И это всё о нём... Ещё раз о фильме "Левиафан"

Feb 16, 2015 01:45

С некоторых пор  предпочитаю писать  о фильмах на "Кинопоиске",  а вообще о том, о сём - на ФБ. Живого общения там больше)
Желание написать о фильме "Левиафан" порождено некоторыми нестыковками в трактовках евангельских смыслов и цитирования библейских текстов. На  мой взгляд, это само по себе симптоматично. Далее следует собственно текст с моей странички из  "Кинопоиска".



На земле - война

Этот поезд в огне и нам не на что больше жать.

Этот поезд в огне и нам некуда больше бежать.

Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе.

Она умрет, если будет ничьей, пора вернуть эту землю себе.

(Борис Гребенщиков. «Этот поезд в огне»)

Давно минула сталинская эпоха, за ней эпоха позднего социализма, за ними - 30 лет перестройки. Но, посмотрев фильм Звягинцева, можно с уверенностью сказать: всё бытие пронизано духом войны и жестокости. Страшную притчу рассказывает Звягинцев.

Сколько раз в фильме возникает военная тематика в самое что ни на есть мирное время? Да постоянно! Чем занимаются люди на самом что ни на есть мирном пикнике? Стреляют по мишеням! В том числе из «калаша». Правда, не по настоящим, хотя разговор о портретах многозначителен. К кому обращается за помощью Николай? К армейскому другу. О чём говорит священник меру? «У каждого из нас свой фронт»!! А в конце фильма -он же - в храме перед сильными «града сего»? В начале проповеди он ссылается на святого полководца Александра Невского, полководца, к которому обращались столь же истово разве что в начале Отечественной войны! А в финале - завершает проповедь призывом «Встанем на защиту православия!» - словно за стенами Тохтамыш, а не бедняк, ободранный до нитки. Что осталось от разрушенной некогда старинной церкви? Кусочек стены с росписью, где изображена Саломея с отсечённой головой Иоанна Крестителя! Про самого мэра уж говорить нечего - он решает вопросы по законам «военного времени»: устроить имитацию расстрела, как поступали прежде с «нераскалывающимися» шпионами и врагами, привлечь к ответственности безо всякой презумпции невиновности…Ближайшие друзья считают своим долгом (причём не по принуждению злодея-мэра!) донести на Николая - только потому, что «он мог это сделать» (лучше перебдеть, ведь враг не дремлет!) ! На кого похожа подруга жены Николая в своей кожанке военного покроя - уж никак не на мирную сотрудницу рыбзавода, этакая бой-баба, Анка-пулемётчица. Да и сам рыбзавод, эти сцены потрошения - как точно всё ложится в общую канву!

И в этом безжалостном мире, как в годы войны, остаются дети-сироты - с каким отношением к миру вырастут эти дети «мирных» десятилетий?

Больше всего меня тревожит, что в баталиях по поводу фильма как-то не обратили внимание на вот эти очень заметные акценты. И то, что дело в «замыленности глаза», в привычке, которая мешает нам замечать, - для меня это очень тревожный симптом, тревожнее даже, чем социальные контраверзы фильма…

… сохранить в таком «горящем поезде» мирный островок с прекрасным в своей простоте и чистоте домом никому не удастся. Беда постучится в дом сначала руками «хозяина жизни», а за этим внешним человеком обнаружится вскоре вечное чудище с уродливым когтистым ковшом.. . Собственно, уже пролог картины не обещает иного: суровые волны бьются о скалы, но природные картины хотя бы пронизаны красотой и в природе поддерживается гармония целостности и равновесия - и волны залива в холода замерзают, и тогда наступает тишина. В природе есть прекрасное небо, которое, как и прежде во всех работах Звягинцева, выполняет в каждом кадре роль символа Высшего Ока. Однако среди этой красоты камера переводит взгляд на остовы рукотворных «Левиафанов» - полусгнившие «тела» кораблей, их рёбра и кили, уродливо гниющие на отмели - следы недавнего прошлого… Столь же безрадостны в безжалостности к живому и картины наследия совсем близкого настоящего: город, его дома и дороги. Зажатый в угол Николай постепенно теряет в этом мире человечность: кулаками разбирается с другом и женой, а сцены любви становятся похожи на сцены насилия над добычей…

Приговор художника однозначен: этот мир не христианский. Какая разница, что слово Христа должны нести священники? Они в фильме его не несут. Причём не только лютый иерарх, «наставляющий» мэра. Кто-нибудь вслушался в слова «простого священника»?

Он же переврал всю историю с Иовом! Это Иов-то всё задавался вопросом что да почему? Да Иов же был праведником! Жил себе и жил, пока Бог не поспорил с Дьяволом, что Иов устоит против всех искушений, «Только жизнь его не забирай» - сказал Господь. И Иов терпел молча! Жена и друзья его просили смириться, по словам горе-батюшки? Что за бред! Друзья и жена советовали Иову похулить Бога! А Иов - не стал. Только в конце возопил: Господи, я только хочу понять: за что? Я смиряюсь, но хочу понять…

И вот как «подал» историю священник - солгал! Не удивительно, что Николай не идёт к нему в храм. Хотя, возможно, истории праведного Иова Николай в точности не знает, зато ощущает неправду слов «Мой Бог… Твой Бог…». А что горькую пьёт - да кто б не запил от такой жизни? В конце-концов, на войне же поминали горькой погибших…

А вот другой религиозных символ: в контексте борьбы за души сцена на рыбозаводе символичнее некуда: речь идёт не о христианском уловлении душ простых человеков (параллель с евангельской историей, когда Христос сказал рыбаку: «Будешь улавливать человеков»): слуги Левиафана, испытывающие перед чудовищем благоговейный ужас, будут отсекать у них головы… Как Ирод - Иоанну Крестителю… Вот какие параллели в этом кино, где священники, плоть от плоти общества, много говорят о любви, но ратуют за самое непримиримое жестосердие. Кто из персонажей думает и говорит о прощении? Только Николай с сыном. Сын спрашивает: а ты простил? Пытаюсь… - честно отвечает отец. Он хоть пытается…

Мир «Левиафана» вернулся в до-христианскую жестокую эпоху Молоха с человеческими жертвоприношениями… Потому и зачитывают приговор три фемины-судии - три мойры (из античной мифологии), или три вёльвы (из скандинавской)…Древний монстр из до-христианских времён выброшен на берег, но рядом красуются гораздо более поздние останки рукотворных левиафанов, а на берегу - храм… а ведь Церковь называют Кораблём Спасения. Кого и куда понесёт этот корабль? Вот так и замыкается круг…

Иов, жестокость, общество, история, Левиафан, Звягинцев, искусство, кино

Previous post Next post
Up