Снимать кино о войне в зимний период, полагаю, очень тяжело. Чаще всего получается или какая-то скороспелая «липа» или «Проверка на дорогах», которую не каждый кинозритель выдержит. Общая скупость и бледность отечественного зимнего пейзажа располагает творцов к одинаковым отвлечённым глупостям. Режиссёру Шальопе как-то удалось удержаться от обычных для российского «военного» кино фантазий, «творческих» перегибов и всякого типового драматического мусора, регулярно натаскиваемого интеллигентно мыслящими сценаристами в «патриотические киноленты о войне». Но прежде всего Андрей Шальопа нарушил многолетнюю традицию - снял фильм не о себе, а о людях.
Необычно и неожиданно для жанра и вроде бы даже сама собой подчёркивается сила коллектива: все герои в фильме неглавные поодиночке и главные вместе. Лица у артистов сплошь незнакомые, что здорово добавляет аутентичности образам и выводит на первый план малозначительные мелочи и детали: как люди одеты, как говорят и что именно обсуждают, у кого «звёздочка» поверх трофейного «готтмитунса» прицеплена и почему именно у него, как гвоздём проволоку на гранатах подтягивают и как бронебойщик перед атакой сплёвывает. Бойцы у Шальопы показаны просто - нормальными советскими бойцами. Их поступки, диалоги и внешний вид лично у меня сомнений в подлинности персонажей не оставляют, им просто веришь. Думаю, такими и были настоящие красноармейцы. Смотреть на них интересно, люди понятны и близки - это наши. Своего деда, сидящего в траншее под артобстрелом в киносцене представляю без отторжения. Рядового Юрия Никулина, ефрейтора Леонида Быкова или сержанта Василия Шукшина - тоже запросто. Действуют кинокрасноармейцы без выдуманных сентиментов и вводных фраз - если уж из пулемёта, то чтобы до последнего врага и патрона, если бутылку в танк, то чтобы уж и танк дотла, без пощады. Смотришь на них и думаешь - не дай ТНБ оказаться на их месте. А если придётся - то лучше бы с такими как они.
Андрею Шальопе удалось в своём фильме о многом очень громко, просто вызывающе громко умолчать. Всем кинозалом мы успешно проехали мимо навязших в зубах предысторий, «особистов», секретного оружия, обязательных любовных линий и прочих кинокостылей. От этого фильм получился настолько художественно сдержанным и одновременно эмоционально мощным, что после просмотра хочется присесть и помолчать рядом с хорошим другом. Да и тяпнуть маленько за мужиков, решившихся дать нам возможность «пожить за Родину». Молча. А потом закусить простым чёрным хлебом. «28 панфиловцев», видимо, и есть чёрный хлеб современного кино о войне. Любителям кинобулочного хруста сочувствую: на их вкус будет пресновато.
Итого: фильм получился очень простой, цельный, мужской и крепкий. Думаю, отныне в историю российского военно-патриотического кинематографа забита крепкая веха: вот тут снимали разного качества кино, вот тут теперь разграничительная линия и «28 панфиловцев», а вот там, впереди, пока невзятые кинорубежи. И возьмут ли их - непонятно. Но брать надо. Как взял свой рубеж Андрей Шальопа.
P.S. «28 панфиловцев» лично я посмотрел на закрытом предпремьерном показе, стало быть - бесплатно. С началом проката обязательно схожу ещё раз, по обычному билету. Это будет мой маленький вклад в очень важные по нынешним временам статистику и показатели киносборов и желание пересмотреть некоторые сцены ещё раз. Да и к «зрительской массе» будет любопытно приглядеться: кто пришёл, зачем и что увидел.
Доклад окончил.