Случилось посмотреть франко-австралийский фильм "Дерево" на днях. В целом слабовато, и прежде всего потому, что, как мне кажется, авторы сами не очень точно представляли себе, что же они хотели сказать. Достоинства фильма? Они скорее субъективны - мы уже отвыкли от неспешных рассказов без примеси фентези и яркой интриги о жизни "простых смертных", не отягощённых немалыми суммами счетов в банке и глянцевой красотой недвижимости и движимости. Всё просто, почти бедно, непричёсанно, и потому человечно.
Сюжет таков: супружеская пара, четверо детей, идиллическая, хоть и бедноватая жизнь на лоне красивой природы где-то на просторах Австралии. Семью обеспечивает отец семейства-шофёр, и вот он неожиданно умирает от сердечного приступа.
Мать впадает в глубокую депрессию, дети, как могут, ищут опору каждый в своём. Девочка 8 лет, например, полюбила забираться на громадное ветвистое дерево рядом с домом и общаться с ним, веря в то, что душа её отца теперь живёт в этом дереве.
Именно Дерево и становится главным героем фильма. Оно питает мир бессознательного сначала девочки, потом и её матери. Вторгается в дом, прорывая корнями туннели под фундаментом, корёжа трубы, оплетая веранду и окна, пробивая стены. Даже подрываясь под соседский забор, что вызывает сердитые нарекания и намерения соседей срубить Дерево во что быто ни стало. Обе женщины - мать и дочь - отстаивают жизнь Дерева.
В поисках работы мать забредает по объявлению в магазин и знакомится с довольно позитивным его владельцем, возникают любовные отношения. Он одинок, всегда готов помочь, не прочь жениться. Везёт всё семейство к морю на Рождество. Но как только встаёт вопрос о том, что Дерево просто-таки рушит дом и его надо срубить, отношениям приходит конец. Девочка переселяется на дерево, чтобы защитить его, мать, вроде бы решившаяся избавиться наконец от опасного соседства, в последний момент встаёт на сторону дочери. Мужчина изгоняется.
ПОтом случается ураган, Дерево рушится само и рушит дом. Семейство отчаливает на стареньком автомобиле, и по дороге в никуда встречает маминого знакомого, но она даёт ему понять, что между ними всё кончено.
Если авторы хотели рассказать о том, что нужно проявлять бережность к бессознательному, а также к чувствам детей и их внутреннему миру, то результат весьма амбивалентен. Семья сплотилась и обрела шанс начать всё с чистого листа где-то в другом месте? МОжет быть - никаких примет, что шанс будет использован, нет. Пока только эмоциональный подъём оттого, что все остались живы и неразрешимое противоречие как-то - хоть так! - разрешилось. Судя по всему, мать вообще существо весьма аморфное. Новые отношения между ней и её знакомым выглядели как шанс и обрести опору, и материально устроить жизнь семьи. Она движется по жизни, как сомнамбула, не в силах ничего изменить сама. В этом смысле её 8-летняя дочь гораздо более трезвый и зрелый человек с чётко выраженной позицией. Фактически, она и берёт на себя руководство действиями матери, и та безвольно подчиняется. Непонятно, что же женщина испытывает к мужчине на самом деле, чувства это или просто та же безвольная покорность течению жизни.
Короче, полный тупик. Из которого семейство спасает ураган. То есть более мощная стихия бессознательного (ураган)побеждает менее мощную (дерево). Не случись этого стихийного бедствия, скорее всего, мать окончательно бы впала в спячку и уподобилась тому самому дереву, которое стало определять её жизнь. Но крушение старого дома и отъезд, если визуально и выглядят как Новый Путь, фактически ничего нового не рассказывают ни о взаимоотношениях членов семейства, ни о становлении личности женщины. Ни того, ни другого попросту нет. БОлее того: возникает подозрение, что людям небогатым диапазон выбора назначен в тех же примерно рамках, что и дереву. Стремились ли авторы фильма к такому прочтению их истории? Вдряд ли, но вот получается, что как стихийное бедствие для Дерева - шанс изменить свою судьбу, т.е. внезапно умереть, так и для "маленького члеовека" вторжение в его жизнь глобальной беды надо рассматривать как шанс... но вот какой? Аналогия напрашивается самая мрачная. И как-то не находится убедительных подтверждений того, что произошло благое разотождествление человека и растения.