Прочла книгу, которая мне понравилась и показалась полезной. Написана очень простым языком, масса примеров и историй. Мысли повторяются, но разными словами, в такой форме, как тут, это для меня плюс: лучше запоминается и глубже ложится.
Книга про общение с ребенком (там не только про то, как говорить, чтобы дети учились, но и чтобы раскрывались, чтобы было возможным глубокое доверие). Мне кажется, что будет полезна не только педагогам, но и родителям, и людям у которых нет детей, но есть значимые Другие (на мой взгляд рекомендации универсальны для всех возрастов).
Было бы классно, если бы эту книгу прочел каждый педагог, я вот учителем никогда не хотела быть, а после прочтения даже немножечко захотелось:)
Я для себя сделала небольшой конспект книги (писала так, чтобы было понятно и удобно мне, поэтому возможна некоторая сумбурность), возможно кому-то еще будет интересно, поэтому выкладываю тут.
Я начну не с первой главы, а с того, что сейчас для меня ново и интересно. Остальные главы тоже будут.
Глава 5: похвала, которая не унижает; критика, которая не ранит.
Похвала.
Вместо того, чтобы оценивать действия другого человека - опишите его поступки «Тебе удалось передать стук колес поезда, ты нашел хорошие рифмы» или свои ощущения и чувства «Мне показалось, что я действительно сижу в вагоне поезда, который несется по равнине». После этого он сам сделает вывод.
Родитель: «Вижу, ты подготовился к завтрашним занятиям, выполнил все домашние задания, заточил карандаши, собрал портфель». Ребенок мысленно или вслух хвалит себя сам, понимая, что похвала заслужена: «Я умею вовремя собираться и планировать заранее».
Если давать готовый вывод «Ты очень собранный человек», это заставляет вспомнить ситуации, когда это было не так, иногда дети могут специально вести себя так, чтобы опровергнуть оценочное высказывание, даже если оно позитивное.
Если мы описываем, а не оцениваем, то помогаем мыслить самостоятельно и опираться на себя, ребенок понимает причину похвалы. Если оцениваем, то будут более зависимыми от мнения окружающих, постоянно ждать одобрения со стороны других, меньше смогут опираться на себя, в меньшей степени смогут хвалить и поддерживать себя сами. Дети привыкают к хвалебным оценивающим высказываниям и без такой похвалы теряются и лишаются уверенности в себе. Похвала также может восприниматься, как завуалированный приказ действовать в соответствии с ожиданиями родителей.
Родитель: «Отличные оценки. Я так горжусь тобой!», ребенок думает: «Без хороших оценок родители не будут мною гордиться». Лучше так: «Похоже, ты настойчиво и упорно трудился в этой четверти. Ты можешь гордиться собой».
Описание поступка одного ученика перед классом будет понятно и полезно другим ученикам
«Я вижу, ты сложила эти цифры и получила правильный ответ. Это потому, что ты аккуратно написала цифры друг под другом»,
в отличии от оценочной похвалы, которая может вызвать ревность у других учеников: «Ты молодец!».
Похвала, которая описывает поступок, а не оценивает его, помогает ученику оценивать себя по собственным стандартам и не сравнивать себя с одноклассниками.
Критика.
Сначала отметить достижения, потом указать на необходимые изменения.
Пример критики, которая ранит. Учитель: «Ты до сих пор не решил 2 примера! В таком темпе ты никогда не закончишь!». Ребенок думает: «Я безнадежен!».
Пример конструктивной критики. Учитель: «Ты уже сделал больше половины задания! 3 примера ты уже решил, осталось всего 2!». Ребенок думает: «Я справлюсь!»
Мне кажется, что после этого полезно еще и давать рекомендации каким именно образом возможно произвести необходимые изменения и что для этого нужно. Например: "Чтобы избежать таких ошибок в будущем тебе нужно повторить правило "ы после шипящих", ты можешь найти его на странице 32".
Мне особенно отзывается про оправдание ожиданий родителей..(Родитель: «Отличные оценки. Я так горжусь тобой!», ребенок думает: «Без хороших оценок родители не будут мною гордиться».) Я, наверное, только классе в 10 поняла, что оценки и отношение родителей ко мне связаны далеко не так сильно и не совсем таким образом