В Государственном историческом музее (ГИМ) 2 ноября стартовал главный выставочный проект 2017 года - выставка-революция «Энергия мечты. К 100-летию революции 1917 года». Выставка готовилась более двух лет, а большинство её экспонатов представлены посетителям впервые, никогда ранее они не покидали фондовые хранилища музея. Это повествование «о «первых романтиках» советской эпохи, о первых великих завоеваниях, о человеческих трагедиях и тектонических изменениях в духовной и культурной жизни общества». Выставка стала финальным событием в довольно скромной, на мой взгляд, программе мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года.
На октябрьской пресс-конференции, предваряющей торжественное открытие выставки, куратор «Энергии мечты», Татьяна Колоскова, в интервью «Российской газете» сообщила:
«Выставка посвящена социальным процессам, которые проходили с 1917 по 1934 год. Мы ушли от апологии революционных событий, но воздержались от вытаптывания советской истории, которая сейчас присутствует, часто в вульгарном варианте. Долгие годы, с тех пор, как был закрыт филиал Исторического музея - музей Ленина, мы хранили и изучали его уникальные фонды. А уникальность состоит в том, что это энциклопедия политических мифов советского времени. Главным из которых был миф о любимом вожде. На этой выставке мы намеренно уходим от «ролей»: Ленина, Сталина и т.д. У нас другие герои.
Но если говорить об актуальности фигуры «вождя пролетариата», то моя чёткая позиция, основанная на изучении огромного количества документов, состоит в том, что мы имеем дело, нравится это кому-то или нет, с выдающимся политическим деятелем в российской истории. Его уроки современным политикам: созидающая мудрость и нестяжательство».
«Энергия мечты. К 100-летию революции 1917 года» увидела свет благодаря финансовой поддержке
ОМК и продлится до 28 февраля 2018 года. Взрослый билет обойдётся посетителям в 300 рублей, льготный стоит вполовину меньше. Сайт выставки -
по ссылке.
Для тех же, кто не найдёт возможности ознакомиться с экспонатами лично - фоторепортаж с торжественного открытия «Энергии мечты».
Сергей Нарышкин, директор Службы внешней разведки Российской Федерации и глава Российского исторического общества.
«Тогда, сто лет назад, в первый, начальный период Советской власти на территории нашей страны проводился самый грандиозный политико-социальный эксперимент в истории человечества. Впервые на государственном уровне в качестве высшей ценности было провозглашено равенство для всех и удовлетворение потребностей каждого члена общества. Революционные романтики крушили и национальные границы, крушили многовековые устои. Высвобождалась энергия миллионов людей, до того времени не имевших возможности полностью реализовать себя. Их энтузиазм, их энергия подарили нам и шедевры русского авангарда, и прорывные по тем временам научные открытия, и промышленные технологии, и новые производственные возможности, и всеобщую грамотность».
Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации.
«Я хотел бы обратить ваше внимание, насколько огромный массив этой выставки посвящается вопросам культуры. «Поход за культурой», «Библиотека», «Очаг культуры», «В здоровом теле - здоровый дух», «Театр и кино» и т.д - это названия разделов выставки. Революция действительно высвободила огромную культурную энергию и породила новую культуру не только в масштабах нашей страны, но и открыла новый пласт мировой культуры. Можно и нужно много спорить о разных последствиях Октября, и позитивных и негативных. Но, вне всякого сомнения, новая страница в развитии мировой культуры - это позитивная часть итогов Октябрьской революции».
Наталья Еремина - председатель правления Объединённой металлургической компании.
«Для нас возможность поддержать этот проект - наша гражданская позиция. Необходимо из любого исторического события, а особенно из такого, которое сломало социальные и экономические устои, извлекать уроки. Поддержка этой выставки для нас - это поддержка людей, исследующих, сохраняющих и пропагандирующих такие исторические уроки, просвещая и нас и наших детей».
Алексей Егоров, частный коллекционер, заместитель генерального директора ПАО «Северсталь».
«Сегодня я выступаю как частный коллекционер. Пожелаю этой выставке большой популярности. Выставка действительно объективная, она рассматривает сложный период с разных точек зрения, причём без передёргиваний и надрыва».
Татьяна Колоскова, куратор выставки, кандидат философских наук, последняя заведующая Музея В. И. Ленина в Москве.
«На нашей выставке мало политики, мы посвящаем нашу выставку людям, которые жили в это время. Если хотите, это памятник людям, в том числе и нашим родителям, которые жили в эпоху, которую один умный человек назвал «эпохой исторического оптимизма со слезами». Памятники - это восклицательные знаки истории, а нашу выставку можно назвать восклицательным знаком советской истории.
Владимир Ильич советовал не только почитать классиков, но и почитывать. Позволю себе завершить своё выступление словами Александра Сергеевича Пушкина, выразившими гражданское кредо, которое мне очень близко: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».
Приступим к осмотру экспозиции.
Плакетка памятная из первого чугуна, полученного на Магнитогорском комбинате. Надпись: 1Д.1МЧ. (Первая домна. Первый Магнитогорский чугун). Магнитогорск. 1 февраля 1932 года Чугун, литьё.
Плакетка была отлита помощником начальника доменного цеха Г.И. Герасимовым.
Отечественные очки сталевара.
Папка от адреса служащих Главной конторы Сталинского металлургического комбината треста «Югосталь» заместителю директора комбината Я.С. Гугелю в связи с переходом его на должность директора Константиновского металлургического завода им. М.В. Фрунзе Сталино, 15 июня 1925 г.
Портрет Г.К. Орджоникидзе. Художник С.М. Михайлов. Укрполиграфобъединение. 1932 г. Бумага, хромолитография.
Пистолет Парабеллум. Западная Европа, Германия. 20-е гг. XX в. Сталь, оптическое стекло, заводское производство. Длина: 27 см.
О принадлежности пистолета мне ничего неизвестно, а связь Орджоникидзе и парабеллума на выставке никак не обозначена. Однако до сих пор есть версия, что Григорий Орджоникидзе или товарищ Серго, член Политбюро ЦК ВКП(б) и Народный комиссар тяжёлой промышленности СССР не умер 18 февраля 1937 года от инфаркта, а совершил самоубийство, застрелившись из пистолета (револьвера). Есть версия и о тайно организованном убийстве Орджоникидзе руками некоего шофёра, подосланного, якобы, с документами из Политбюро.
Доска из первого чугуна Кузнецкстроя СССР. 1930-е гг. Чугун, литьё. Государственный исторический музей.
Письменный прибор, подаренный В.И. Ленину бакинскими рабочими «Азнефти». ЗСФСР. 7 ноября 1922. Серебро, мрамор.
На подставке - письменный прибор, подаренный И.В. Сталину рабочими Сталинградского тракторного завода в честь 15-летия обороны Царицына. Сталинград. 1934 г. Сталь, литье, штамповка.
Лампа электрическая с изображением В.И. Ленина. 1935 г. Стекло, металл. На штампе надпись: «Делегату VII съезда Советов». Вместо нити накаливания - изображение В. И. Ленина погрудно, в профиль. На стеклянной колбе - штамп с профильными изображениями В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Можно присесть за стол и полистать дело.
Плащ Ф.Э. Дзержинского, в котором В.И. Ленин ушёл с заседания ЦК РДСРП(б) 10 (23) октября 1917 г. Западная Европа, 1910-е гг. Ткань прорезиненная. Длина 111,0 см. Государственный исторический музей.
Здесь самое место для «шутки за 100»: плащ Дзержинского, а ушёл в нём Ленин! На самом же деле эпизод с плащом довольно известен и даже описан во 2-м томе Истории Гражданской войны в СССР.
«Центральный Комитет большевиков дал решительный отпор защитникам капитализма. Капитулянтов никто не поддержал. Резолюция Ленина стала директивой всей большевистской партии. Заседание Центрального Комитета кончилось поздно ночью. На улице - сыро. Кое-где в тумане светились редкие фонари. Товарищ Дзержинский снял с себя плащ и накинул его на плечи Владимира Ильича. Ленин стал было протестовать, но Дзержинский настоял на своём:
- Никаких отговорок! Извольте надеть плащ, иначе я вас не выпущу.
Итти домой было далеко - Ленин согласился переночевать на квартире у рабочего, который жил поблизости в крохотной комнатушке на Певческой улице. Сейчас там высятся цехи завода «Электроприбор». Ленину предложили кровать, но он категорически отказался. И улёгся на полу, подложив под голову книги».
Питерские - а что там у вас сейчас вместо цехов высится? Или удалось что-то сохранить?
Эмблема МОПРа СССР. 1931 г. Металлическая планшетка на деревянной, металл окрашенный цветными лаками, рельеф. Государственный исторический музей.
Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - коммунистическая благотворительная организация, созданная в 1922 г. решением 4-го Конгресса Коминтерна в качестве коммунистического аналога Красному Кресту. Задачи МОПР определялась следующим образом: «МОПР является организацией внепартийной и ставит своей задачей юридическую, моральную и материальную помощь заключённым борцам революции, их семьям и детям, а также семьям погибших товарищей. МОПР объединяет вокруг себя широкие массы рабочих, крестьян и мелких служащих без различия их партийной принадлежности».
В международном масштабе действовала до Второй мировой войны. Советская секция МОПР работала до 1947 года.
Кроме того, на выставке демонстрируются, например, такие экспонаты: подлинное Свидетельство, выданное Тверскими советскими кавалерийскими курсами командного состава РККА А. И. Петрову об их окончании и присвоении звания красного командира, грамоту Революционного военного совета 1-й Конной армии командиру пулемёта 61-го конного полка 11-й кавалерийской дивизии красноармейцу А.И. Олейникову, нагрудный знак «Инвалид Красной Армии», наградной знак «Бойцу Красной гвардии и Красному партизану от Ленсовета 1917 - 1932 г..», нагрудный знак «Строителю Белморстроя», вручавшийся заключённым - передовикам строительства Беломоро-Балтийского Водного Пути, нагрудный знак «Строителю канала Москва - Волга», Орден Красного Знамени, учреждённый в 1918 г., наградной знак «За борьбу с басмачеством», учреждённый в Бухарской Народной Советской Республике, нагрудный знак «Почётный дорожник», пролетарскую присягу из 1918 года «Я сын трудового народа», нагрудный знак «Лучшему борцу за науку», походную раскладную кровать (сосна, олифа, брезент), принадлежавшую Серго (Григорию Константиновичу) Орджоникидзе, товарный ордер Всесоюзного объединения Торгсин номиналом 1 копейка 1932 г., а на мониторах, размещённых в музейных залах, можно ознакомиться с киноархивными материалами, такими как кадры из документального фильма «Перековка малолетних преступников», посвящённого 10-летию Болшевской трудовой коммуны ОГПУ им. Г.Г. Ягоды. 1934 г.
Приличная часть выставочных площадей отведена мечте советского народа о полёте. Которая, как известно, была воплощена в жизнь. Советские лётчики, а потом и лётчики-космонавты покорили не только небо, но и космос.
В одном из залов размещён «Портрет красного военлета». 1924 год. Картон, масло. Работа А.А. Вольтера из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Из выставочного описания: в конце 1920-х - начале 1930-х гг. пантеон советских героев в изобразительном искусстве постоянно расширялся. К уже известным персонажам - «вождю», «красноармейцу», «пролетарию» - добавились новые типажи - «советский учёный», «герой пятилетки», «спортсмен». Но, пожалуй, самыми любимыми героями тех лет, вызывавшими всеобщее уважение и восхищение, были лётчики. До 1935 года, до введения званий в РККА, их называли красными военными лётчиками или красвоенлетами. В эти годы появилось еще одно популярное название - «красные соколы Родины». Именно таким запечатлел своего героя Алексей Александрович Вольтер, живописец, график, заслуженный художник РСФСР, первый председатель Московского союза советских художников. В 1932 - 1937 гг. - директор Третьяковской галереи.
25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ, проходивший в Москве, принял решение о шефстве комсомола над Военно-Воздушным Флотом. Товарищ К. Е. Ворошилов, выступивший на съезде, рассказал делегатам о той большой помощи, которую ждёт от молодёжи наша авиация, предложил комсомолу взять шефство над Воздушным Флотом, комплектовать авиационные школы из своей среды, нести ответственность за работу и учёбу переменного состава. «…Кто будет, - сказал К. Е. Ворошилов, - обслуживать наши воздушные силы в качестве лётчиков, бортмехаников, в качестве инженеров, работников аэродромов - от этого в значительной мере будет зависеть и рост и успехи нашего Красного Воздушного Флота».
Делегаты комсомольского съезда с огромным энтузиазмом приняли предложение товарища Ворошилова взять шефство над Военно-Воздушными Силами.
Этот человек был знаком мне с самого детства. А при жизни его фамилию знал каждый советский школьник. Узнаете его в таком несколько необычном ракурсе?
Подсказка: товарищ Сталин лично предложил товарищу, изображённому на барельефе, занять должность руководителя НКВД, но тот вежливо отказался.
Товарищи Поликарпов и Чкалов.
Товарищ Поликарпов. Николай Николаевич Поликарпов - русский и советский авиаконструктор, один из основоположников советской школы самолётостроения и «король истребителей».
Товарищ Чкалов. Валерий Павлович Чкалов был командиром экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в североамериканский Ванкувер.
Модель советского самолёта АНТ-25 или РД («рекорд дальности»).
18 июня 1937 самолёт АНТ-25 (командир экипажа - В. П. Чкалов, второй пилот - Г. Ф. Байдуков, штурман - А. В. Беляков) начал рекордный перелёт в Америку, а 12 июля 1937 года второй самолёт АНТ-25 (командир экипажа - М. М. Громов, второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) установил мировой рекорд дальности по прямой линии (10148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11500 км).
Рядом с моделью самолёта - блюдо с портретами первых Героев Советского Союза, полярных лётчиков: А.В. Ляпидевского (1908-1983), Н.П. Каманина (1908-1982), В.С. Молокова (1895-1982), С.В. Левандовского (1902-1937), М.Т. Слепнева (1896-1965), М.В. Водопьянова (1899-1980), И.В. Доронина (1903-1951) и организатора первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс» О.Ю. Шмидта (1891-1956). Они и их товарищи воплотили в жизнь мечту об освоении Арктики.
Модель советского истребителя И-16, ОКБ Николая Поликарпова. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой СССР - орденом Ленина. Самолёт принял участие в семи войнах, на нём воевали такие советские асы как Алексей Алелюхин, Арсений Ворожейкин, Борис Сафонов, Сергей Грицевец, Виктор Талалихин. Летом 1939 года на таком самолёте разбился военный лётчик Аркадий Чапаев, младший сын легендарного героя Гражданской войны.
Некоторые экспонаты авиационной части выставки посвящены советскому агитационному пассажирскому 8-моторному самолёту, самому большому самолёту своего времени с сухопутным шасси - АНТ-20 «Максим Горький».
В 1932 году в группе советских писателей и журналистов родилась идея построить агитсамолёт, назвав его в честь писателя «Максим Горький». Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Менее чем через год был рассмотрен эскизный проект самолёта, где предусматривалась возможность использования самолёта в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбардировщика, кроме того, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти. Площадь внутренних помещений - 100 кв. м., где могли разместится до 70 пассажиров. В крыльях расположены двухъярусные кровати для отдыха. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека.
4 июля 1933 года начата постройка и 3 апреля 1934 готовый самолёт вывезен на аэродром. 24 апреля он принят специальной комиссией. 17 июня лётчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут. Второй полёт состоялся через два дня над Красной площадью во время встречи челюскинцев. Самолёт эскортировали два истребителя И-5. М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в том же 1934 году установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м. На «Максиме Горьком» во время визита в СССР совершил полёт Антуан де Сент-Экзюпери.
Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.
Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.
Истребитель Благина врезался в средний мотор, выбил его ударом. Тот отвалился и упал вниз, а машина Благина застряла в образовавшемся рваном отверстии крыла. Воздушный гигант этот страшный таран выдержал. Не исключено, что Михеев с Журовым посадили бы его, если бы у И-5 не оторвалась хвостовая часть, которая нанесла второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому», врезавшись в органы управления. Он медленно завалился на крыло, перевернулся и начал разваливаться в небе. Через несколько секунд прогремел страшный взрыв, и самолёт рухнул на дачный посёлок Сокол. Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров - сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.
От авиации плавно смещаемся в направлении советского и антисоветского агитационного плаката.
ОСАВИАХИМ - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Предтеча ДОСААФ.
Правый плакат из 1918 года посвящён главным идеологическим врагам трудящихся: царю, попу и кулаку. Этот плакат представлен в «православном» варианте, кроме него существовали ещё несколько, с ксендзом, муллой и раввином. Образ кулака в «польском» варианте был раскрыт при помощи шляпы-котелка. Единственным неизменным фигурантом оставался Николай II с оттопыренными ушами. Сопроводительный текст доходчиво разъясняет кто именно и как пьёт крестьянскую кровь и призывает крестьян и бедноту гнать кровопийц взашей.
Любопытно рассмотреть некоторые плакаты несколько пристальнее, чем это обычно принято делать. В упор.
Например, вот этот плакат снабжён дополнительной инструкцией по применению.
В доработанном виде подобный плакат способен заметно увеличить свою агитмощь.
Из такого плаката можно узнать гораздо больше о «смычке города с деревней», чем из нескольких уроков истории в современной школе.
Оборона Союза ССР с самого начала рассматривалась как ПОЧЁТНАЯ обязанность, недоступная для нетрудовых элементов.
Верхняя листовка - отголосок первого политического процесса в СССР, «Дела о контрреволюционной организации инженеров и техников, работавших в каменноугольной промышленности СССР». В Москве, в 1928 году судили «вредителей», натворивших дел в угольной промышленности Донбасса. Во время судебного следствия вину признали полностью 20 обвиняемых, частично - 11, не признали - 22. 11 человек были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу, пятеро из них были расстреляны, остальные получили по 10 лет. Четверо были оправданы, ещё четверо получили условные сроки. Остальные были приговорены к лишению свободы сроком от 1 до 10 лет с поражением в правах на срок от 3 до 5 лет. А в конце 2000 года все осуждённые по данному делу были реабилитированы.
Из сообщения прокурора Верховного суда СССР.
«В целях срыва промышленности и дискредитирования социалистической рационализации производства была в высшей степени тонко разработана и проводилась в жизнь система вредительства именно под видом рационализации производства. Закупалось за границей ненужное оборудование, иногда устарелые машины, иногда, наоборот, самые новейшие, применение которых заводами было невозможно по техническим условиям южноугольного района. Так, например, в Америке были закуплены врубовые машины, пригодные лишь для твердых пластов, и пущены в работу на мягких пластах.
Заказы производились со специальной целью их несвоевременного выполнения. Часто выписывались совершенно ненужные механизмы, отдельные части механизмов выписывались разновременно. Переоборудование шахт всюду, где контрреволюционерам удавалось поставить во главе дела своих людей, производилось злостно - халатно, что приводило к многочисленным несчастиям, авариям и разрушениям.
Установлено, что всюду, где организация саботажников сумела поставить своих людей, состояние продукции и финансовая мощь предприятия катастрофически падали. Заговорщики стремились всеми мерами к ухудшению положения рабочего на шахтах. Жилища не ремонтировались, опасные работы производились с преступной небрежностью и с прямым нарушением элементарных правил безопасности. При расчетах рабочие нередко обсчитывались, оскорблялись, сознательно провоцировались на стачки. «Неудобных» рабочих увольняли. Заговорщики проникли и в инженерно-техническую секцию профсоюза, что давало им возможность устранять от руководства и работы рабочих-выдвиженцев, коммунистов и честных специалистов, преданных делу социалистического строительства.
Следствием установлено, что участники организации финансировались заграничным белогвардейским центром».
Есть мнение, что если заграничный белогвардейский центр вычеркнуть, то современных вредителей можно успешно выявлять не только в угольной промышленности.
Этот плакат художника С. Иванова привлёк внимание, прежде всего, необычной причёской пролетария России.
Плакат американской организации American Relief Administration, оказывавшей помощь Советской России в ликвидации голода 1921-1923 годов. К декабрю 1921 года продовольствие от АРА получали более полумиллиона советских детей. Интересно, что Конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение 20 миллионов долларов для закупки продуктов у американских фермеров для Советов, а президент Гувер смог убедить консервативных, антисоветски настроенных законодателей в том, что помогать можно и без официального признания советского правительства. При этом закупаемое продовольствие считалось для США излишками.
Следующий кривоватый кусок текста целиком скопирован из Википедии, но смысл его понятен:
«Большое число американских кадровых офицеров среди сотрудников АРА в России настораживало представителей органов госбезопасности. Это было обусловлено тем, что во время гражданской войны многие иностранные организации подозревались большевиками в военном и экономическом шпионаже. Наряду с выполнением благородной гуманитарной миссии, которую выполняли на территории России сотрудники АРА, они, по мнению российских спецслужб, занимались и сбором разведывательной информации. По данным из непроверенных источников, после полуторагодичного наблюдения за работой АРА было установлено, что эта организация помимо помощи голодающим вела определённую политическую работу, направленную против советской власти. Помимо разведывательной работы, отдельные представители АРА в России стремились использовать ситуацию и для личного обогащения: проводили незаконные валютные операции, скупали драгоценности, золото, предметы церковной утвари, произведения искусства и антиквариат».
И Крым. Но с культурой всё было сложнее.
Как побывавший в рядах октябрятской и пионерской организаций, скажу, что это самый добрый скульптурный образ Ленина из всех, когда-либо встречавшихся мне.
Наверное, именно так должен был смотреть Ильич на расшалившихся внучат.
Ещё один столик с лавкой и подборкой документов. Рекомендуется ознакомиться и сравнить с современными аналогами. Деятели культуры и по сей день ведут активную переписку с властью.
Танцы, конфетти, духовой оркестр, артисты оперы - с 9 вечера до 3 ночи. А слово «беЗпрерывных» написано ещё без учёта положений Орфографической реформы 1917-1918 годов.
В соответствии с реформой изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме приставки с-) кончались на С перед любой глухой согласной и на З перед звонкими согласными и перед гласными.
С самого начала Советская власть проявляла похвальную заботу о здоровье граждан. Начали с простого - пропаганды гигиены.
Гигиеническая настольная «игра-ходилка» родом из 1927 года.
В доступной игровой форме детей и взрослых знакомят с простыми правилами гигиены. Не плюй на пол. Не читай лёжа. Ешь и пей из отдельной посуды. Прожёвывай хорошо пищу. Не пей крепкого чая. Гуляй среди зелени. Ходи в трусиках. Не давай себя облизывать животным. Не пей сырой воды. Перед едой мой руки. Чаще мой лицо, шею, уши, руки. Пользуйся солнцем. Не целуйся в губы. При встрече здоровайся не подавая руки. Не ешь незрелых и немытых фруктов. Занимайся гребным спортом. Зимой катайся на лыжах и коньках. При чтении сиди прямо. Не держи книгу близко к глазам. Будь опрятен, ежедневно чисть свои вещи. Не кури. Не пей вино и пиво. Утром и вечером умывайся и чисть зубы. Береги здоровье.
Эти немудрящие правила было неплохо доносить и до современных детей. Да и взрослым они будут небесполезны.
Несколько необычной выглядит левая часть верхнего плаката. Для 1927 года это как-то уж слишком прогрессивно. Или нет?
Несколько плакатов, рассказывающих о достижениях советского спорта.
Не могу ничего сказать про теннис, но вот такие беговые коньки лично мне хотелось иметь после самого первого знакомства с михалковским «Дядей Стёпой».
От спорта - к искусству кино. Чуть ли не важнейшему из искусств.
В одном из залов посетителя ожидает кинокамера начала ХХ века с двумя кассетами, на штативе Франция, г. Париж. Кинокомпания «Братья Пате» (Pathe Freres).
На передней стенке камеры две накладки с надписями: на одной - «CINEMATOGRAPHES PATHE FRERES 14 RUE FAVART PARIS»; на другой - «ПЕТР МОСЯГИН». На задней стенке камеры две накладки, на одной изображения слоников (друг за другом); на другой надпись: «ПЕТР МОСЯГИН». На боковой стенке камеры три накладки: два знака - «X ЛЕТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» и один знак «XV ДА ЗДРАВСТВУЕТ МИРОВОЙ ОКТЯБРЬ».
Камера принадлежала Петру Васильевичу Мосягину (1880-1960), кинооператору, режиссёру, художнику, родом из ярославской купеческой семьи. С 1906 по 1910 гг. учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, но не завершил учение по причине неуплаты денег. С 1910 по 1923 гг. как член Ярославского Художественного общества, участвовал во всех его выставках. В 1916-1918 гг. работал на киностудии акционерного общества «Г. Либкен и Ко» в Ярославле, снял как оператор более десяти фильмов, которые погибли во время пожара на киностудии в 1918 г. («В чаду удушливых газов», «Кино-сатирикон», «Купленная невеста», «Мой костёр в тумане светит» и др.). В 1923 г. после переезда в Москву, П. Мосягин работал оператором на разных киностудиях («Кинокарьера звонаря», «Без ключа», «Василисина победа», «Соперницы», «Тревожный день», «Пастух и царь») и пробовал силы как режиссёр.
В.А. Щуко. В.Г. Гельфрейх, П.В. Абросимов. А.П. Великанов. Конкурсный проект здания Наркомата тяжёлой промышленности в Москве, Зарядье. 2 тур. Перспектива со стороны Москвы-реки Москва. 1936 г.
Бумага, карандаш, акварель. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Дом Наркомата тяжёлой промышленности так и не был построен. Причиной отмены строительства в 1937 году послужила кончина руководителя НКТП Григория Константиновича Орджоникидзе.
Видное место отведено на выставке советскому агитфарфору. Оставшееся от старого режима нерасписанное фарфоровое «бельё» послужило отличной основой для пропаганды революционных идей. Как так получилось? Бывший Императорский фарфоровый завод был национализирован и перешёл в ведение Народного комиссариата просвещения. Была поставлена задача сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова - революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его чётко очерченными идейно - художественными принципами искусства фарфора.
Да и просто красивая и необычная посуда получилась.
Правая тарелка никак не связана со сказкой о Коньке-горбунке?
До конечного, массового пользователя, такой фарфор доходил редко или не доходил совсем. Говорят, коллекционеры постарались, всё расхватали.
В музейном магазине. Каталог выставки стоит 1500 рублей.
В том же магазине можно сэкономить на двух с половиной леденцах и приоткрыть завесу тайны века.
А можно и не экономить. Взять леденцов «на все» и постараться вспомнить об окружающих нас итогах воплощения в жизнь энергии советской мечты.