев и больших потерь по шоссейной дороге на Кременец выйти из окружения и спустя несколько дней соединились с отходившими из-под Львова учебными подразделениями дивизии , оставленными 22 июня в местах постоянной дислокации, и подразделениями отставшими на марше и двигавшимися совместно с 12-й тд или управлением 8-го мк. Вместе с тылами дивизии вышел из окружения отстранённый от командования 68-м тп по болезни (по другим сведениям снятый с командования) подполковник Смирнов, с середины июля возглавивший размещавшиеся в лесу у г.Нежин остатки 34-й тд.
Несколько десятков отставших от своих подразделений бойцов группы Попеля из состава 12-й и 34-й танковых и 7-й моторизованной дивизий попали в плен 2-3 июля в районе Кременца.


Pz III из состава 2-го тп 16-й тд возле подбитого 29 июня КВ-2.


Оставленный или подбитый в лесу Клещиха Т-26 67-го тп.


34тд, дубно

Previous post Next post
Up