ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Часть первая по ссылке.
Во второй части речь пойдёт об «авиационной составляющей» или «авиационном кластере» международного военно-технического форума «Армия-2015». Гостей Форума пригласили на авиабазу, где дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники (ЦПАТ) имени И. Н. Кожедуба. Погода, метеорологи и цвет неба, конечно, подкачали, но, тем не менее, кое-что посмотреть и поснимать удалось.
Погрузились в автобус и отправились на аэродром. Опять краткий досмотр, уже совсем формальный и мы шагаем по бетону полосы.
Перед капитальным осмотром устроили перекус, примостившись на ступенях какого-то административного здания. Попутно слушали звуки трансляции из Алабино. В основном, удалось услышать бессвязную полуграмотную болтовню профнепригодного диктора про ДТ-30 «Витязь» - двухзвенный вездеход на гусеничном ходу. И что-то вообще фантастическое про «Солнцепёк». Мастеру удалось прокомментировать некоторые события даже ещё нелепее и гаже, чем гражданину Губерниеву на «Танковом биатлоне». Растёт мастерство комментирования, растёт! Хохоча убежали подальше от репродуктора.
Народу в «авиационном кластере» было заметно меньше, чем в КВЦ, а поскольку весь день демонстрационные полёты откладывались и откладывались, посетитель, и так немногочисленный, потихонечку рассасывался.
Дальняя авиация во всей красе. «Белый лебедь». Он же BlackJack. Бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Самый большой сверхзвуковой самолёт в мире. Именно этим сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком Ту-160 «Александр Новиков» управлял в ходе Парада Победы лично главнокомандующий ВВС РФ Герой России генерал-полковник Бондарев.
На боевое дежурство Ту-160 заступили в мае 1987 года. После распада СССР большая часть советского парка Ту-160 (всего было произведено 34 самолёта) оказалась на Украине. 19 Ту-160 продержались в составе ВВС Украины до 2 февраля 2001 года. К этому дню все доставшиеся украинцам бомбардировщики были разбазарены: 10 утилизированы, 8 переданы нам за газовые долги, а один из бомбардировщиков приведён в негодное для использование состояние и помещён в авиационный музей в Полтаве.
На сайте музея пишут: «Предлагаем Вашему вниманию: самолеты Ту-95 и Ту-160 (стратегический ракетоносец), которых нет ни в одном музее мира. Есть возможность подняться в кабины, которые, кстати, находятся полностью в рабочем состоянии, а также сделать фото на память, в том числе в кабинах самолетов». Всего-то за 20 гривен. Достойно.
Иначе сложилась судьба Ту-160 в составе ВВС РФ. Один из самолётов вместе с экипажем погиб в катастрофе в 2003 году, а ещё 16 Ту-160 сегодня стоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования, авиабаза Энгельс-2. В мае этого года Верховный главнокомандующий В.В. Путин поручил возобновить производство Ту-160М, и до 2020 года поставить в войска не менее 50 новых «стратегов».
«Тарелка» А-50У, снимал несколько лет назад этого «сорокседьмого» в Иваново и в Рязани. Даже внутри дали возможность побывать, посмотреть на настоящих операторов.
На посадке.
В операторской кабине.
Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-95МС «Саратов» ВВС РФ. Примечателен наличием четырёх двойных узлов внешней подвески. На таких пилонах можно размещать стратегические крылатые ракеты воздушного базирования нового типа.
Например, можно подвесить 8 штук крылатых ракет большой дальности Х-101 или даже Х-102. С повышенной точностью попадания. Думаю, нашим европейским и американским партнёрам сам факт демонстрации «Саратова» может показаться занимательным.
Кстати, три красных звёздочки под названием - за три успешных ракетных пуска.
Самолёты были выставлены по полосам и отгорожены от широкой публики заборчиками. Не очень удобно для посетителей, но это и не танк, каждая открученная «на память» гайка может дорого обойтись.
За заборчиком же гулял и экипаж. Любой подход лётчика к заборчику был равносилен участию в сессии вопросов-ответов, чаще всего настолько диких, что стойкости экипажа можно было только поразиться. Для особенно остро желающих иногда заборчик раздвигался и можно было сфотографироваться с лётчиками и самолётом без заборчика в кадре.
Ил-76МД. Трудяга-транспортяга.
Ту-22М3. BackFire. Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. В составе ВВС РФ летает и модернизируется. В составе ВВС Украины после распада СССР таких оказалось 60 штук, а осталось 4. Все к эксплуатации непригодны, временно стоят в музеях.
Ту-22М3 взлетает с авиабазы Дягилево, Рязань.
Кабина управления Ту-22М3.
Множество посетителей выставки посещали её отдельные «кластеры» или «составляющие» примерно в такой позе.
75% «парадных» кадров внезапно «обезлюдевшей» техники выкинул в корзинку, пару раз в меня граждане с поднятой рукой в процессе видимосъёмки врезались.
У заборчика, кстати, обильно были расставлены вот такие медиа-стенды и к ним были подведены провода. Однако ни один из них при мне не работал.
Стоило обернуться в любом месте и сразу находились «волонтёры».
Как ни странно - довольно много пожилых людей заметил.
Специальный самолёт Ту-214ОН.
Информация с сайта производителя: Ту-214ОН является специальной модификацией самолета Ту-214 и предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках Договора по открытому небу. Договор по открытому небу был принят 24 марта 1992г. в городе Хельсинки двадцатью семью государствами - участниками ОБСЕ. В России соглашение было ратифицировано в мае 2001г. Сейчас стран - участников договора 34.
Ту-214ОН стал первым самолетом, с которого были сняты ограничения по использованию оборудования иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения. Данный комплекс включает все разрешенные договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля этих средств, а также устройства записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полетов информации на жесткий магнитный диск компьютера. Цифровая фото- и видеоаппаратура расположена в нижнем отсеке самолета со специальными иллюминаторами, которые закрыты механизированным шторками.
После полета вся полученная информация, с помощью аппаратуры наземного комплекса сбора и обработки данных будет переводиться в единый цифровой формат, принятой странами-участниками Договора. Самолеты Ту-214ОН заменят Ту-154 и Ан-30, которые выполняют задачу инспекционного контроля в настоящее время. Решение этой важной государственной задачи в рамках существующих международных соглашений будет выполняться на современном техническом уровне. Первый полет самолет Ту-214ОН совершил 1 июня 2011 года.
Тамбовский Ту-134УБ-Л «Байкал». В Тамбове как раз на таком летал на разведку погоды.
Пара картинок с Тамбовского аэродрома.
Корабельный истребитель МиГ-29К. Построен для Морской авиации ВМФ РФ в счёт программы 2014 года.
МиГ-29СМТ. Раньше живьём его не видел даже на земле.
Военные переводчики «авиационного кластера» снова не подкачали. Особенно удался оборот «is designed». Ладно, не буду больше про это.
В самом конце площадки разместился Ил-38Н «Новелла» МА ВМФ России. Самолёт прибыл на выставку из 859 Центра боевого применения и переучивания личного состава Морской авиации ВМФ (г. Ейск).
Назван в честь Радия Петровича Папковского, лауреата Ленинской премии, кавалера орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, Главного конструктора ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», внёсшего значительный вклад в создание противолодочного самолёта Ил-38.
Своему новому облику и новой букве в названии самолёт обязан поисково-прицельной системе «Новелла-П-38».
Сам самолёт, как «носитель», родом из 1970 года. Он стал первой машиной из модернизированной серии, переданной в прошлом году нашей Морской авиации. Для противолодочной авиации в архаичности самолёта нашлись однозначные плюсы: умеренная стоимость лётного часа. Поинтересовался у лётчика - есть ли какие-то трудности в управлении машиной из-за наличия «кепки». Говорит, нет никаких, «кепка» особенно на управляемость не влияет. Тут же из-за спины задали вопрос про тяжесть облучения экипажа и компенсацию вредности молоком. Уровень облучения оказался таков, что аж молоко сворачивается. Выдают сразу кефиром.
Ил-38 на учениях в Баренцевом море. Постановка гидроакустических буйков для поиска подводной лодки противника.
Атипичный посетитель авиационной составляющей Форума «Армия-2015».
Вертолёты Ми-28Н.
В небе лётчики пилотажной группы «Русские витязи».
На площадке, видимо с какого-то хранения, собрали немало интересных самолётов. Вот, например, Ил-22М ещё в старой аэрофлотовской ливрее. 1968 г.р., наверное, заслуженный донор запчастей.
Торжокский Ка-52, участник Парада Победы.
Массовый вылет. Оба типа этих вертолётов «живьём» в воздухе видел впервые.
Учебно-тренировочный вертолёт «Ансат-У» производства ОАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ).
А-50У из Иваново. Когда пошёл дождь, заборчики перед «русским аваксом» раздвинули и гостей форума любезно пригласили укрыться от воды под плоскостью.
Ка-52.
ПАК ФА или перспективный многоцелевой истребитель Сухой Т-50.
Пилотажная группа «Стрижи».
Именной Ту-134А-3, «Санкт-Петербург».
«Парковка вручную».
Запарковался.
Зачем-то, до окончания полётов, приспичило сквозь толпу гостей выставки, смотрящих в небо, вывозить на полосу «малую авиацию». Кому-то в голову плоскостью таки заехали, хотя сопровождающие самолёт мужички старательно всем орали, чтобы дали дорогу и поберегли головы.
Вообще говоря, это было самое странное на аэродроме: основная масса зрителей собралась в одном из «карманов», откуда лучше всего можно было наблюдать за взлётами и посадками. Для начала видимость зрителям была ограничена вертолётом, потом рядом с вертолётом запарковали Ту-134, потом начали туда-сюда ездить лётчики на автомобилях и вручную возить «малую авиацию», разгоняя толпу и каждый раз рискуя, что кто-то попадёт под колёса. Пронесло на этот раз. В немалой степени из-за терпения и настойчивости прапорщиков и капитана, постоянно напоминавших забывчивым собравшимся, что они на военном аэродроме, а не в парке культуры и отдыха.
К вечеру стало уже совсем холодно, прошёл дождь. Зрители попрятались в норы. Лётную программу, сильно задержавшуюся по вине метеорологов (альтернативное мнение, бытовавшее среди собравшихся - «Медведев в воздухе») заканчивали уже впотёмках. После завершения полётов все стремительно помчали к парковкам и автобусам, устроили давку у туалетов (на аэродроме в кусты не сильно зайдёшь за неимением) и пытались выезжать на личных автомобилях с парковочных площадок (каковых, кстати, было в изобилии) не туда, куда указывали военные регулировщики. Но все беспорядки были немедленно пресечены.
«На улицах города начинало светать, когда мокрые, усталые, но довольные своей работой приятели вернулись домой».
В следующем году опять надо ехать!