Стоит ли обращать внимание на соскальзывающие уколы или касания при оценке качества поединка - об этом немного поговорим в данной статье. Ни для кого не секрет, что нет более приятного ощущения для фехтующего, чем взятая вовремя защита и победный ответный укол в корпус противника. Но вот чуть немного опоздал, немного не добрал шестую защиту, и уже ваше тело подверглось реальной опасности быть пораженным, за тем исключением, что укол пришелся как бы вскользь. Так стоит ли обращать на это внимание и расценивать как издержки поединка, или все-таки расценивать как ошибку, которая может принять характер систематической и принести в будущем множество неприятностей в ходе поединка?
В Международных правилах проведения соревнований по фехтованию “пассе” упоминается только один раз, в условиях боя на саблях: “b) Уколы концом сабли, скользящие по поражаемой поверхности, или удары, лишь слегка задевшие противника («пассе»), не засчитываются”. Это то, что мне удалось найти. Для спортивной рапиры и шпаги это менее актуально, т.к. при наличии электрофиксатора такой укол будет, скорее всего, зафиксирован прибором.
Пример “пассе”. Клинок сабли параллелен корпусу.
В случае устного судейства укол может быть не засчитан.
В случае электрофиксации, укол может быть зафиксирован прибором за счет того,
что острие клинка попало в складку колета.
Иногда встречается понятие “наложенного” укола. Например, К.Т. Булочко в книге “Фехтование”, описывая технику выполнения переносов, пишет следующее: “Часто при уколах переносом вооруженную руку опускают или рано полностью ее выпрямляют, что приводит к “наложенным” уколам, которые не учитываются электрофиксатором”.
В обоих случаях может сложиться ситуация, когда острие клинка, скользнув по одежде, далее попадет в руку или в бедро, например, если корпус в этот момент наклонен. Т.е. создается ситуация, когда укол может быть зафиксирован электрофиксатором. В случае устного судейства, как в классическом фехтовании более раннего периода, защита укола после “пассе” или “наложения” остается за судейством и, как правило, не засчитывается. В этом принципиальная разница возможного судейства при помощи электрофиксатора и устным образом. А как же быть в случае реального поединка или дуэли? Насколько могут быть опасны подобные ситуации?
Вот, например, что можно встретить по этому поводу у В. Житкова: “Вы можете видеть на эстраде бойцов высокого класса, поломавших друг об друга с полдюжины рапирных клинков и все-таки не получивших ни одного удара: удары были или по линиям, не признанным правилами классического фехтования, или скользнувшими по нагруднику. Возьмите шпагу с отточенным концом и дайте ею удар в нагрудник под углом, недопустимым классическим фехтованием - вы увидите, скользнет она или нет”. [1] Для сравнения можно взять из жизни такой пример. Многие наверно хоть раз в жизни прикрепляли булавкой к обоям какой-нибудь бумажный листок, фотографию или что-то в этом роде. И что мы делали? Мы втыкали ее именно под углом. Не под прямым конечно. Если все это пропорционально увеличить, то получим шпагу с заостренным концом с одной стороны и колет фехтовальщика или обнаженный торс, который независимо от того мускулистый он или немножко заплывший жирком, имеет выступы и складки. Вот и получается, что “пассе”, а царапина может получиться похуже укола.
А вот, например, что можно прочитать у А. И. Грекова в его работе “Обучение рубке и уколам". “Среда сопротивляется проникновению оружия при уколе по направлению, прямо противоположному движению острия. Дабы выгоднее использовать силу, толкающую клинок вперед и преодолевающую это сопротивление (углубление клинка), необходимо направлять оружие так, чтобы его острее приходилось к цели в точке укола под прямым углом. Если этот угол будет меньше прямого, то сила сопротивления, действуя на соответственную боковую поверхность клинка (разложение сил), опрокинет (уклонит) последний в сторону смежного тупого угла, вследствие чего оружие может скользнуть, до пределов нанесения простой царапины *)”.
И тут же примечание автора: “*)Хотя острие,представляющее почти точку и тонкая, остро отточенная слабая часть клинка, способная резать, значительно парализует стремление клинка скользить (уклоняться в сторону), всё же такой укол, теряя часть полезной силы будет менее глубоким.” [2]
Ну и для полноты картины, можно вспомнить случай, описанный в книге капитана Хаттона “Меч сквозь столетия”. Это рассказ о дуэли Бэкингема, да, да того самого, и лорда Шрюсбери вместе с их секундантами, имевший место быть аж 16 января 1667. Опустим всю подоплеку дуэли “на шестерых”, отметим лишь, что когда Бэкингему в итоге удалось проткнуть правое легкое лорда Шрюсбери, рука сэра Джона Тэлбота, одного из секундантов лорда, “была выведена из строя ударом шпаги, вошедшей возле запястья, а вышедшей около локтя...”. [3] Брр, ужасно! Я думаю, всем знаком случай, когда рапирный или шпажный клинок противника скользят острием вдоль всей руки, держащей оружие, а иногда, даже проникая в рукав, если защитная перчатка не плотно застегнута. Это тоже “пассе”, но которое, как показывает живой пример из истории, может печально закончится для одного из фехтующих, будь то реальный поединок.
Таким образом, ситуации с “пассе” и “наложенным” уколом в свободном поединке или assaut желательно свести к минимуму. Они представляют собой скорее ошибки обоих фехтовальщиков и вряд ли могут быть полностью списаны на случайность или непредсказуемость поединка. В рамках классического фехтования это может привести к нежелательным волнениям будет засчитан укол или нет. В рамках же реального поединка, данная ситуация могла бы вполне стоить здоровья и жизни фехтовальщика, допустившего данную оплошность.
Автор статьи Андреев И.Ю. © Copyright
Статья разрешена к дальнейшей публикации с указанием первоисточника и автора статьи.
Литература.
1. Житков В. “Руководство дуэльного боя на шпаге и эспадроне и правила дуэли на холодном оружии”, Санкт-Петербург, 1909 г.
2. Грековъ А.И. “Обученіе рубке и уколам”
Пособіе для офицеровъ Главной фехтовально-гимнастической школы. С. -ПЕТЕРБУРГЪ. Женская Тип. Т-ва „Печ. Станка", ул. Глинки, 6. 1912 г. Пособие по фехтованию.
3. А. Хаттон “Меч сквозь столетия”, 1901 г.