- Интервью с режиссером Алексеем Райтом -

Feb 17, 2011 17:51

О чем мечтают режиссеры…

Театр - это огромный организм, в котором каждая мелочь имеет свой смысл. Драматург и его сценарий - это сердце театра, актер - это руки, ноги, голова, и прочие подвижные механизмы, а режиссер - это кровь театра. Его редко когда видят, но он внутри каждого слова, каждого жеста и взгляда актера. Режиссер - это некая неуловимая субстанция, без которой не было бы связи между сердцем и всем остальным телом театра. Это тонкая красная нить, которая связывает замысел драматурга с главными героями его пьесы. Режиссер - это волшебник, так как он оживляет книжных персонажей, создавая из чернил сценария людей и давая им жизнь на сцене. Жить в городе, где много театров - все равно, что жить в ювелирном магазине, так что - это везение и роскошь одновременно. Каждый театр должен цениться на вес золота и бриллиантов, ведь это украшения города. И об одном из таких украшений мы и поговорим сегодня с режиссером молодежного драматического театра НЮАУ им. Я. Мудрого - Алексеем Райтом.



Вы любите экспериментировать с формой спектаклей, как то: привлечения джаз-бенда или массовки из 30 человек на сцене. Откуда берутся такие идеи и какие сюрпризы ожидают зрителя в будущем?

Вряд ли это можно назвать экспериментом и, если честно, я мало что понимаю в экспериментах. Думаю, что все уже есть, мы только вспоминаем. Вообще жизнь человека чаще всего, для того, чтобы вспомнить.

В постановке Ваших спектаклей отслеживается влияние современного режиссера Клима, вы поддерживаете с ним связь?

Связь.… Если прослеживается, значит, она есть.

Сколько на данный момент спектаклей в репертуаре театра?

Сейчас 5: «Ужин с дураком», « Монолог ангела или Е.Ж.», «Падший ангел», «Out of order или О-О-ОП!», «Печальный спектакль».
Кем Вы были в прошлой жизни?
Альбатросом - так говорит один из наших героев. Наверное, я был тем, кем не стану никогда здесь.

Есть ли у Ваших спектаклей направленность на определенную целевую аудиторию?



Никогда об этом не задумывался. Люди приходят и все они разные. Наверное, скорей на тех, кто вообще не ходит в театр.

Если сравнить Ваш театр с фруктом, на какой он больше всего будет похож?

Я думаю, не очень было бы мне приятно прийти один раз в театр и услышать, что мне скажут: «Алексей, а ты знаешь, «он пропал»». Пускай театр не будет похож на фрукт.

В спектаклях задействованы только непрофессиональные актеры? Насколько сложно и насколько интересно работать с людьми, которые впервые попадают на подмостки сцены?

В спектаклях задействованы актеры и это - самое важное. Если он может выйти на сцену, а зритель придет, сядет в зале и будет смотреть - то человек на сцене - это уже актер. Если зритель придет еще раз на спектакль - это будет еще одним тому подтверждением.



Как часто у театра бывают гастроли?

По-разному. Мы выезжаем от 2 до 4 раз в месяц.

Как Вы думаете, какой спектакль интересен современному зрителю?

Тот, на который хочется прийти. Просто хочется прийти.

Что актер ни в коем случае не должен делать на сцене?

Актер никому ничего не должен. Но если уж он что-то пообещал, а в данном случае зрителю, то должен сделать по-настоящему. Лгать саму себе - вот чего он не должен делать.

Вы взяли несколько наград на театральных фестивалях. Что это за награды и в каких номинациях?

Это были фестивали в Москве, Санкт-Петербурге. В Украине получали награды за лучшую мужскую роль и гран-при за спектакли.



Есть ли такой спектакль, который больше всего запомнился, на котором Вы присутствовали в качестве зрителя?

Нет. Есть некоторые работы, которые мне нравятся. Среди них - очень крутые работы Някрошуса, Янковского. Но я не могу сказать, что они мне запомнились.

Расскажите немного о себе.

Это не самая интересная тема. Скажу одно - я такой же, как и все.

Вдохновляет ли Вас Харьков?

Город - нет, а люди, которых я встречаю - да. Даже очень.

В репертуаре театра есть моноспектакль «Монолог ангела или Е.Ж.», который написан Вами в соавторстве с актером, играющим в нем. Планируете ли дальнейшие авторские проекты в качестве драматурга и режиссера в одном лице?



Даст Бог будет. Поживем - увидим. Но я имею амбиции писать, и мы работаем в данном направлении.

Назовите 5 основных правил хорошего режиссера.

Как только появляется правило, мне его тот час же хочется нарушить. Я не человек правил. Я человек обязанностей, обещаний, правд. Но не правил. Поэтому правило первое и единственное: «Не создавай правила, которые ты не можешь изменить».

Не задумываетесь ли о съемках фильмов?

Задумывался, еще давно. И есть в планах в ближайшем будущем снять короткий метр.

О чем мечтает режиссер Алексей Райт?

О том, чтобы театр исчез в один момент, вот так - взял и исчез.



Как в Ваш театр попадают актеры?

Если в один момент театру нужны артисты, они приходят - это дело случая и времени. Мы не репертуарный театр. У нас все делается по общей инициативе и обоюдному согласию. Это очень важно.

Насколько много свободы Вы даете актеру для импровизации на сцене?

Достаточно, чтобы у него получалось то, что нужно.

«В театре режиссер - Бог, но актеры, увы, атеисты» - эта фраза принадлежит Жарко Петану. Что нужно для наибольшего взаимопонимания актера и режиссера?

Не поверите, но: Актер и Режиссер.

Интервью Сергей Онищенко и Юлия Купина
Фото - Антон Иванов

http://onisch.livejournal.com/

юлия купина, райт, театр, сергей онищенко, рудько алексей, молодежный театр НЮАУ, харьков, интервью

Previous post Next post
Up