Танки 44-го тп потерянные утром 22.6.41 в районе Непоротов-Пархач. дополнение.

Nov 26, 2022 17:10


Года три тому писал о первом бое 44-го тп 3-й кд утром 22 июня в окрестностях Пархача https://onkel75.livejournal.com/4179.html  За это время появилось немного новой информации, позволяющей хотя бы в общих чертах воссоздать происходившее в тех местах утром первого дня войны.

На Пархач наступал 3-й батальон 36-го пп 9-й пд. Вначале немцы продвигались довольно быстро, не встречая серьезного сопротивления, и смогли выйти к мосту через р.Рата на зап. окраине городка. Непосредственно на Горж-Пархач наступала усиленная 11-я рота, 1-й взвод которой получил приказ обойти Горж с юга (с правого фланга). Вначале подразделениям батальона даже удалось ненадолго захватить мост. Вскоре немцы контратакой были выбиты с моста, а появившиеся танки вынудили немецкую пехоту отступить. По воспоминаниям четырех уцелевших солдат первого взвода когда ситуация стала безнадежной трое (по другим данным пятеро) немцев подняли руки сдаваясь в плен. Нескольким удалось незамеченными уползти на поле и укрыться в хлебах. Сдающихся расстреляли из танкового пулемета и на следующий день двоих из них так и нашли, лежащих на спинах с поднятыми руками. третий пропал без вести. Всего первый взвод потерял 17 убитыми, двух-трех пропавшими без вести и 10-12 ранеными, в т.ч. командира взвода.



Один из уцелевших, гефрайтор Хайлер, так вспоминал события первого дня войны: " Утром 22 июня 1941 1-й взвод 11-й роты должен был обойти деревню Горж и ударом с тыла захватить её. Однако несмотря на то, что в деревне не было сильного противника, занять её нам не удалось. Из другой деревни, в паре километров восточнее, появились русские танки и атаковали нас. Танки ездили вокруг и мы были полностью окружены. Наш командир отделения гефрайтор Венцель сказал, что нам надо сдаваться т.к. сопротивление бессмысленно. Я не хотел в плен и пополз назад в поле чтобы укрыться в хлебах. Обернувшись я видел гефр.Венцеля, гефр. Дикке и стрелка Симона стоявших с поднятыми руками. За русскими танками бежала пехота. Стреляли ли они в сдающихся не могу сказать. В поле куда я уполз лежали остатки нашего взвода. Мы стреляли в русских, они в нас. Трое сдающихся стояли посередине между враждующими сторонами. Затем танки заехали на поле и каждый из нас должен был сам заботиться о своем спасении. Больше я сдающихся не видел и как они погибли не знаю."

Показания Хайлера дополняет обергефрайтор Альт: "В первый день войны в окрестностях Горж наша рота была атакована и окружена рускими танками и вынуждена была отступать. Из нашего взвода отойти удалось только семерым. На следующий день когда мы продвинулись вперед я видел унтер-оф. Вытрикуса и гефр. Дикке лежащими на спине с поднятыми руками и множеством пулевых ранений в груди и голове. Выглядело так, будто их скосили пулеметной очередью. Накануне русские танки вели по нам огонь из пулеметов. Могу предположить, что при этом погибли оба вышеназванных."

Обергефрайтор Шмидт: "В первый день войны 1-й взвод нашей роты должен был обойти Горж с правого фланга. В ходе боя я получил приказ отконвоировать в тыл пленных. Когда я вернулся наш взвод разделился на несколько групп и был вынужден отступать под натиском танков."

Унтер-офицер Кюнеман, 12-я рота."22 июня моя часть участвовала в атаке на русские пограничные укрепления на восточном берегу Буга. Нам удалось прорваться через укрепрайон и продвинуться до лежащей в 5 км восточней деревни. Высланный вперед взвод 11-й роты не вернулся. Тогда развернувшись батальон атаковал деревню. Нам удалось занять только половину деревни, а затем мы были вынуждены отступать."

Досталось не только первому взводу. Утром 22 июня 11-я рота только убитыми потеряла не менее 29 человек. Причем только у двоих причиной смерти указаны осколочные ранения, у остальных пулевые. Еще 5 убитыми потеряли в районе Горж-Пархач остальные роты батальона. А всего в том районе 36-й и 57-й пп потеряли 22 июня не менее 52 убитыми. (Данные неполные. Только то, что без особо вдумчивого ковыряния, нашел по базе данных.Реальные безвозвратные потери наверняка были побольше.)

Танки, разогнав 11-ю роту, продвинулись еще примерно на километр-полтора и были сожжены на западной окраине Горжа. К сожалению подробностей по этому эпизоду найти пока не удалось. Судя по отсутствию погибших в 14-й роте 36-го пп, равно как и в батальоне пто дивизии или 14-й роте 57-го пп, можно предположить что оповещенные о наступающих русских танках немецкие панцерегеры заблаговременно заняли удобные для стрельбы позиции и в скоротечном бою сожгли все четыре (или пять) бэтэшек. Судя по положению и расположению танков, можно предположить, что через Горж они прошли колонной и за западной окраиной поселка, вероятно обнаружив противника или попав под огонь немецких пто, стали разворачиваться в боевой порядок и были сожжены в течении трех-пяти минут.

Привязка по местности ув. volodia1970



По снимку каждой из четырех сгоревших бэтэшек.



БТ-2 севернее дороги



"Пятерка" с мариупольской башней, сожженная рядом с "двойкой".



Второй БТ-5, подбитый на дороге.



Третья пятерка, сгоревшая южнее дороги.

Ну и до кучи воспоминания еще одного немца, гефрайтора Гайста, кавалериста, служившего в 13-й роте 36-го пп.

"22 июня наш взвод вел разведку в лесу Лас-май-Пархач южнее Острова. Я был коноводом. Когда мы достигли заболоченного участка я получил приказ отвести коней отделения на восточную опушку леса, в то время как остальные должны были идти туда пешим порядком. Достигнув указанного места я спешился и повел коней полем вдоль опушки. Пройдя метров 300 я внезапно оказался окружен 6-7 русскими солдатами. Набросившись они забрали оружие, связали мне руки за спиной и, заткнув рот носовым платком, потащили меня в лес. Метров через 200 русский сделал мне знак лечь на землю. Я отреагировал не сразу и получил прикладом по спине, отчего упал. Прошло примерно полчаса. То один то другой русский то и дело подползали к опушке леса. Затем один вернувшийся с опушки русский тихим голосом что-то взволнованно сообщил товарищам. Сразу же после этого один из них подскочил ко мне, ударил примкнутым к винтовке штыком в грудь и побежал вслед за остальными русскими.Я потерял сознание и пришел в себя спустя три часа когда меня нашел гефрайтор-артиллерист."

3кд, 44тп, Пархач

Previous post Next post
Up