Танки 4-го тб 144-го тп и могилы немцев (в основном из 6-й роты 151-го пп) в полукилометре северо-западнее хутора Пежай.
Фотография давно известная, подписана "Рауденай". Т.е понятно, что на снимке могилы попавших 26 июня 1941 под раздачу немцев из передового отряда 61-й пд. В жбд 23-й тд об этих событиях к сожалению упоминается очень лаконично. Но по немецким документам можно хотя бы в общих чертах восстановить события того дня.
Передовому отряду 61-й пд (Vorausabteilung Vogelsang) в составе штаба и одной роты 161-го батальона пто, двух самокатных рот (151-го и 162-го пп), взвода саперов и взвода легких пехотных орудий 13-й роты 162-го пп была поставлена задача в течении дня двигаясь по маршруту Визвинай, Луоке, Рауденай выйти к Рекстай и занять там оборону, дожидаясь подхода главных сил дивизии. Выступили немцы вскоре после полуночи и незадолго до рассвета наткнулись на расстрелянную и сожженную на дороге ю-в Луоке немецкую колонну. Там же отряд был обстрелян из пулемета и винтовок, серьезного боя не было. Луоке, куда отряд вышел в восьмом часу утра, было занято подразделениями 151-го пп, незадолго до того отразившими танковую атаку. Продолжая движение ПО 61-й пд в первой половине дня несколько раз обстреливался из леса мелкими группами красноармейцев. В свою очередь немцы расстреляли два грузовика, водители и сопровождавшие погибли. С серьезным сопротивлением немцы столкнулись только во второй половине дня в окрестностях хутора Пежай. Началось все с незначительных перестрелок, быстро переросших в тяжелый кровопролитный бой с подразделениями усиленного танками 4-го тб 144-го тп 23-й тд 62-го сп 10-й сд.
В жбд 23-й тд говорится: 8.00 Начальник штаба 23 ТД прибыл с остатками танков из леса вост. ПЕРВОНЯЙ в р-н леса 0,5 км. южнее ЮДРИШКИ, связался с командиром 10 СД - генерал-майором ФАДЕЕВЫМ, от которого получил задачу. К этому времени в этот район присоединились части работников штадива 23. ГАП, ОЗАД. РР и часть МСП.
204 СП занимает оборону с 12.00 по р. ВЕРВИЧАЙ на участке; (иск) м. ТРИШКЯЙ, ст. ТРИШКЯЙ;
62 СП ст. ТРИШКЯЙ, ст. РУДЕНАЙ.
Правее обороняется сводный отряд строительного б-на и часть бойцов 23 МСП под командой начальника хим. службы - капитана КОПТЕВА.
Левее никого нет.
Танки 23 ТД придать 204 и 62 СП.
По северо-восточному берегу р. ПАПИЛЕ создается оборона и будет произведена перегруппировка частей. Противника необходимо задержать под ТРИШКЯЙ максимальное время. На основании чего Начальником штаба 23 ТД 1 батальон 144 ТП был придан Командиру 204 СП (20-22 танка), 4 батальон (25-27 танков) был придан командиру 62 СП...
... 1 ТБ, действовавший на участке 204 СП в течение второй половины дня дважды ходил в атаку, 4 ТД, действовавший на участке 62 СП, три раза. Потери материальной части при атаке к исходу 26.6.41 достигли в обоих батальонах 30-40%. В последней атаке был убит Командир 4 батальона Капитан МАСЛОВ, уничтожив один батальон мотоциклистов."
Первый раз несколько танков 4-го тб атаковали немцев около 14.30. Хоть и с потерями, немцам удалось отбиться. Они попробовали развить успех и выбить красноармейцев из леса с-з Пежай, но их наступление захлебнулось. Спустя час-полтора последовала вторая атака танков. На этот раз потери были столь велики, а ситуация настолько критической, что в пятом часу пополудни передовой отряд открытым текстом запросил помощи у двигавшегося вслед за ПО 151-го пп. Вначале, почти сразу же, на грузовиках были переброшены взвод станковых пулеметов и легких пехотных орудий, с помощью которых немцам удалось остановить наступление красноармейцев 62-го сп. Затем с наивозможной поспешностью к Пежаю были переброшены на грузовиках или выдвинуты форсированным маршем остальные подразделения полка и 3-й дивизион 161-го ап. При поддержке гаубиц и орудий 13/151-го пп немцы неоднократно пытались выбить красноармейцев из леса, но всякий раз откатывались на исходные. Занять лес удалось только к исходу дня, после того как был задействован практически весь 151-й пп.
В немецких документах отмечается кровопролитный характер боев у Пежая, чрезвычайно упорное сопротивление и яростные контратаки красноармейцев, активное использование танков в обороне и наступлении. В донесении передового отряда потери за день указаны как 28 убитых, 6 пропавших без вести и 40 раненых. На самом деле это потери только одной 6-й (самокатной) роты 151-го пп, командир которой тоже погиб. Общие потери ПО Фогельзанг, 151-го пп и приданных подразделений в районе Пежай составили не менее 63 только убитыми, а с учетом погибших в районе Рауденай, Дубинай, Луоке и умерших от ран в следующие пару дней, немецкий безвозврат составит около сотни человек - примерно в полтора раза больше, чем вся 6-я тд вермахта потеряла в трехдневном сражении у Расейняя.
Химиков в 23-й тд на 19.6.41 числилось всего 9: 6 ХТ-26, 1 ХТ-130, 1 ХТ-133 и 1 ХТ-134 (6 в 55-м тп и 3 в 144-м). 4-й тб 144-го тп был укомплектован в основном линейными Т-26, в т.ч и двухголовыми, коих в дивизии было 10 штук. По итогам боев немцы заявили о 18 подбитых танках. Согласно жбд 23-й тд потери матчасти достигали 40% т.е. до 12 машин в 4-м тб. Реальные потери вероятно составили 13-14 танков. Огнем 3 дивизиона 161-го ап вечером 26 июня в лесу с-з Пежай были подбиты 4 танка, которые пехота 151-го пп вполне могла учесть как свои трофеи.
На первом снимке большая немецкая могила примерно в полукилометре с-з Пежая.
Там похоронено около 30 человек. Второе, меньшее по численности (десятка полтора примерно) захоронение находится метрах в двустах восточнее хутора, прямо у дороги.
Скорее всего оно на этом снимке санитара 61-й пд.
Возможно на снимке тот-же 26-й
Емнип кого-то из погибших панцерегеров как раз на меньшем лежаке зарыли, возле битой пушки (или пушек, скорей всего там их было несколько).
Полной информации о немецких потерях матчасти найти не удалось, убитые были и в 14-й роте 151-го пп, и в роте пто из состава ПО 61-й пд. Вероятно танкисты капитана Маслова разбили как минимум 3-4 пака.
Еще один Т-26 потерянный вероятно в окрестностях Пежая. На заднем плане за танком слева видны могилы немцев у дороги.
Снимков танков с первой фотки больше не попадалось. Или они в таком ракурсе, что их к эпизоду не привязать. Но пара химиков 23-й тд известны по фотографиям.
Этот был потерян где-то в окрестностях Риги или вернее, на дороге в Ригу. Где именно - неизвестно.
Второй, судя по району потери, из 4-го тб 144-го тп капитана Маслова, предположительно потерян на северной окраине с. Каунатава в д. Дервенай километрах в десяти южнее Пежая. Подробности боев за Дервенай в немецких документах найти не удалось. Но судя по немецким документам боевые действия в окрестностях села велись и 25 и 26 июня. Потери участвовавших в них подразделений 151 и 162 пп составили более 30 человек убитыми. В частности одна только 3-я рота 151-го пп потеряла 26 июня в районе Дервенай-Пежай-Рауденай десятерых убитыми, причем, судя по указаным в документах причинам смерти, не менее четырех - от огня танковых орудий.
На указателе Луоке 5 км, Куршенай 24 км.
На заднем плане церковь.
Так она выглядит в наши дни. Некоторе сходство присутствует. Хотя похоже это новодел это на месте разрушенного в войну здания.
ув.Иван меня поправил в комментах, церковь на третьем снимке с ХТ находится в с. Адамовка Виньковецкого р-на Хмельницкой обл.Это разные машины.
п.с.
Вот еще любопытный документ. Донесение передового отряда штабу 61-й пд. "Установлено, что среди подбитых 26.6.41 боевых машин находились командирские машины одного танкового генерала и одного офицера генерального штаба в чине подполковника".
"Генерал Мильче" на немецкий лад?
Из погибших в бою с ПО 61-й пд в районе Пежай-Рауденай командиров старшим по званию был капитан Маслов. Что за генерал и подполковник - хз.