Что-то всё чаще у меня от разных учреждений и не только такое впечатление остаётся. Не то чтобы в них тебе не рады, но как-то так, знаете ли, относятся, что понимаешь: хоть ты, мил человек, деньги свои заплатил, а лучше всё-таки шёл бы мимо и честных людей зря не беспокоил.
ВОт, например, позвала меня приятельница на спектакль во МХАТ, то бишь которым Доронина руководит.
Спектакль начинался в 19 час. на малой сцене. А на большой сцене в это же самое время должен идти другой спектакль, начало в 18-30. Мы пришли в 18-45. ДО Малой сцены можно доехать на лифте, можно и пешком по лестницам подняться.
Смотрим мы, а всюду сумрак, почти потёмки. Я в этом театре 100 лет не была, мне и взбрело посмотреть интерьеры, фойе. Но не тут-то было. Кто знает, в этом здании отделка всех помещений вообще мрачноватая - стены и потолки - тёмное дерево, притом потолки невысоки. Такой Московский экзерсис на тему Лондонского Барбикана, в 80-е эта эстетика была в моде, тяжеловесная, мрачноватая.Помню, меня в Барбикан однажды занесло в 6 p.m., когда вся жизнь в Барбикане замирает, так я чуть с тоски не завыла среди той груды серого камня и унылых близлежащих окрестностей.
Ну, вот, идём по фойе, а повсюду почти все светильники потушены, еле теплятся какие-то 2-3 люминисцентные лампочки, да и те за декоративными решётками, то есть света почти совсем не видать. В почти полном мраке кое-как просмотрели фотовыставку Дорониной - чувствовали себя партизанами из пионерского отряда, прокравшимися на колхозное поле. ПОтом подобрались к буфету - хотелось выпить по чашечке кофе. Но это мы зря. Буфет не работал. "Наверное, рядом с нашим малым залом буфет", - решили мы. По каким-то мрачным лестницам достигли фойе малого зала. Там публика, как бесплотные души в ожидании Харона, пребывала всё в таком же мраке. Буфета там, конечно, никакого не обнаружилось и в помине.
Раздалась слабая трель звонка, билетёрша сказала: пора! - и повела нас какой-то узкой тропой к залу. Проход был узок, т.к. по одну его сторону находилась стена, а по другую выстроились ширмы, закрывавшие доступ к просторной рекреации. За ширмами зияла пустота, возможно, меняли экспозицию. А возможно, что это было и не нашего ума дело...
Вообще-то я рассматриваю поход в театр не как форсмажорное посещение заштатной киношки типо сели-посмотрели-ушли. Всё-таки Действо. И прогулка по нарядному фойе в перерыве, обсуждение увиденного за чашкой гляссе или крепкого чая входит составной частью в это действо. Поэтому в антракте я решила вознаградить себя за неудачную преамбулу.
Но спектакль шёл два с половиной часа. БЕЗ АНТРАКТА. Постановка была удачная, следить за игрой актёров было увлекательно, но что поделать? Бедное тело требовало смены позы и разминки. Ну и зря оно этого требовало. Деликатно перенося вес с одной ягодицы на другую, я к исходу второго часа поняла, что перерыву не бывать и придётся обходиться волевыми усилиями, дабы переключать внимание с ноющего позвоночника на сцену.
Скажу честно - артисты играли хорошо и искренне старались. Так что мои проблемы были, так сказать, чисто организационного характера. А вдобавок после спектакля вздумалось нам с моей знакомой зайти на дорожку ... ну, вы сами понимаете куда и отстоять там изрядную очередь.
Когда же мы покинули заведение и вышли в вестибюль первого этажа, то застали в буквальном смысле пустые вешалки, поспешно одевающихся гардеробщиц и сиротливо висящие два наших пальтишка, которые нам и выдали не без некоторого раздражения, потому как, понятное дело, мы всех задерживали.
Так что странное у меня осталось впечатление. Вроде и в Театре побывали, а вроде как бы и не совсем.
Экономит администрация на электричестве вынужденно или по собственной алчности, не мне судить. Надеюсь, что вынужденно. И это очень печально.
Потому как аналогии напрашиваются совсем не связанные с высокой эстетикой и вообще некультурные. Скажем, если входом в торговый центр с продуктовым магазом в подвале служат огроменные створы стеклянных дверей, открывающиеся автоматически, и администрация ТЦ вдруг решает, что неча зря подвергать износу механизм и пущай посетители ходят через узенькую распашную дверь, то оно хоть и обидно, но понятно. Чего от этой администрации ждать? Тем более, что входить через автоматически распахивающиеся перед посконным рылом врата - это как-то, знаете ли, чересчур помпезно для среднестатистического рыла. И с этим можно согласиться, особенно в холодное время года, потому как прямо за шикарными вратами, несмотря на сквозняки, упрямо колосятся нежнейшие оранжерейные растения. Правда, с выходом из того же ТЦ происходит некоторая заминка: если обе руки заняты сумками, то дверь остаётся открывать разве что пинком. Не очень эстетично, но вполне в контексте предлагаемого для посконного рыла сценария.
Но то низкие материи, соответствующие менталитету. Правда, непонятно, чьему. Наверное, администрации. Другое же дело - Храм Талии и Мельпомены. Служенье муз не терпит суеты. Здесь никто себе/тебе не позволит появиться с сумками в обеих руках, а потому и пинать дверь не придётся. Но вежливого, тактичного намёка, что посконное рыло, с которым ты ходишь в магаз, таки остаётся при тебе, хоть тресни, хоть в театр препрись, хоть в концерт, хоть в Галерею, вероятно, нигде не избежать. По крайней мере, в этом городе.