Как москвич со стажем и любитель живописных видов, принял посильное участие в 3-часовом речном микрокруизе по реке Москве, организованном отечественным круизным туроператором
«Гама» (за что туроператору выносится искренняя благодарность). Для речной прогулки «Гама» предложила своим гостям современный двухпалубный теплоход, примечательный с целых трёх точек зрения.
Название теплохода «КолёсовЪ» содержит в себе букву «ё» (ныне гонимую и угнетаемую), что совершенно однозначным образом сказывается на расстановке ударений в слове «КолёсовЪ». Помимо буквы «ё» в названии, теплоход может похвастать самыми настоящими колёсами движительно-рулевого комплекса в кормовой части. Ну и скромный возраст колёсного «Колёсова», спущенного на воду в 2014 году, намекает широкому речному путешественнику на новизну судна и опрятность интерьеров. Кроме того, кольцевой маршрут речной прогулки представлял определённый интерес для ценителей не самых традиционных столичных достопримечательностей: отправление было запланировано с причала «Кленовый бульвар», что в Нагатинском затоне, далее до Крымского моста и обратно.
Теплоход «КолёсовЪ» подходит со стороны Южного грузового речного порта, расположившегося на левом берегу реки Москвы. А в правой части снимка темнеет часть самого настоящего необитаемого острова в акватории Южного порта. Остров принято называть «Бобровым», говорят, бобры там проживают и в наши дни.
Рядом с портовым краном виднеется здание портового управления - с колоннами и знамёнами, вполне в духе второй половины 30-х годов прошлого века. Вот что пишут на сайте порта: «В 1937 году по окончании строительства канала Москва-Волга была определена программа коренной реконструкции Московского транспортного узла и превращения столицы в крупнейший речной порт, стоящий на стыке водных путей. В то же время развернулось строительство Южного порта - крупного грузового порта с мощными перегрузочными комплексами по перевалке грузов прямого железнодорожно-водного сообщения с развитой сетью подъездных железнодорожных путей».
Длина теплохода - 35,5 м, ширина - 9,5 м, осадка - 0,8 м, а скорость хода - 12 км/ч. На носу судна видна аппарель, позволяющая высаживать пассажиров на необорудованный берег.
По правому борту «КолёсовЪ» оставляет причалы и здание бывшего Южного пассажирского речного вокзала. Ныне вокзал переоборудуют в очередной торговый центр, без которого столице было бы трудно. В 2009 году, будучи гостем торжественного открытия навигации на реке Москве, застал вокзал ещё работающим. Дальше несколько снимков-воспоминаний.
15 апреля 2009 года. Торжественное открытие 151-й большой навигации на Южном речном вокзале в Москве.
15 апреля 2009 года.
15 апреля 2009 года. У причальной стенки Южного речного вокзала.
15 апреля 2009 года. Город-Герой Москва, порт пяти морей. И одного речного вокзала.
15 апреля 2009 года. Отправляемся на речную прогулку похожим маршрутом.
15 апреля 2009 года. На этом с воспоминаниями прервёмся и вернёмся в наши дни.
«КолёсовЪ» развернулся и тихо шелестя колёсами подходит к причалу «Кленовый бульвар». Представители компании «Гама» подчеркнули, что колёса на теплоходе выполняют несколько функций, помимо чисто декоративной: они экономят топливо, гарантируют отсутствие вибрации на ходу, обеспечивают плавность хода и повышенную маневренность банкетохода. Да и удушливого дизельного выхлопа в кормовой части теплохода здесь нет и в помине, электрический привод гребных колёс вносит приятные коррективы.
Пассажировместимость «Колёсова» - до 250 гостей. Разместиться с комфортом можно на двух палубах, главной и верхней, которая именуется «Солнечной». На случай разгула погоды «Солнечная» палуба теплохода оборудована тентом.
Гости теплохода грузятся на борт «Колёсова». Отчаливаем.
День был жарким, а вот вечер выдался отличный, да и время для съёмки подходящее - скоро «режим».
Наверху расположена рулевая рубка.
Осмотрел носовую часть главной палубы.
Диваны, кондиционеры, имперский комфорт. Для жары или дождливой погоды вполне подойдёт.
Банкетный зал площадью 180 м² на главной палубе.
Барная стойка на главной палубе.
Поднялся на верхнюю палубу.
Публика с удовольствием закусывала в ресторане на открытой палубе. Кухня на «Колёсове» имеется во всех смыслах этого слова, можно и повыбирать. Отличие от обычного «речного трамвайчика» с мокрой непрожаренной пиццеподобной «закуской» из микроволновки - радикальное.
Итого: новый чистый необычный банкетоход с приличным питанием и доступным ценником. Годится и для корпоративного заказчика и
для индивидуального увеселения. «Работать «Колёсовъ» будет на юге Москвы, с отправлением от причала «Коломенское» в одноименном парке, где уже работают теплоходы двух компаний - «Столичной судоходной» и «Московского банкетного флота». От «Коломенского» теплоходы идут в часовой рейс: сначала вниз по реке до Сабуровских железнодорожных мостов, а затем обратно - до Перервинского гидроузла и снова к причалу «Коломенское».
На этом официальную часть заканчиваем, переходим к осмотру с борта «Колёсова» речных и прибрежных столичных достопримечательностей, как привычных, так и не вполне.
Дошли до здания Московской государственной академии водного транспорта, что на Новоданиловской набережной.
Встретили «речных дворников» - самоходные речные мусоросборщики МС.
15 апреля 2009 года. Снимок сделан примерно на этом же месте. Виден самоходный плавучий магазин «ПМ-611» 1970 года выпуска, переоборудованный в 2002 году в прогулочное судно и плавресторан «Порт-Артур». Ныне именуется «Портъ-Артуръ 2.0».
МС предназначены для сбора плавающего мусора с поверхности водоёмов и береговой полосы.
На Москва-реке и канале имени Москвы трудятся три таких судна.
15 апреля 2009 года. МС-1 в районе Лужников.
Продвигаемся дальше. Пока что движение на реке не очень интенсивное.
По берегам достаточно таких вот «тихих гаваней» и каких-то самодельных лодочных причалов.
Неожиданная женщина с веслом при бизнес-центре.
Жилые дома на Крутицкой набережной и спуск к реке.
Место отдыха пернатых водоплавающих.
Девятиэтажные одноподъездные дома на холме Крутицкой набережной. Построены в 1963 году.
Причал «Новоспасский мост» и прогулочный пассажирский теплоход «Амели» типа «Москва». В девичестве (1991 - 2003) именовался «Москвой-703».
Собор Спаса Преображения и надвратная колокольня с церковью Сергия Радонежского Новоспасского монастыря.
Пассажирский прогулочный теплоход «Добрыня», 1986 г.р. До переименования звался «Москвой-174».
Ещё один пассажирский теплоход типа «Москва» у причала близ Новоспасского моста. На заднем плане виднеется бывшее здание Главной канализационной насосной станции, введённой в эксплуатацию 18 июля 1898 года.
Апрель 2009 года.
Панорама 7250х1200 кликабельна.
Прошли под Новоспасским мостом и минуем Космодамианскую набережную в Замоскворечье. Встретились со спешащим катером под флагом Росморречфлота.
По правому берегу Москвы-реки возвышается Московский международный Дом музыки, достопримечательность столицы в целом и главный элемент архитектурного ансамбля «Красные холмы».
Одна из самых заметных столичных достопримечательностей - сталинский небоскрёб на Котельнической набережной. Высота 32-этажного здания 176 метров, внутри 700 квартир (из них только 13 однокомнатных), почтовое отделение, магазины, кинотеатр «Иллюзион» и разной степени именитости жильцы.
Про эту сталинскую высотку ходят самые достоверные слухи: строительство дома велось руками заключённых (один мастерок на троих) и пленных немцев (миллионы изнасилованных) под личным присмотром товарища Берии, распорядившегося организовать в высотном жилом здании первое в стране автопарковочное пространство. В стенах высотки подневольные рабочие замуровали нелюбимого прораба (его ослабевший голос регулярно слышен в вечернее время), а бригадиры, естественно, не поднимались выше пятого этажа, боялись быть сброшенными (потому всё, что вы видите выше пятого этажа, строили сознательные рабочие и пленные, кто как считал правильным).
Один из заключённых, любивший подниматься выше пятого этажа, бежал со стройки, спрыгнув со здания с фанерными крыльями за спиной. Был перехвачен истребителями и сбит над Алтайским краем, затем пойман и расстрелян. После расстрела он же позировал для скульптора, работавшего над скульптурами для оформления фасада здания. От долгого неподвижного стояния со знаменем в руках упал голодный обморок и был повторно расстрелян как диверсант и вредитель. Такая же судьба постигла и многих других строителей.
Личным наблюдением установлено: интерьеры дома похожи на станции московского метро, например, на «Маяковскую». Если у вас есть легальная возможность побывать в этом доме - обязательно ей воспользуйтесь, осмотр дома того стоит. Бывал там несколько раз и ещё бы сходил, освежить воспоминания.
Из современной истории здания: в августе 2014 года коллектив малолетних дебилов т.е. «руферов» с активной гражданской позицией подвесил на шпиле здания украинский флаг размером 3 на 6 метров, затем собравшиеся приступили к покраске части звезды в синий цвет. Чтобы вместе с уже имеющимся жёлтым символизировать свободу, независимость и единение с Европой.
Покраска окончилась поимкой компании и уголовным делом о вандализме и хулиганстве. Единственный осуждённый, гражданин Подрезов, был сурово наказан: суд определил ему наказание в виде ограничения свободы сроком на два года и десять месяцев. Согласно приговору, Подрезов должен в течение определённого для него судом срока проживать в Санкт-Петербурге, регулярно являться в контролирующие органы, находиться у себя дома в тёмное время суток. Осуждённый Подрезов просил суд снизить ему приговор, так как хочет продолжить учиться. Остальных же задержанных, как говорят, расстреляли без суда и следствия, не откладывая.
Стены древнего Кремля.
Дошли до главных столичных достопримечательностей.
Не раз обращал внимание: как только кораблик проходит мимо Кремля, все бросают свои дела и бросаются к фотоаппаратам и смартфонам, чтобы успеть и виды запечатлеть и селфи не забыть. Реплика касается не только гостей столицы.
Вот и я не выдержал. Естественно, и часы сверил.
Желающим насладиться видами Кремля несколькосотлетней давности рекомендуется
пройти по ссылке.
Москва без пробок - не Москва.
Миновали Большой Каменный мост, первый в Москве каменный мост. Справа виден расположенный на острове знаменитый «Дом на набережной», он же Дом правительства, Первый Дом Советов или Дом ЦИК и СНК СССР. Бывал как-то в одной из башен этого дома, населённой, как ни странно, шарпеем. А в своё время в доме жили, например, Алексей Стаханов, Георгий Жуков, Николай Тихонов, Никита Хрущёв, Юлиан Семёнов, Светлана Аллилуева и Василий Сталин.
Прошли под 203-метровым пешеходным Патриаршим мостом. Отсюда каждый уважающий себя фотограф должен сделать типовой снимок Кремля.
Снимал со специальной «курительной» площадки в корме «Колёсова».
Отсюда можно наблюдать за работой колёс, если не боитесь водяной пыли и брызг.
Знакомое всем сладкоежкам здание кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. Когда работал напротив «Красного Октября», регулярно испытывал просто-таки приступы слюноотделения: запах какао и шоколада был настолько отчётливым и привлекательным, что неподготовленный человек мог и растеряться. Здесь же производили главные конфеты из моего детства: «Мишка косолапый» и «столбики» ириса «Кис-кис», попадавшиеся почему-то только в новогодних подарках.
В середине 2000-х кондитерское производство здесь частично свернули, а потом и вовсе прекратили, уступив здания фабрики финансово полезным арендаторам, всяким галеристам и прочим прожигателям жизни. Запах шоколада исчез.
Прав был тов. Д. Родари: у каждого дела запах особый. Но и тов. Веспасиан был прав: деньги не пахнут.
А эту 98-метровую достопримечательность под народным названием «Вас здесь не стояло» и «Долой царя!» подарили столице скульптор Зураб Церетели и, как утверждают злопыхатели, слабые духом американцы, не распознавшие в ней родного им Колумба.
Подарок обошёлся Родине в 15-20 миллионов долларов США и был как-то неявно приурочен к 300-летию российского флота. Что, естественно, вызвало у флотских товарищей немалое изумление - за что их-то так и почему в памятнике перепутано всё, имеющее отношение к флотским традициям?
Монумент установлен на искусственном острове, содержит массу ценных чёрных и цветных металлов, местами позолочен. Раньше до памятника можно было дойти пешком и потрогать царя за постамент. Потом на царя массово полезли (в буквальном смысле) дети и подростки. Не обошлось и без совершенно фантастических историй.
«Ненастоящий царь» не на шутку взволновал умы народных масс, редкий культурный москвич не высказался тогда по поводу архитектурных особенностей памятника и облика родного города. А в 1997 году в Москве появилась леворадикальная подпольная организация Реввоенсовет или РВС. А теперь держитесь за стул. Организация создавалась главным редактором газеты «Молодой коммунист» и его заместителем, а целью провозглашалось «осуществление вооружённого восстания с целью свержения буржуазного режима и установления диктатуры пролетариата в форме советской власти».
Чтобы установить Советскую власть как следует, главред «Молодого коммуниста» создал финансовую пирамиду (!), вкладчиком которой стал и Геннадий Зюганов (!!), а общая выручка пирамиды составила 1,5 млн долларов (!!!). 1 апреля 1997 года в подмосковном посёлке Тайнинское членами РВС был взорван памятник Николаю II. А 6 июля 1997 г. члены РВС заминировали памятник Петру I - двух аквалангистов с 5 килограммами пластита и электродетонаторами подводная торпеда-буксировщик переместила по Москве-реке к памятнику, где они заложили взрывчатку во второй ярус памятника, подключили катушку и протянули провод под водой на противоположный берег реки. Затем они позвонили в ФСБ и объявили о заложенном взрывном устройстве, после чего оно было обезврежено.
Дальше - больше. И интереснее, особенно про «отсутствие состава преступления», но к нашему царю это отношения не имеет, лёгкое гугление отверзнет бездны! Достоверность большинства фактов вызывает лично у меня скепсис, но если тут хотя бы 50% правды - подход к делу удивляет: покушение на царя, пластиковая взрывчатка, подрывники-водолазы!
Лично мне царя жалко. Как памятник, конечно. А как достопримечательность города - пусть стоит, радует глаз краеведов. Сейчас и похуже всякое возводят. А что касается редакторского коллектива газеты - восхищён журналистской закалкой. Не всякий боец специального подразделения сумеет спланировать, обеспечить материально и провести такую вот операцию.
Дошли на «Колёсове» до Крымского моста и развернулись. Легли на обратный курс. Идём мимо Центрального дома художника, второй площадки Третьяковской галереи, специализирующейся на современном искусстве.
Возвращаемся через район Зарядья. Буксир-толкач «Повенец».
Разминулись с пассажирским прогулочным теплоходом «Садко», 1980 г.р. ранее известным как «Москва-98».
Храм святителя Николая в Котельниках.
Один из самых странных прогулочных крейсеров теплоходов на Москве-реке. Построена эта «Аврора» в 1971 году на Московском судостроительном заводе и до 2004 года носила имя «Москва-7». Особенно крейсеру идут зеркала заднего вида.
Представительство Республики Татарстан в Москве.
Жилой дом XIX века на Гончарной набережной.
Граффити кистей итальянского художника Агостино Якурчи (Agostino Iacurci).
Как пишут, «отличительными чертами его стиля являются яркие цвета, персонажи из упрощённых форм, лаконичность в сочетании с выразительностью. В 2013-м году Агостино расписал 21-этажное здание в Тайпее, а также в рамках фестиваля «ЛГЗ» создал монументальную роспись в Москве, на Гончарной набережной. Настенные рисунки Агостино регулярно появляются в разных странах мира».
Новоспасский монастырь.
Банкетоход «Мария Ермолова» выглядит как-то «по-питерски». Приземистый, с маленькой осадкой и водомётным двигателем.
Панорама 4890х1200 кликабельна.
Пассажиры «Светоча» приветствовали нас настолько бурно, что закралось подозрение - как давно они вообще видели живых людей?
Проходим мимо пожарного причала и дебаркадера. Вотчина регионального специализированного отряда по тушению крупных пожаров ФПС ГУ МЧС России по г. Москве. На переднем плане виден многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышёв». Подробнее о нём
по ссылке.
Тот же корабль, но под именем «Атаман», 2009 год. Приказом Главного управления МЧС России по г.Москве и управления гражданской защиты Москвы от 29 марта 2010 года №135/70 в целях увековечения героического поступка полковника внутренней службы, Героя Российской Федерации (посмертно) Евгения Николаевича Чернышёва «Атаману» присвоили имя «Полковник Чернышев».
Евгений Чернышёв погиб 20 марта 2010 года во время пожара в бизнес-центре на севере Москвы. Е.Н.Чернышёв лично руководил операцией спасения, выводил на улицу людей, а затем вернулся в здание, чтобы проверить, не остался ли там кто-нибудь. По рации он сообщил, что у него заканчивается кислород в дыхательном аппарате. В это время в помещении, где он находился, обрушилась кровля здания.
Панорама 4650х1200 кликабельна.
Путейский-14 из 2009 года. Обстановочный теплоход, представитель вспомогательного речного флота. Обслуживает судоходную обстановку на реке.
Пожарно-спасательный корабль МЧС «Надежда» на боевом дежурстве у Новоданиловской набережной реки Москвы. Судно предназначено для доставки боевого расчёта, пожарного оборудования и средств пожаротушения к месту пожара для его тушения на прибрежных объектах озёр и рек, а так же на плавсредствах. Зона ответственности выхода пожарного корабля в черте города Москвы составляет 82 километра водного пути и поделена на 4 акватории.
Та же «Надежда» из 2009 года. 01 августа 2012 г. Московский судостроительный и судоремонтный завод предъявил военной приёмке пожарный корабль «Надежда», прошедший капитальный ремонт. Члены комиссии подтвердили высокое качество выполненных работ. Для ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» это был первый опыт по ремонту пожарных кораблей МЧС РФ.
Клуб-клуб. Говорят, сильно сомнительных достоинств заведение.
Этот снимок ценен возможностью рассмотреть количество плавающего в реке Москве мусора. Мусора плывёт, я бы сказал, очень много. Пивные бутылки особенно печалят.
Мрачное строение позади теплохода - очистные сооружения дождевой канализации ТТК, находятся в ведении ГУП «Мосводосток».
Двухпалубный прогулочный теплоход «Соларис». Способен развить скорость аж до 40 км/ч.
Здания Арбитражного суда Москвы и Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (УФСГСКК) по городу Москве.
Подходим к Автозаводскому мосту. Этот трёхпролётный автодорожный мост через реку Москву расположен на трассе Третьего транспортного кольца. До 1992 года по мосту ходил трамвай.
Буксир-толкач «Коломенский-802» (1975 г.р.) с баржей, гружёной металлоломом.
Сходка башенных кранов. Идёт строительство жилого комплекса «ЗиЛАрт».
Трёхпролётный и наиболее длинный из всех четырёх москворецких мостов Окружной железной дороги. Носил названия Алексеевского, Даниловского, Новоданиловского и Кожуховского.
Бизнес-центр «Даниловский форт». На мой вкус - позавчерашний день северной Европы. Мне такое не нравится, чужое всё какое-то.
Рассказывает архитектор Сергей Скуратов: «На этом участке ничего не было. А вокруг - ужас: развалины промпредприятий, серые убогие НИИ, тополя, грязная река с дохлой рыбой и унылый ЗИЛ напротив. А еще мост Третьего кольца, по которому тысячи грузовиков и «газелей» носятся по кругу в надежде укусить центр Москвы, но их не пускают. И стало мне грустно-грустно!
И я подумал, что в такое место надо приходить втроем. Разжечь костер, повесить на вертел рыбку, выпить водочки… И вот такую компанию я сюда и привел. Стоят три дома - как три мужика, между ними - костер с истлевшими уже углями, они уже все съели и выпили и поэтому веселые! У них все окна разные, пляшут, и одежда соответствующая - кирпичная. А то, что они от земли на пять метров оторваны - так и это понятно в таком состоянии! Ну и Свифта слегка напоминает - воспарившую страну Лапуту…
Может быть, это самонадеянно, но я подумал, что буду таким архитектурным меценатом, подыму из пепла это место, построю очень красивый дом, который станет эдаким протоэлементом, и от него, как от упавшей капли, пойдут круги и привлекут сюда новых архитекторов и девелоперов».
«Троттер» и «Олимпиада».
Загадочное строение. Говорят, высотный склад.
Нагатинский мост. Длина моста 233 м (речной пролёт 114 м), а ширина проезда для городского транспорта - 34.2 м. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976).
Это совмещённый мост: в одном ярусе проходят автомобильное полотно и Замоскворецкая линия метрополитена.
В юные годы, проезжая в вагоне метро по этому мосту, было принято бросаться к окну, тыкать пальцами в стекло и орать «Смотрите, дельфины!», попутно наблюдая за реакцией граждан.
Пассажирский двухпалубный прогулочный теплоход «Арго-2» (1987 г.р.) в Нагатинском затоне. Изначально именовался «Московский-22», в 2002 был переименован в «Арго», а в 2007 - в «Арго-2».
Речной мелкосидящий одновинтовой буксир-толкач под мостом. Предназначен для толкания и буксировки несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, а также буксировки плотов.
Бывший Южный речной вокзал.
Вечер в Южном речном порту.
Жилой комплекс в Нагатинском затоне.
Причаливаем.
Рядом с нами широко известный в узких кругах пассажирский двухпалубный прогулочный теплоход и клуб-ресторан «Барин», бывший самоходный плавмагазин.
Знаменит как свингep-клуб «Пристань порока», где, по рассказам бывалых, в разнокалиберном пороке недостатка не было. Столичные власти ещё в 2014 году постановили прекратить деятельность этого уважаемого заведения и в июне этого года «Барин»
будет утилизирован. Право москвичей и гостей столицы под угрозой!
Пассажирский теплоход «Лоцман» типа «Москвич» (на 50 пассажиров). Классический советский речной трамвайчик, 1957 г.р.
На этом увлекательная прогулка по реке закончена. Усталые, но довольные высаживаемся с колёсного «Колёсова» на причал «Кленовый бульвар».