Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону

Nov 22, 2023 09:51

Здесь, на высокой возвышенности реки Темерник, вернее его Северного водохранилища, когда-то стоял армянский монастырь Сурб-Хач (в переводе "монастырь Святого Креста»). Сейчас от него осталась только небольшая церковь с приятной парковой зоной. Эта церковь является первым каменным строением города Ростова-на-Дону.



На территории монастыря работала первая городская типография. Сейчас здесь остался лишь небольшой ухоженный монастырский парк.



История этого места заслуживает внимания. В 1771 году русским правительством был заключен мирный договор с Османской империей, положивший конец первой турецкой войне. В результате договоренностей Крымское ханство было признано независимым, во владение Российской империи отошел город Керчь и крепость Ени-Кале. В 1783 году статьи, касающиеся независимости полуострова, были аннулированы, и ханство присоединилось к России. Этому предшествовала тонкая политическая игра Екатерины II, жертвами которой стали жители плодородного края - армяне и греки. Переселение армян было выгодно для императрицы, которая мечтала колонизировать плодородные черноземные земли Донского края.





Постепенно Россия усилила свое влияние в Крыму и начала претендовать на то, чтобы стать морской державой, контролировать выход в Черное море. Чтобы поставить хана Шахин Герая в зависимое экономическое положение и ослабить ханство, императрица Екатерина II издала указ о выселении малых народностей с полуострова.



Армяне активно вели торговлю с другими регионами. Ввозили на продажу ткани, меха, ковры, вино и фрукты, предметы роскоши. Вывозили рыбу и икру, соль, мыло, сахар, воск. Широкое развитие у армян получило ремесленное производство: обработка меха и кожи, гончарное дело. Они выращивали зерновые культуры, виноград, занимались садоводством.



Армяне облагались большими налогами и пошлинами, чем татары, что составляло основную статью доходов хана. Прознавший про указ Шахин Герай пришел в неистовство и потребовал от российского правительства объяснений. России удалось успокоить крымского хана и откупиться от него щедрыми дарами. Так началась депортация христианского населения полуострова на Дон.

В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян - уроженец этих мест:


Ответственным за переселение армянского народа был назначен полководец Александр Васильевич Суворов, фаворит императрицы. Екатерина II повелела «стараться всеми образами склонять и уговаривать, чтобы добровольно перейти согласились» и « снабжены были как достаточным числом земли, так и нужным к заведению домостроительства их пособиям из казны нашей» генералу заботиться об армянах, чтоб они ни в чем не имели нужды.



В 1779 году решительный и энергичный Суворов приступает к выселению населения полуострова в Азовскую губернию.



Армянское население не желало депортации. К восемнадцатому веку культура крымских армян продолжала развиваться в лучших национальных традициях. Народ упросил генерала приехать и посмотреть на свои города, которые им придется оставить. Суворов посетил Коффу (Феодосию). Там он увидел современные водопроводы, бассейны и фонтаны, которые особо были необходимы в жарком климате.



Древнюю церковь Святого Саркиса, церковную утварь, усыпанную драгоценными камнями, золотые и серебряные изделия, искусно вытесанные двери, вывезенные из Армении. Купцы хвастали шелкопрядильными фабриками, кожевенными заводами и хачкарами, каменными плитами с историческими надписями. Деревни были правильной планировки, дома покрыты черепицей. Александр Васильевич пришел к выводу, что не знал о таком изобилии и пообещал ходатайствовать об армянах на новом месте, чтобы они ни в чем не знали нужды и получили денежную компенсацию, которая должна покрыть стоимость оставленных богатств.



В своем рапорте графу Румянцеву от 30 июля 1778 года Суворов с сочувствием говорит о нуждах переселенцев: «Высшее желание всех христиан, чтобы поселяемы были вместе и на выгодных местах, плод сего усмотрен будет в потомстве. Печально им оставлять их недвижимого родового, за что принужден был я им обещать здесь на месте удовлетворение из казны, яко иначе они и согласны не были».



Достоверно не зная о месте поселения и привилегиях, дарованных Екатериной II, 12 598 армян отправились в путь. Вот карта перемещения переселенцев.



В дороге переселенцы столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровый климат, морозы, снег, пустынные степи, ветра, а так же недостаток в пище, продовольствии, лекарствах унес жизни тысяч армян, выехавших с Крыма. Мало кто из них имел представление, куда отправляется. Армяне питали надежду, что в южном богатом крае развернут свою коммерческую деятельность с большей силой.



Александр Суворов не оставил крымских армян, он неоднократно обращался с прошением к князю Григорию Потемкину по поводу их бедственного положения. По мере возможностей им оказывалась помощь: выдавалась одежда, лекарства, деньги. Драматическое переселение завершилось в конце 1779 года, армяне дошли до низовий Дона.



Согласно указу императрицы российской Екатерины II от 14 ноября, армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Дмитрия Ростовского «на вечное пользование». Грамота была зачитана в центре будущего поселения (в наст. время пл. Карла Маркса). Переселенцы освобождались от государственных налогов на десять лет, от воинской повинности на сто лет, торговать, а так же армянам было даровано право строить фабрики, заводы и морские суда.



Армянам чрезвычайно трудно было обжиться на новых местах, заново обзаводиться хозяйством. Эти трудности особенно предвидело трудовое население армянского народа, отчаянно не желавшее покидать насиженные места. Они были запуганы обещанием, что несогласные с переселением будут жестоко наказаны.



Не смотря на тяжело перенесенную депортацию, армяне умело воспользовались дарованными льготами, построили процветающий город Нор-Нахичеван, основали пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Вели оживленную торговлю с другими регионами.



Выбор нового места жительства определялся рядом условий. Территория с востока ограничивалась балкой Кизитеринкой, с юга-Доном, а с запада селение прикрывала крепость Дмитрия Ростовского. Со дня своего основания Нахичевань строилась согласно четкой планировке в виде сетки улиц, пересекающихся под прямым углом.



Вот как описывал нахичеван Анатолий Демидов: « Город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующий, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности. Хотя Нахичеван находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские…Многочисленные магазины этого небольшого города наполнены прекрасными шелковыми тканями и разными восточными, преимущественно персидскими товарами».



Город был торговый, купеческий, сохранивший аромат Востока и неповторимую армянскую самобытность. В начале девятнадцатого века Нахичеван переживает расцвет, он становится ремесленно-торговым центром. На гербе города были изображены шесть золотых пчел и улей, символизирующие трудолюбие армянского народа и новую родину.



Сразу после переселения, в 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года - епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный в честь того самого крымского монастыря.



Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.



Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров (традиционных армянских каменных крестов), датированных XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Среди них - хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении - города Ани.



В 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром.



После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом.



Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище.



В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма.



Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны.

И по традиции - под запрещающим знаком фото моей газели цвета фламинго:



ссылки:
https://rostov.aif.ru/society/details/deportaciya_krymskih_armyan_kak_izgnannye_armyane_nashli_dom_na_donu

Ростов-на-Дону, Ондатра-фотоманьяк, история, мои экскурсии по Ростову

Previous post Next post
Up