Навеяно комментариями к
другому моему посту Ну, в общем, я просто продублирую свой комментарий, который касается родительских собраний: может ли что-то толковое из них выйти.
История долгая, предупреждаю)
Тогда была в школах "производственная практика" - это когда весь год изучаешь какую-то специальность, а потом летом месяц работаешь.
У нас в школе были разные специальности - какие-то в школе (типа швеи или столяра), а какие-то прямо на предприятиях (а с нашего края географии на завод ездить было час или даже больше часа). И как-то нам эти специальности поделили не особо справедливо, не стали ждать 1 сентября, пока все придут в школу. Кто тишком в августе в школу пришёл, написали заявления на желаемую специальность - они туда и распределились. А кто не знал - выбирали в сентябре из тех мест, что остались. То есть кто-то потом весь год приходил в школу из дома и после обеда уже был свободен, и дом рядом. А кто-то ездил в набитом транспорте (в Саратове тогда городской транспорт ходил редко и нерегулярно) и в результате терял практически весь день.
Мне достался как раз завод и специальность контролёр ОТК, но ничего - это было гораздо интереснее. И после обучения нас, контролёров (а было нас человек 20, что ли, или больше) летом раскидали по цехам и отделам.
Сначала мне и ещё двоим достался отдел внешней приёмки, и делать там было нечего - нам показали, как заполнять журналы по приёмке, а самим ничего контролировать не давали. Был вариант брать с собой книжки и сидеть в уголке. А был вариант вообще не отрабатывать, тогда сдаёшь теорию - и свободен. А кто работал, тому могли по результатам повысить разряд. Это выяснилось буквально в первый же день работы. Одна девочка осталась в отделе внешней приёмки, бумажки заполнять и книжки читать. А мы с одноклассницей пошли к руководителю практики и стали проситься туда, где интересно и где есть работа.
Руководитель оказался ответственным мужиком и нашёл нам место в инструментальном цеху, хотя оттуда до этого заявок на практикантов не было (а наставник практиканта получал какую-то надбавку) - он уговорил кого-то в цеху, и нас взяли.
И это было очень интересно! Да, шумно (станки гудели, это очень шумно), да, работали в "стекляшке" - комнатке над цехом, по сравнению с ней отдел внешней приёмки был как гостиница люкс по сравнению с общагой. Но это была настоящая работа! Нам показали все инструменты контролёра ОТК (нам даже показали работу с электронным микроскопом, правда, потом мы с ним не работали), с нами разбирали чертежи и раскладывали их на технологические операции, показывали, как происходит операционный контроль. Мы это знали до того теоретически, а там на практике это всё освоили - на конкретных деталях, чертежах, инструментах. Примерно через неделю мы сдали зачёт на разряд, и нам предложили подписать бумаги уже на настоящую работу в том же цеху - то есть контроль операций, соответствующий нашему разряду, мы бы делали уже самостоятельно, а наставница проверяла бы выборочно за нами. Мы очень обрадовались, конечно, и с этого момента нам уже начислялись деньги за выполненную работу.
Отработали оставшееся время, можно было поработать ещё месяц до школы, но мы не стали. Нам сказали, что зарплату переводят на школу (тогда так было принято), и что мы там должны её получить.
И вот примерно к концу сентября выясняется, что никто нам никаких денег в школе платить не собирается. Что швеям в школе никто ничего не начислял - они шили шторы для школы бесплатно, а потом оттачивали навыки, что-то шили для себя. Что контролёрам в отделах типа внешней приёмки тоже ничего не начисляли - они так до конца и пробыли там как практиканты, а не как контролёры ОТК какого-нибудь начального разряда. У мальчишек была та же ситуация: те, кто выбрал какую-то специальность, которую проходят в школе (чтобы никуда не ездить), тоже практиковались, и всё. Кто ездил на завод и учился на токарей или слесарей, тоже кто-то попал в тихое место и отсидел там, а несколько человек тоже сдали почти сразу на разряд и что-то там уже вытачивали, и им считали по сдельным расценкам зарплату.
Ну и школа рассудила, что нельзя кому-то дать зарплату, а кому-то нет. Те, кто выбрал практику в школе, они вообще ничего про деньги не знали (а надо сказать, на момент распределения по специальностям и мы не знали, мы - те, кому достался завод). Что те, кто работал в школе, они же не виноваты, что им не дали возможности заработать. И вот эти деньги, как нам сказали, чтобы было справедливо, будут направлены то ли в фонд школы, то ли в фонд мира, я уже точно не помню. Я возмутилась первая и громче всех. Типа да, я готова часть зарплаты, эквивалентную стоимости пошива штор и работы по починке школьной мебели мальчиками-столярами, отдать школе. Или сколько-то отработать. Но свою зарплату я хочу получить. Родителям я почему-то этого не рассказала, наверное, думала, что они будут призывать к дисциплине и соблюдению школьных правил. Или думала, что разберусь сама. Я общалась с классной, с завучами, с директором, меня стыдили и уговаривали. Я или не помню, или не понимаю, почему со мной вообще разговаривали - может, где-то я должна была подписать, что отказываюсь от зарплаты в пользу фонда мира или школы? Не знаю. И немногие ученики, кто работал и кому была положена зарплата, поддерживали меня, но так вышло, что мне со стороны учителей доставалось больше. Может, они думали, что если я соглашусь, остальных будет уговорить легче? Не знаю. Это длилось уже неделю или две (я не сдавалась и не собиралась сдаваться), когда состоялось родительское собрание.
И на собрании (папе досталось туда идти) это было вынесено в таком ключе, что вот, дорогие товарищи родители, а вы вообще в курсе, что ваши дети денег хотят? Их государство обучило специальности, дало возможность получить разряд повыше, закрепить навыки, а они за это и денег хотят? Что не хотят они "как другие" поработать безвозмездно на благо школы и общества, а их же учили - им же и деньги платить?
А мои родители были не сильно в курсе, что там и как. Обычно за практику никому никогда и не платили из знакомых, я даже не уверена, что рассказывала, что нас уже устроили не как практикантов, а на ставку. Единственное, точно помню, что рассказывала о переходе из внешней приёмки в цех, потому что тогда оказалось, что по работе мама имела дело как раз с теми же сотрудниками из внешней приёмки.
Ну и вот папа начал задавать вопросы, что да как, почему кто-то с зарплатой, а кто-то без. А надо сказать, был он очень миролюбивый всегда, спокойный, добрый, приветливый, росточку маленького, сложения сухонького - как его дразнили, "шуруп". К тому же коммунист, начальник смены, уважаемый неконфликтный человек и хороший специалист у себя на ТЭЦ (муж классной знал папу по работе). На папины вопросы отвечали, потому что никто не ждал подвоха. Думали, вот сейчас он разберётся, и конфликт будет закрыт.
Папа задавал вопросы и добрался до событий прошлогодней давности, когда кто-то из учеников вообще был лишён возможности выбирать специальность, потом выяснил, что мы досрочно сдали зачёт на разряд, что мы сами проводили операционный контроль, ставили свои подписи как контролёры ОТК (и, кстати, за брак, если бы мы его пропустили, вполне могли что-то и вычитать из нашей зарплаты). И когда он закончил задавать вопросы, уже гудели все родители, что деньги-то детям надо выдать - в том числе те родители, чьи дети ничего не заработали. Это мне пересказывала мама подружки, папа дома не был так красноречив, как в школе)
Дома он только очень меня хвалил, что я не отступилась и не подвела остальных. А мама как раз говорила, что не такие уж большие деньги, чтобы из-за них идти на конфликт, что проще было отказаться, чем так себя выставлять против учительского коллектива.
И вот я не уверена, что если бы не собрание, был бы такой же результат.