«Со времён, пожалуй, Возрождения, мир не знал такого неистового, страстного, в высшей степени фанатично преданного искусству творца, в совершенстве владевшего техникой и обладавшего неуёмной фантазией…»
Книгу Александра Петрякова «Сальвадор Дали. Божественный и многоликий» я начал читать, когда стёкла окон были покрыты узорами зимней изморози. Несколько первых глав, несколько репродукций из книжной середины, на этом всё. Я возвращался к книге весной, снег к тому времени давно растаял, изумрудной зеленью пробивалась на свет трава, но опять лишь десяток страниц. И только сейчас, когда летняя жара играет в чехарду с дождливыми днями, пишу рецензию. Значит, наконец, дочитал об одном из величайших художников двадцатого века, но почему так долго? С одной стороны совсем не было времени, а с другой хочется верить, что загадочный гений Дали настолько удивителен и не ординарен, что даже читать о нём можно лишь странным образом.
Возможно, это удел биографий великих людей, но мне хочется говорить не о книге вовсе и её авторе, а о художнике Дали, о человеке Сальвадоре. Дело ведь в том, что о живописце написано так много произведений, в том числе и им самим, что ничего нового Петряков, естественно, не открыл. Но это людям просвещённым, а я практически ничего о жизни художника не знал, поэтому читал с превеликим удовольствием. Читал и понимал, что удивительным образом художника и его творчество характеризует фраза о том, что обманывается тот, кто хочет быть обманутым.
В книге пятнадцать глав, которые повествуют о жизни Дали, о его взаимоотношениях с известными современниками, в частности Бунюэлем и Лоркой, об эволюции творчества мастера. Много материала, конечно, посвящено Гале - жене Дали. Интересно, родись у супругов ребёнок, был бы он наделён хотя бы толикой гениальности отца.
К слову, о гениальности: «Один из испанских журналистов, освещавших этот вернисаж в Америке, был очень удивлён, что художник не пьёт и не курит и никакими иными средствами себя не стимулирует для создания таких чуждых здравому рассудку видений и странных образов, населявших его холсты». Соглашусь, не самая интеллектуальная, даже где-то пошлая, цитата, но в определённой степени она отражает степень и моего недопонимания сюрреализма Дали. Хотя, прочитав в книге об истории создания некоторых картин, я стал смотреть на них иначе, более осмысленно. Безумные названия, которые мастер придумывал своим творениям - отдельная трудность восприятия. Стоит ли говорить, что мне очень нравится «Хлебная корзинка» кисти сюрреалиссимуса.
Безусловно, хороша книга А. Петрякова тем, что достаточно полно раскрывает заявленную в заглавии многоликость Дали, заключённую не только в разнообразии творческих талантов, но и особенных чертах не самого простого характера творца. Рассказ о жизни Сальвадора сопровождается фотографиями и более чем пятью десятками репродукций картин Дали.
После прочтения мне захотелось увидеть оригиналы холстов мастера, прочитать «Тайную жизнь» и «Дневник одного гения», найти где-нибудь иллюстрации Дали к «Дон Кихоту» Сервантеса. А значит не зря Александру Петрякову, который сидел на кухне и ел горячие сырники со сметаной, пришла в голову идея написать книгу о Дали, «прекрасном и откровенном, загадочном и непредсказуемом, гениальном живописце и замечательном писателе, героическом муже, короле рогоносцев, великом соглядатае подсознательного, сумасшедшем и разумном…».