Мои дорогие, все что-то недосуг сесть и наваять серию постов про славный город Азов. Но пока я собираюсь с силами, вот один из важных для меня постов про адмирала Михаила Петровича Лазарева, чей памятник стоит на центральной площади города Азова. Почему я его решила выложить первым? Да потому, что все знают про Азовские главные достопримечательности: Азовскую крепость, валы крепостные, Пороховой погреб, Азовский музей-заповедник... А с недавних пор здесь еще и памятник великому путешественнику находится. Погнали!
В древнем зеленом городе Азове есть площадь перед администрацией Азовского района с установленной на ней памятником Михаилу Петровичу Лазареву - великому адмиралу, русскому флотоводцу и мореплавателю, командующему Черноморским флотом и одним из первооткрывателей Антарктиды, основателю города Новороссийска. Википедия (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лазарев,_Михаил_Петрович) говорит, что Михаил Петрович Лазарев приходится сыном сенатора Петра Гавриловича Лазарева, происходившего из дворян Арзамасского уезда Нижегородской губернии. а так же средним братом вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева (род. в 1787 г.) и старшим братом контр-адмирала Алексея Петровича Лазарева (род. в 1793 г.). Михаил Петрович Лазарев участвовал в Русско-Шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Совместно с Фадеем Беллинсгаузеном командовал Первой русской антарктической экспедицией 1819-1821 годов, которая впервые в истории человечества подошла к шельфовым ледникам Антарктиды.
В 1813 году в возрасте 25 лет лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать фрегатом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание. Я так и вижу молодого красавца-капитана, словно из фильма «В поисках капитана Гранта», отправившегося на встречу неизвестности. Вот это и есть настоящие приключения!
Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII столетия. На рассвете 9 октября «Суворов» отошёл с кронштадтского рейда. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довёл «Суворова» до Ла-Манша. 27 февраля 1814 года «Суворов» вышел из Портсмута и устремился к югу. 2 апреля «Суворов» пересёк экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошёл с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию.
От Австралии «Суворов» пошёл по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним - группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова). Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечён экватор. В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску.
На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-американской компании. После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трёхмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта. 14 февраля 1816 года «Суворов» покинул Кальяо на пути домой. Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причинённые штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт... Вот это я понимаю, опасные повороты судьбы!
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть в Антарктику в составе антарктической экспедиции. Кстати говоря, это не поход в Антарктиду. Антарктика - южная полярная область земного шара, ограниченная с севера антарктической конвергенцией. Включает Антарктиду и прилегающие к ней острова и участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Южные участки этих океанов в пределах Антарктики нередко выделяют в отдельный Южный океан. Граница Антарктики проходит по линии антарктической конвергенции в пределах 48-60° ю. ш. Общая площадь Антарктики около 52 млн км². Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. 4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено командование шлюпом «Восток», и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к Антарктике. Во время экспедиции было совершено кругосветное плавание преимущественно в антарктических морях, открыты несколько островов в Южном и Тихом океанах. Главное событие экспедиции, которое вписало имена Беллинсгаузена и Лазарева в историю мореплавания, случилось 16 (28) января 1820, когда корабли впервые в истории человечества подошли к шельфовым ледникам Антарктиды. За участие в антарктической экспедиции Лазарев был произведён в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.
В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его старшего брата Андрея. Около года провёл «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1835 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду. За образцовое выполнение задания Лазарев был произведён в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода. Ходят слухи, что Михаил Петрович Лазарев, капитан военного фрегата «Крейсер» скрыл от командования два бунта, произошедших во время проведения этого задания. По уставу, командир допустивший бунт, должен был быть разжалован в матросы...
27 февраля 1826 года М. П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов», причём его предложения по улучшению корабля оказались столь удачными, что по его улучшенному проекту впоследствии были построены ещё 15 таких же кораблей. После окончания строительства, 5 августа - 19 сентября 1826 года, М. П. Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
Корабль "Азов" иллюстратор Алексей Пашевич:
10 июня - 6 октября 1827 года, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведён в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий - «Командорский крест ордена Спасителя», английский - Бани и французский - Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг. Славно дрались офицеры и матросы. Среди них был и будущий герой Синопа и обороны Севастополя молодой лейтенант Павел Степанович Нахимов. «Самоотверженно дрались с врагом русские моряки, оставаясь при этом великодушными людьми. Они бросали концы утопающим туркам и втаскивали их на палубу своих кораблей. «By God!» - радостно повторял контр-адмирал Логин Петрович Гейден свою любимую поговорку. Офицеру, стоявшему на протяжении всего боя около него с рупором в руках для передачи его приказаний, граф Гейден с восторгом говорил: «Молодцы наши матросы, они столько же добры, сколько и храбры!»» - вспоминал Павел Степанович Нахимов моменты этого сражения. Больше всего в Наваринском сражении пострадали флагман английской эскадры корабль «Азия», который потерял почти все свои паруса и получил множество пробоин, и два русских корабля: «Гангут» и «Азов». На «Азове» были перебиты все мачты, получено около 180 пробоин. В живой силе наибольшие потери понесли англичане. Были убиты два парламентера, один офицер и ранены трое, в том числе и сын вице-адмирала Кодрингтона. Из русских офицеров были убиты двое и 18 ранены.
«Наваринское сражение». Картина Айвазовского Ивана Константиновича (1846 год). Находится: Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского - основано Императором Павлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 год как Училище корабельной архитектуры (г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар, д. 1).
После Наварина "Азов" ушел в Ла-Валлетту для ремонта. Там же и был получен флаг, доставленный из России специальным курьером. Потом было крейсерство у берегов Греции и блокировка турок в Дарданеллах. То есть сложная служба вдали от основных баз до 1830 года (3 года). После чего корабль через Гибралтар, Ла-Манш и Копенгаген вернулся домой, в Санкт-Петербург. Комиссия установила, что полученные в боях повреждения, суровые условия службы и длительное отсутствие полноценных ремонтов нанесли серьезный урон корпусу корабля. И его восстановление нецелесообразно. В 1831 году "Азов" был разобран в Кронштадте.
В 1828-1829 годах, будучи начальником штаба эскадры Гейдена, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привёл её из Архипелага в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор. Договор был заключён в результате работы двух выдающихся русских дипломатов - Орлова и Бутенева. С 1833 - главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя. В том же году он был произведён в вице-адмиралы.
Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Чёрном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах. Помимо этого он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Незадолго до своей кончины (от рака желудка), в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приёме у Николая I. После радушного приёма, желая показать адмиралу своё внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.» Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета. В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему своё семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить, перед смертью». 11 (23) апреля 1851 года его не стало. Похоронен в Севастополе в склепе Владимирского собора (строительство которого в тот момент было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи: адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы потребовалось перезахоронение останков, которое состоялось в 1992 году.
А вот, мои дорогие, М. П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, я фотографировала этот монументальный памятник Великого Новгорода в 2022 году. Сразу понятно, что это очень достойный человек, если его включили в эту важную для истории нашей страны скульптурную композицию.
Памятник "Тысячелетие России" Великий Новгород (1862 год). Автор Михаил Осипович Микешин
Продолжнение рассказов про славный город Азов следует.