Сегодня, 22 апреля, день рождения моего хорошего друга Боба, "в миру" - Александра Борисова.
В честь такого дела Боб, не без использования своего служебного положения, запилил статью в областной газете, но совсем не на злобу дня - не про обнуление Конституции и не про течение карантина по вирусу, а про наше ламповое детство и один из его самых ярких атрибутов - видеофильмы, видеокассеты, видеомагнитофоны, видеосалоны, видеогерои и всё вокруг этого. Вот, делюсь материалом Боба с вами, дорогие мои читатели.
Кто сильней: Брюс Ли или Рэмбо?
У нас была великая эпоха. Эпоха VHS
22 апреля, 2020 10:40 | Мурманский Вестник | Общество | Борисов Александр
Видеокассеты. Фото из архива автора.
«Этот шухер, этот сон - видеомагнитофон!» Цитата из песни группы «Сектор Газа» начала 90-х как нельзя лучше характеризует отношение советского человека к периоду эпохи VHS. «Американский оборотень в Лондоне» (18+) - в комнате общежития на первом этаже типичной ростинской многоэтажки. «Детсадовский полицейский» (12+) и пару частей «Рэмбо» (18+) - в гостях у зажиточных знакомых родителей, а «Гремлины» (12+) - у соседки одноклассника, отец которой ходил в море. «Красная жара» (18+) - в фойе кинотеатра «Мир»…
Ветер киносвободы
Мир западного кино обычный, рожденный в СССР парнишка Саша Борисов открывал себе в совершенно разных местах. На экране мурманских кинотеатров, конечно, тоже шли американские ленты, но далеко не в таком количестве и не такого содержания, как в видеосалонах. В последних возрастной рейтинг никто не соблюдал, в зал пускали зрителей любого возраста - главное, чтоб имелось два рубля на билет. Суперкачок Арнольд Шварценеггер, великий и непобедимый Брюс Ли, молчаливый и крутой Чак Норис, накачанный и выносливый Сильвестр Сталлоне - эти имена гипнотизировали юный мозг. Затем появились мастер шпагата Жан-Клод Ван Дамм, смешной, но весьма юркий Джекки Чан… И ниндзя, просто ниндзя - в любом количестве появляющиеся словно ниоткуда и мечущие звездочки, аналог которым, конечно же, мы с одноклассниками тут же начали пробовать вырезать из куска металла на уроках труда.
Самодельные фотокалендари с Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером.
Кто сильней: Брюс Ли или Рэмбо? Этот вопрос волновал не один десяток моих сверстников. Как и желание пополнить коллекцию фотографий своих кумиров. Правда, купить их было не так просто. Чаще всего это удавалось во время летних каникул, когда ты тащился на отдых на поезде и в душный вагон заходили немые торговцы с пачкой фотокалендарей. И ты, конечно же, хотел бы купить их все, но приходилось ограничиваться максимум парочкой, но зато самых лучших.
Вкладыш для кассеты с фильмом «Вспомнить всё» из журнала «Работница».
Еще выручали журналы. В «Ровеснике», например, на последней странице публиковали видеообзоры с кадрами из фильмов. А в «Работнице» и вовсе печатали настоящие вкладыши - обложки для видеокассет с западными фильмами. «Назад в будущее» (6+), «Вспомнить всё» (18+), «Робокоп» (18+). О, эти заветные названия и картинки, на которые ты мог смотреть годами и только представлять себе, что же происходит в этих фильмах. Ведь видеомагнитофон был уделом весьма обеспеченных людей и имелся далеко не в каждой семье. В нашей, например, видак появился лишь во второй половине 90-х, гораздо позже, чем в квартирах моих одноклассников.
Видеореволюция
Несмотря на то, что в 1983 году был произведен первый советский видеомагнитофон «Электроника ВМ-12», эпоха VHS (сокращение от английского «Video Home System»), понятное дело, обрушилась на страны бывшего СССР на десяток лет позже, чем на Европу и США. А изначально ветер киносвободы дул из Страны восходящего солнца.
Видеореволюция зарождалась в конце 70-х годов в Японии, когда инженеры фирмы «Сони» начали разработку формата кассеты. В то же время инженеры другой компании - «JVC» - разработали свой собственный стандарт. Получилось, что в продаже можно было купить кассеты двух вариантов: Betamax и VHS. Битва за господство на рынке шла серьезная. У первого формата было значительное преимущество в качестве изображения. Но и весьма существенный недостаток - кассета длилась всего час. В то время как у второго - два часа, а потом и все три. Это стало одним из первых гвоздей в крышку гроба Betamax, ведь на Западе в ту пору домашние видеомагнитофы покупались в первую очередь, чтобы записывать ТВ-программы или фильмы. А главным шагом к победе VHS в битве форматов можно считать выпуск первого домашнего видеомагнитофона «JVC HR-3300» или «Victor HR-3300», как его назвали в Японии. Устройство было представлено покупателям в сентябре 1976 года. С момента его появления «Сони» и стандарт Betamax теряли все большую долю рынка, и в последующие годы продукция формата VHS составляла до 90 процентов всего оборота видео.
Перефотографированный плакат с Брюсом Ли (такие фотографии формата 20х30 и 30х40 см продавались в универмаге «Волна», на третьем этаже был закуточек в начале 90-х).
Золотая жила
Однако самый настоящий взрыв видео произошел в середине 80-х, когда на эту нишу обратили внимание киностудии и кинопродюсеры. Нельзя сказать, что зритель по всему миру перестал ходить в кинотеатры, совсем нет: просто появилась категория публики, которая была готова покупать новую продукцию - видеокассеты с фильмами. Спрос рождает предложение. А вот с этим как раз и была проблема - крупнейшие студии совсем не торопились выпускать свои фильмы на видеокассетах, считая это баловством, и подсчитывали барыши от сборов в кинотеатрах.
В документальном фильме «Перемотай это» (16+) владелец мичиганской дистрибьюторской компании «Magnetic Video» Андрэ Блей, который одним из первых решил заняться торговлей видеокассетами с фильмами в США, вспоминает, что буквально упрашивал голливудские студии продать ему права на кинофильмы. Он убеждал их, что вот-вот начнется революция домашнего видео, и надо брать быка за рога, пока не поздно. Почти все кинокомпании отказались пойти на этот шаг, считая, что выпуск фильма на кассете обесценит его. И лишь «20 век Фокс» согласилась на эту авантюру, рассчитывая, что в убытке все-таки не останется. Правда, фильмами, которых ей было «не жалко», оказались весьма устаревшие ленты: мюзиклы «Звуки музыки» (1965, 0+) и «Привет, Долли» (1969, 0+), военная драма «Паттон» (1970, 12+) и тому подобные.
Вторым шагом в развитии эпохи VHS стало появление видеопроката, который мгновенно приобрел популярность у обладателей видеомагнитофонов. Еще бы! Ведь кассета с фильмом стоила весьма недешево, и гораздо проще было скинуться, взять напрокат боевик или комедию, посмотреть и вернуть, сэкономив деньги на поход за другими кассетами.
Прокат оказался для компании «Magnetic Video» золотой жилой, и вскоре все киностудии увидели, насколько прибылен этот рынок. И каждая решила создать свой собственный лейбл, отвечающий за развитие видеопродукции. Кроме компании «20 век Фокс», которая просто купила фирму Андрэ Блея, заплатив за нее в четыре раза больше ее первоначальной цены.
Новый рынок
Как появление звука в двадцатые годы прошлого века изменило кинематограф, так и повсеместное распространение VHS внесло значительные коррективы в киноиндустрию на закате этого же столетия. Видео стало заполнять новую нишу. В американском обществе появилась новая тенденция просмотра фильмов на кассетах: так проходили семейные вечера или встречи с друзьями. Посетители прокатов стали требовать все новые и новые фильмы. Так видео стало новым рынком, позволяющим тинейджерам, например, посмотреть ужасы или боевики, которые они не смогли бы увидеть в кинотеатрах из-за возрастных категорий. Стали появляться новые киногерои, которых, как ни странно, не показывали в кинотеатрах, но ленты с их участием приносили хорошую прибыль исключительно посредством продажи кассет. Синтия Ротрак, Ричард Нортон, Майкл Дудикофф, Дольф Лунгрен, Дон Дракон Уилсон, Стивен Сигал - эти имена героев боевиков знал любой американский тинейджер 80-х и российский 90-х.
Видеокассеты советского производства.
Так называемые независимые фильмы на какое-то время оказались востребованней больших студийных картин. И пользовались большим спросом у публики, но только у поклонников видео, так как в ТВ-эфире или на экране кинотеатра их не показывали. Например, первые две части (ставшего со временем культовым) ужастика «Кошмар на улице Вязов» (18+) по мере своего выхода тотчас возглавили американский национальный чарт видеопродаж. Но это же расширило и поток откровенного киномусора. После впечатляющего крупнобюджетного хита наподобие приключений Индианы Джонса или «Пятницы, 13» (18+) появлялась масса низкобюджетных подражаний. Однако на полке в магазине кассеты стоили одинаково. И на сомнительной чепухе с громким названием и яркой обложкой зарабатывали не меньше, чем на качественном кино.
Аналогичная картина позже царила и в легальном российском видеобизнесе. Дерзкое название и громкое голливудское имя, даже если этот актер появлялся на две минуты в кадре, делали свое дело - лицензионные кассеты продавались успешно. Но, конечно, более выгодным приобретением была «пиратка». На кассете всегда два фильма, а если один, то с довеском из мультиков или музыки. И классический одноголосый, или, как его сейчас называют, авторский перевод. Многие переводчики обладали харизмой, которая чувствовалась в их голосах: именно этих мастеров и полюбили тысячи российских киноманов. Фамилии Володарский, Михалёв, Горчаков, Гаврилов стали своего рода брендами, которые указывали на видеокассетах рядом с названиями фильмов.
Ностальгия по видео
В начале нулевых VHS прочно и уверенно вытеснили DVD-диски. И в 2006 году вышел последний крупный голливудский фильм на кассете - триллер «Оправданная жестокость» (18+). К сожалению, видеокассеты не отличаются живучестью. Специалисты утверждают, что уже через 20 лет хранения аналоговое видео представляет собой черно-белую мешанину искаженных бегущих кадров и видеошума. Видеопленка не рассчитана на продолжительный срок службы. К тому же необходимы соответствующие условия хранения, раз в год обязательная перемотка и прочие процедуры.
Но это не значит, что эпоха VHS окончательно закончилась. Точку ставить все-таки рано. Например, в интернет-сообществах в «ВКонтакте» или «Одноклассники» тысячи участников выкладывают во Всемирную паутину оцифрованные записи фильмов с кассет. И это востребовано. Сотни людей говорят за это спасибо. Спасибо за «Терминатора» (18+), за «Хищника» (18+) и «Нико» (18+), за «Пьяного мастера» (16+) и «Закусочную на колесах» (16+). За «Выход дракона» (18+), «Зловещих мертвецов» (18+) и «Коммандос» (18+). За детство, отрочество и юность - куда уже, увы, никогда не вернуться.
Фотографии киногероев.
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 22.04.2020