Click to view
Этот праздник первоначально назывался "День победы советского народа над фашистской Германией". Потом остался просто День Победы. Казалось в последние годы, что ещё немного, и новое поколение в массе своей вообще забудет, победы кого и над кем этот праздник. Сегодня, кажется, всё наконец меняется. И я счастлива, что историческая память не угасла, что сегодня, общаясь с друзьями, услышала от их восьмилетней дочери рассказ о том, как их класс ходил к памятнику возлагать цветы, и что это было для детей сильное и радостное переживание. Потом Оля перечисляла города, где произошли самые значимые битвы. Запнулась на двух - Ленинграде и Волгограде. Получилось, что были и Волгоград, и Сталинград, а где была та страшная и решающая битва, она не мола вспомнить. Папа терпеливо поправил и объяснил. Ничего, девочка это ещё успеет выучить, я думаю.
Но мне хотелось бы, чтобы мы помнили историю такой, какая она была и ещё сохранилась в памяти её участников. Без риторики, но и без лицемерной "политкорректности" (к кому? к чему?). Не могу слышать странных рассуждений, что советский народ победил вопреки руководству страны. Что значит - вопреки? Что были ошибки, просчёты, порой жестокое равнодушие к жизням солдат, растерянность, - кто же спорит, что и это было тоже! Но - вопреки? Как может армия победить вопреки своему командованию? Зачем создавать такой странный и дикий миф?
Вспоминаю своего отца, участника Великой Отечественной, всю войну прошёл, был лётчиком-истребителем морской авиации, 4 самолёт противника сбил, 2 раза подбивали его, несколько раз был ранен, носил в себе осколки, чудом не лишился руки (санитарка выходила в больнице). Выполнял и особо важные задания - как асу, ему поручали доставку документов и в тылы противника (партизанские отряды в гуще леса, где и посадить-то самолёт порой было негде, с риском для жизни приземлялся на какие-то болотные кочки), и в зоны боевых действий, крупнейшие сражения ВОв он видел с высоты птичьего полёта и, обладая блестящей памятью, запомнил очень многое. Читая иные мемуары титулованных военных - возмущался: это же неправда! Я же там был! Я помню - всё было не так! И рассказывал, как же было на самом деле... Но никогда не увлекался пустым разоблачительством, против истины не кривил: терпеливо разъяснял, где маршал сказал правду, а где - шитые белыми нитками обманы и более тёмные нестыковки. От отца я никогда не слышала, что он или его боевые товарищи воевали "вопреки" злой воле командования. После переименования Сталинграда возмущался: так город, за который полегло столько наших солдат, больше не существует? Ему дико было слушать, как в каком-то иностранном документальном фильме (кажется, это была "Неизвестная война") - ведущий (Берт Ланкастер, кажется), всё время говорил "Сталинград", а наш переводчик, выполняя чьё-то указание, переводил "Волгоград, Волгоград".
всё меньше тех, кто помнит, как всё было на самом деле. Пока жива ещё моя старая тётя, пережившая оккупацию в Белоруссии - через всю жизнь пронесла она этот ужас ожидания расстрела и гибели друзей и знакомых - отца и мать не могла оставить: отец был инвалидом 1 мировой войны - у него был ожог лёгких от отравляющего газа, у мамы были больные ноги, она слегла. Оба не дожили до конца войны...Другая тётя служила зенитчицей, а родная тётя - ей повезло - работала в московском штабе в 15 лет (получила статус ветерана). Маму, как младшую, эвакуировали. Бабушка в Москве тушила зажигательные бомбы, дежурила на крыше. С тех пор курила почти до самой смерти "Беломор". Дом моей семьи был в числе немногих жилых зданий, в которые попала бомба - погибли все вещи, не стало жилья.
А в семье моего отца - он и его братья, все трое - воевали на фронте, и все трое вернулись живыми. Наказ ни шагу назад дала им не страна, а их родная мать - простая азербайджанская женщина, так и сказала, будешь ранен в спину - домой не возвращайся. Сыновья вернулись все в боевых наградах...
Я жалею, что отец не дожил до этих дней. Он умер 22 года назад, в разгар беспредела перестройки, если и без полного отчаяния, то и без иллюзий насчёт того, то происходило на самом деле в обществе и с горьким предчувствием того, что ждёт всех, кто был ему дорог. У него было большое сердце - он готов был помогать всем и заступаться за каждого... Сегодня у него, по крайней мере, была бы надежда. Бой не закончился. Великая Отечественная продолжается в сердце каждого, кому дорога наша страна, наша культура, всё лучшее, что ещё живо в каждой душе, наша память о том, какой страшной ценой была одержана великая наша победа.
Нет в России семьи такой,
где б не памятен был свой герой,
и глаза молодых солдат
с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд - словно высший суд...