Мюнхен: путешествие туда и обратно (заметки на бегу и для себя) -3

Dec 12, 2007 23:06

 
Гварди и малые голландцы

(если скучно про искусство, пропустить этот и следующие 3)

Начала  с 18 века, закончила старыми немцами.

Много Гварди, не самого мелкого масштаба (крохотные Гварди - самые чудные). Всё равно трепетно-прелестен, фигурки человечков мерцают,  как серебряное пламя свечей на ветру. Параллель с Тинторетто: у того - загадочный Театр, здесь - тоже, только  подчёркнута не мистичность, но краткость действа-жизни: тоненькие хрупкие свечи быстро сгорают. Холодный сумрачный колорит,  какая-то неприкаянность носится над гвардиевой Венецией:  впрочем, о том и «Зима» Вивальди - карнавал жизни заканчивается, маски срывает и уносит ветер, ничего не останется. «Тушение пожара» - тоже своего рода маскарадное действо: шеренга кавалеров в масках, став к зрителю спиной, взирает на бушевание  седого огня  вокруг  цепочки построек, дома тушат марионеточные человечки.  Как бы выцветший колорит - палевый, сероватый, чёрный - чем не ещё одна метафора стирания жизни?..

Полюбовалась Шарденом, Малыми Голландцами. О каждой картине можно рассуждать часами. Вот «Читающая женщина» Метсю. Откуда  у обывателя, поэтизирующего простой обывательский быт, столько благородства? Голландский обыватель - это не  немецкий бюргер. Скупая игра со светом - несколько узких солнечных   штрихов косо ложатся на комнату, подсвечивают контуры  фигуры женщины,  чисто и тихо. Пламенеет красная кофта. Парадные туфли с высокими каблуками сброшены,  на ногах - мягкие тапки… Оторваться невозможно.

«Современный» Рубенс

Оч. много Рубенсов. Лучшее - эскизы, виртуозность  кисти и точность   контуров, толщин, сложнейших ракурсов, от которой захватывает дух.

Эскизы «Триумфов Марии Медичи» - комиксы 17 века, виртуозно нарисованные, с совершенно  стаффажными персонажами, даром что поданными крупно. «Смерть св.Франциска» (тоже эскиз) - вообще на грани «дозволенного»:  вертикальная композиция в нижней части - вполне «в традиции»: столпившиеся персонажи на крыльце какого-то дворца,  на земле - умирающий Франциск; зато в небесах - монах в рясе,  залихватски ПРИПЛЯСЫВАЮЩИЙ, сверкая пятками  - не экстаз, не религиозный восторг, а совершенно земная  радость школьника, сбежавшего от сердитого учителя. В этом весь Рубенс -  растворённый в мирском, разглядывающий любые проявления земного как  свидетельства полноты жизни.

Несколько камерных великолепных портретов:  утончённый и живой «Юноша в чёрном берете», оч. похожий на мою юную крёстную;  в профиль - портрет старой женщины… Три пейзажа, которые, по выражению Бодровой, имеют «центрифугально закручивающуюся композицию» - Рубенс, как известно, мало рисовал пейзаж, в Пинакотеке их - три.  В пейзаже с коровами лучше всего написана - шкура рыжей: точно  древняя скала, затейливо испещрённая какими-то следами времени, не поверхность тела зверя, а нечто  волшебно-красивое само по себе, как старинная горная порода, карнеол. Столь же хорош этот мотив у Питера Брейгеля в «Возвращении стад» (в институте Курто в Лондоне).

Потрясающий Христос, прообраз умозрительного «Христа» Дали, - распятие на фоне чёрного неба: жестоко  окровавленный и мощный Герой,  которому под силу вынести такие муки; точно выраженный архетип.

Сцены охот и апокалиптических видений - отталикивающи. Клубки сплетённых  обнажённых тел,  кровожадные монстры, животные, черти, обвивающие извивающиеся жертвы - что-то очень знакомое во всём этом виртуозном калейдоскопе!  Голливудские страшилки, точно: очень технично, сочно,  с любопытством к процессу и физиологии, поверхностно - к человеку как таковому. Внутренний мир неинтересен. Вот святой Лаврентий, которого почти раздели и сейчас опрокинут на горячую решётку,  один из палачей деловито подсовывает под решётку горящие угли.  Пышнотелый юноша сейчас будет смачно поджариваться, Рубенсу очень интересно, как  исследователю, впервые обнаружившему интересную болезнь: он присматривается к  невольному содроганию тела, на лицо взглядывает  походя - ну конечно, небось  страшновато, но зато какой процесс превращения нежной плоти в нечто противоположное, отталкивающее вот-вот начнётся. Пленяет контраст (внешний).

То же в сцене с охотами:  кровожадные зверюги с упоением впиявливаются в живую плоть, вот тут мышцы напрягаются, тут - бессильно мякнут, крик цепенеет на губах, разодранная одежда открывает вздувшиеся  мышцы, а вот конь волочит опрокинувшегося всадника, по лицу которого уже разлилась  смертная зелень… Уродливые клубки низвергающихся грешников - ещё один предмет любопытства. Техничность  поразительная, почти визионерская, если бы не знать, что  Рубенс - гениальный виртуоз-рисовальщик и колорист. Всё ярко и разноцветно, как в блокбастере. Равнодушие к человеку   (его состояния сведены на уровень эмоций как таковых, почти беспримесных - ужас, страх, растерянность, любопытство) - тотальное. Должно быть, так же взирали любопытствующие зрители в ту эпоху на  публичные казни.

Ученик (и  подмастерье) великого  Рубенса Ван Дейк уже совсем иначе смотрит на своих персонажей: его Сусанна испуганно сжимается, но эмоция женщины передаётся и художнику, и зрителю: мы не отстранённые и зоркие наблюдатели театра, нам самим становится  боязно. Святой Себастьян страшится боли,  и его ощущение разливается по нашему телу…Склонённая к ребёнку Мария в «Сне на пути в Египет» (любимый ракурс лица у В.Д.) - предостерегает исподлобья взглядом Иосифа почти негодуя - для неё важно, что ребёнок заснул, надо беречь тишину, а между тем её ещё и тревога гложет за то, спасутся ли, успеют ли… Ван Дейк всматривается в лица своих персонажей, прочитывая не физиологию, а  силясь проникнуть в мир чувств своих героев, он им сочувствует, ему интересны их внутренние переживания.

Как странно этот мир преломится в 19 веке. Могучее, хоть и поверхностное  жизнеощущение, помноженное на свежесть восприятия у Рубенса, претворится в «романтическую» бойкость  и  маленький масштаб Э.Делакруа: хвалёный романтик рядом с любым Рубенсом превратился бы в пигмея. Сцену арабской охоты можно посмотреть в Новой Пинакотеке, где в основном собраны скучные реалисты-немцы, весьма похожие на наших передвижников; разве что последние более открыто эмоциональны. Но среди этой серой скуки Делакруа не слишком выделяется, если только открытой яркостью красок: ещё не нимпрессионизм, уже не  Академия. Выделяется главным образом благодаря  открытой  жестокости эмоций.

О движении вперёд спиной, Альтдорфере и Гауди наоборот

То, что я двинулась от 18 века к 15, произвело странное впеатление. Думаю, что лучше всё-таки следовать хронологии, иначе наступает усталость, как если бы пришлось идти вперёд спиной. Будничность  лиц и поз, узнаваемость персонажей  менее далёкого по временной дистанции века в какой-то момент сменяются непонятными трактовками эмоций 17 , а затем - запредельно-отстранённой безмятежностью и простотой 15. Дюреровские герои идеальны не потому, что каждый представляет некий тип личности в чистом виде, а потому, что не допускают раздвоенности и смущающих душу двусмысленностей морального выбора. Так понимали своих идеальных героев художники «северного Возрождения» (в корне отлично от  Итальянского: там - возрождали светские добродетели и утверждали  идеальную телесность, здесь -  обновляли состояние души).

Загадочный Альтдорфер. Если хрестоматийная битва Александра с Дарием, с космичным пейзажем, хоть по масштабу и мала для такой многофигурной композиции, но читабельна, то уже Св. Георгий и  сцена с Сусанной - ставят перед вопросом: совершенно непонятно, на какую степень приближения рассчитаны.

Альтдорфер - Гауди наоборот:  тот на вопрос, зачем он так тщательно отделывает шпили Саграда Фамилия - всё равно с земли никто не увидит ,  -отвечал: Зато их увидят ангелы.

Тут - увидят микробы: нужна лупа, или  телевик на фотоаппарате, чтобы оценить виртуозность изображения человеческих фигурок,  трепетность и точность движения кисти, полупрозрачное, пронизанное воздухом порхание мазков,  растяжки тона,   хитроумность построения  архитектуры. И  тончайшее сфумато гор, и трогательные подробности цветочного ковра….Во всём этом подробно выписанном мире, сказочно сложном по  построению дворце означенные в названии персонажи  совсем теряются. Мир для  Альтдорфера - чудесная книга, как средневековый собор, изображенье должно вмещать в себя всё. Такое же впечатление произвёл на меня когда-то Собор в Падуе: не ясно читаемая структура, а бесконечный, покрытый сводами, как дланями Божьими  мир,  город - не подойдёт, потому что в этом лесу колонн живут и какие-то  странные твари, и ангелы, и черти,  умершие спят под плитами, о них рассказывают их саркофаги,  живые ходят среди этого царства камня, есть и Ад, и Рай, и  промежуточный мир…

Рогир Ван дер Вейден, который, помнится,  шокировал барышень  ревматическими  суставами своих бледных горожанок, тут представлен  многофигурными композициями, так  же и Мемлинг, и  Дирк Боутс. Все радуют сиянием красок, все нуждаются во внимательном зрителе, и такому щедро являют  возможности  подробного рассказа. Простившись с шедеврами второго этажа в лице «Портрета девушки» Ван Клеве, я  отправилась на первый.  Смотреть Яна Брейгеля: однообразного, многоречивого, но  приятного глазу - обязательно с убегающей диагонально далью на заднем плане - в виде моря или излучины реки,  цепочки гор, в голубых и светло-зелёных переливах оттенков, на переднем - с арзноцветными, но уже объединяемыми тоном толпами крестьян или рыбаков. Частый по  удобству совмещения любимых тем сюжет - рыбные рынки: и берег водоёма, и даль, и оживлённые крестьяне.

Новая Пинакотека

Уже  чуть более, чем за час до закрытия, в темноте, поспела в  Новую Пинакотеку. Немало времени потратила на  прошагивание по немецким пафосным залам, тонущим в глухих контроктавах тёмных красок.  В противовес -  английские портретисты 18 в. в одном из залов кажутся почти эльфами по лёгкости серебристо-прозрачной гаммы, хотя у каждого совсем своё видение и свой характер. Беспокойная сетка линий складочек на платье и мятущаяся дымка у Гейнсборо,  пишущего своих женщин  какой-то волнующейся кистью. Мужчины его более статичны, более традиционно проработаны и плотны, у Хогарта - уже и парадный мужской портрет погружается в поток скользящих  бликов и теней. Ромни смело пишет чистый белый платья своей светской модели, а её поза лишена  парадной стройности. Из других - запомнились - сумрачный и загадочный Коро,  характерный карикатурный Домье.

Огромное полотно  Келлера «Воскрешение дочери Иаира» - чем не Ге или Врубель с их религиозными исканиями и  рефлексией человека безрелигиозной эпохи, даже типы лиц  похожи, натянутый пафос, экстатически расширенные глаза, подчёркнуто тонкие черты.. И никакой жизни. «Деревня» Санде  -  какой-то среднерусский пейзаж с канавами, припорошенными мерзлым снегом. Колеи протянулись вглубь полотна, к бедным избушкам… Каспар Фридерих, как обычно, почти монохромен, будто писал не маслом, а сепией.

Каково же наслаждение зрителя, после всех этих блужданий в сумраке попадающего в зал импрессионистов и  художников более поздних: огромный Боннар с роскошным колоритом и свободой письма, весь светящийся, как под лучами яркого южного солнца,  несмотря на непрезентабельность выбранной натурной сцены с какими-то сараями не то заводика, не то лесопилки. Среди этого раздрая играют дети, солнце шпарит на всё и сквозь всё.

Нежная и изысканная «Маргарет» Климта - вся состоящая из переливов серебристо-белого муара платья.  Условный серо-голубой фон, прихотливый силуэт,  и золотые орнаментальные вставки - прохлада и ангельское изящество Венского Сецессиона.

«Грех» Штука нужно, конечно, видеть вживую: только так сумрачная тень, падающая на лицо пристально глядящей молодой женщины, становится глубокой и пугающей, и оттуда мерцают двумя жерлами - её чёрные внимательные глаза, а  нагота  тела становится соблазнительно-живой, дышащей.

Дальше - упоённый чистотой своих таитянок Гоген с «Рождеством»,  великолепный Винсент с искрящимися  сапфировыми огнями  стволами деревьев. Одилон Редон с фрагментом интерьера готического собора и физиологически-точным восприятием цвета:   шершавая  стена, на фоне которой тусклыми брызгами мерцают витражные стёкла в готической розе вечереющего окна… И, наконец, «Гладильщица» Дега:  совсем уж невыигрышный сюжет - деревенская простушка за работой, вокруг - сплошные полотнища белого белья, но в этой скромной симфонии белого, где нет ни эффектных подсветок, ни таинственных намёков - столько живого ощущения, пульсации жизни,  свободной красоты.

субъективно, живопись, интересно, искусство

Previous post Next post
Up