Оригинал взят у
ortheos в
Северная ПальмираОригинал взят у
sharu79 в
Северная ПальмираЗадался вопросом, почему же Питер называют Северной Пальмирой.
И нашел пару очень интересных текстов по поводу.
Северная Пальмира
По свидетельству писателей Д. В, Григоровича («Корабль «Ретвизан» ) и Ф. М. Достоевского (Поли. собр. соч. Т. 10. СПб. , 1883), автор этого выражения литератор и издатель Фаддей Венедиктович Булгарин (1789- 1859). Это выражение часто встречалось на страницах его газеты «Северная пчела» , которую он выпускал с 1825 г.
Но это только версия хорошо известного в России, примерно с середины XVIII в. , выражения - «Пальмира Севера» . Так, К. Ф. Рылеев в стихотворении «К Делии» (1820) писал:
В Пальмире Севера прекрасной
Брожу в унынии, как сирот несчастный,
Питая мрачный дух тоской.
Пальмира - город в древней Сирии, возникший в I тысячелетии до н: э. , который прославился своей красотой и сооружениями в традициях классической архитектуры Древней Греции.
http://bibliotekar.ru/encSlov/17/55.htm Пальмира.. .Нам с детства знакомо это слово. В основном по привычному сочетанию «Петербург - Северная Пальмира» . Но почему великолепную северную столицу России сравнивали с далеким мертвым сирийским городом? Только потому, что южная Пальмира тоже была городом прямых проспектов, величественных колоннад и гордых арок?
Построенная джиннами
Так сказал о Пальмире арабский поэт VII века Набига ад-Дубьяни. Впрочем, он лишь повторил красивую легенду, которую рассказывали бедуины. Даже сегодня нет-нет да и встретится простодушный кочевник, который попытается убедить вас, что все эти грандиозные здания посреди пустыни действительно возведены джиннами по приказу пророка Сулеймана (он же - библейский царь Соломон) . Он, как известно, понимал язык зверей и птиц, умел повелевать тайными силами. Кому, кроме него, было под силу создать эти каменные шедевры?
В торговом контракте, записанном на ассирийской табличке начала II тысячелетия до н. э. , одним из свидетелей сделки упоминается некий Пузур Иштар из города Тадмор. Значит, в то далекое время город уже существовал и назывался так же, как и сегодня его имя звучит по-арабски: Тадмор, то есть «Город фиников» . Следующее упоминание ближе к нам на целых 800 лет. В глиняных документах ассирийского царя Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н. э. ) мы тоже встречаем упоминание «Тадмора в стране Амурру» (так ассирийцы называли Сирию) . Оазис, где стоит Пальмира, издревле населяли семитские племена - сначала амореи, потом арамеи. Последние вместе с арабами составляли основное население средней Сирии. За сотни лет до прихода Александра Македонского и римлян они осели в этих местах и построили великие города.
В трех сотнях километров от Пальмиры, в приморских горах спрятался от туристов младший брат величественных строений Пальмиры - Хосн Сулейман, финикийский храм, уникальный памятник начала нашей эры. Когда-то все сирийское побережье было усеяно финикийскими городами. Финикийская культура, появившаяся намного раньше эллинской и римской, подпитывала своими достижениями античный мир в эпоху его становления. Достаточно вспомнить, что именно финикийцы подарили миру алфавит и стекло, в том числе цветное - хотя теперь мы и называем его венецианским.
Главный финикийский бог Ваал успешно конкурировал при дворе израильских царей даже с всемогущим Яхве. Финикийцы умели строить самые совершенные для своего времени корабли и возводить неприступные города. У древних греков не было более опасных соперников в Средиземноморье, чем эти отважные купцы-мореходы. А единственный не сдавшийся финикийский город Тир победоносному Александру Македонскому пришлось осаждать много месяцев. Великому полководцу удалось завоевать Тир, лишь использовав флот других, лояльных ему финикийских городов. Если бы все финикийцы отказались подчиниться Александру, вряд ли бы его поход сложился столь удачно…
Пальмира - столица одноименного арабского города-государства, расцвет которого приходился на первые века нашей эры. Со временем она пришла в упадок и была затеряна на века в песках пустыни. Для европейцев Пальмиру в 1678 г. вновь открыли английские купцы, которые проходили с караваном через Сирийскую пустыню. О древнем городе, в котором правила легендарная царица Зенобия, европейцы знали в то время лишь из исторических источников. Известие, что Пальмира не исчезла окончательно, рисунки величественных руин, сделанные путешественниками, произвели сенсацию. В течение последующих полутора столетий известные писатели и поэты пишут произведения, посвященные царице Зенобии, бросившей вызов императорскому Риму.
Такой она была когда-то
Вскоре после открытия Пальмиры царь Петр Первый основал (тоже среди безжизненного пространства, «тьмы лесов и топи блат» ) Санкт-Петербург. Говорят, что один из европейских гостей-дипломатов, восхищенный новым городом Петра, сказал царю, что его столица подобна чуду, которое можно сравнить лишь с Пальмирой, и Петру это сравнение понравилось. Затем, уже в годы правления императрицы Екатерины Великой, придворные льстецы сравнивали ее с пальмирской царицей Зенобией, и название «Северная Пальмира» окончательно закрепилось за Петербургом.