Теперь, мои дорогие, небольшой рассказ про сам город и то, что меня поразило. Начнем, пожалуй, с герба. Геральдическое описание герба муниципального образования Великий Новгород гласит: «В серебряном поле на лазоревой оконечности, обремененной двумя парами сообращенных серебряных рыб одна над другой, поддерживаемое по сторонам двумя черными медведями золотое кресло с красной подушкой и спинкой, увенчанной золотым подсвечником о трех серебряных свечах, горящих червлеными пламенами; на подушке поставлены скрещенные золотые увенчанный крестом скипетр и крест.»
Еще здесь на дереве сидит Ученый кот, у которого можно спросить дорогу.
Великий Новгород встречает вас:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице мы увидели уже совсем ночью, оторвавшись наконец от гида.
Это недействующий православный храм в Великом Новгороде на Торговой стороне, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии. Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время. На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». Оно могло быть создано около 1700 года.
Неподалеку находится величественный и загадочный (в полночь-то тем более!) Знаменский собор. Собор иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменский собор) - недействующий православный храм в Великом Новгороде близ церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIV века - церкви Знамения Божией Матери. Ныне находится в ведении Новгородского музея-заповедника.
Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нём заветной святыни Новгорода - иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Новгородский митрополит Корнилий. 20 ноября 1687 года собор был освящён митрополитом Новгородским Корнилием. В 1696 году храм пострадал от пожара, после чего был капитально перестроен. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы. Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. Известны имена двух резчиков, принимавших участие в работе: Иван Тимофеев и Василий Кобылинский.
В 1702 году при митрополите Иове стены были расписаны артелью костромских иконописцев во главе с Иваном Бахматовым. Эти росписи дошли до наших дней и представляют большой интерес: изображая ведомых в ад грешников, живописцы поместили среди них «высокого человека в „немецком платье“», который отождествляется с Петром I.
Большие повреждения собор получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов, по видимому, были сожжены. Большая часть икон вывезена, и судьба их неизвестна. Огромную работу по восстановлению и реставрации собора проделали работники Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. В 1950-х годах был проведён комплекс аварийно-ремонтных работ, в 1960-1970-х выполнены реставрационные работы под руководством Григория Штендера.
А это бронзовый макет Знаменской площади в 18 веке.
Аркада Гостиного двора - историческое сооружение в Великом Новгороде. Первоначально Гостиный двор имел и фортификационную функцию, представляя собой каре с двумя башнями. При реконструкции конца XVIII века комплекс был лишён оборонительной функции и переоформлен в стиле строгого классицизма. Его частью стали две аркады, западная и восточная. Во время Великой Отечественной войны корпуса двора были сильно разрушены. Несмотря на то, что под руководством А. В. Щусева был составлен проект восстановления, все здания были постепенно разобраны. Осталась только сама аркада.
Ярославово дворище. Ярославово дворище и Торг - исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода, являющийся, наряду с Новгородским кремлем, основной архитектурной доминантой исторического центра города. В настоящее время урочище Ярославово дворище и Торг включает в себя обширное пространство между Большой Московской улицей и берегом Волхова и между Иваньской и Никольской улицами, что несколько отличается от первоначальной топографии обоих урочищ.
Ярославово дворище получило своё название по имени князя Ярослава, прозванного позже Мудрым. В период новгородской независимости употреблялось слово «двор», тогда как слово «дворище» впервые употреблено в Псковской II летописи под 1477 годом в связи с откровенным намерением Ивана III упразднить новгородский вечевой строй. Начиная с Московского периода употреблением слова «дворище» сделалось постоянным. Судя по названию, возникновение этого двора относится ещё к рубежу X-XI веков.
Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом, что исключает вероятность возникновения данного топонима в связи с именем другого русского князя. Сравнительно поздняя, но сохранившая фрагменты древненовгородского летописания Новгородская III летопись (под 1030 годом) объясняет происхождение название урочища «Ярославово дворище» тем, что «жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище»...
На Ярославовом дворище находилось одно из мест вечевых собраний. Начиная с 1149 года летописи часто упоминают вечевые собрания на Ярославовом дворе. Собрания проходили возле Николо-Дворищенского собора (на верхней фотографии он справа, в византийском стиле), вероятнее всего, с запада от него на небольшой площадке 1200-2000 м². Существует также мнение, что собиравшееся там вече являлось не широким народным собранием, а узким советов нескольких сот знатнейших кончанских представителей, «300 золотых поясов».
С XV века после утраты независимости и вывозе вечевого колокола в Москву на дворище размещались дворы и приказы великокняжеских наместников. В 1478 году великий князь Иван III потребовал отдать ему территорию Ярославова двора, считая её своей наследной собственностью, чего в конечном счёте и добился, послав туда своих представителей и повелев им «стати на своём дворе великого князя Ярославия».
В 1572 году Иван IV «новые избы ставити на своем дворе», поэтому в XVI веке Ярославов двор нередко называли «Государевым». В XVII-XVIII веках на месте Торга был выстроен Гостиный двор.
После освобождения Новгорода от германских войск, здания и исторические постройки Ярославова дворища, а также прилегающих к нему торговых рядов по улице 1 Мая, пострадав во время оккупации, в большинстве своём ещё имели хорошо сохранившиеся стены, а в некоторых случаях даже кровли. Практически все они подлежали восстановлению.
Во время последующих раскопок на территории Ярославова дворища среди прочего были найдены несколько слоёв деревянных мостовых.
Церкви Ярославова дворища:
Пешеходный мост через Волхов. Сейчас через Волхов, на том самом месте, где несколько веков стоял Великий мост (деревянный мост, впервые упомянутый в Новгородской первой летописи под 1133 годом, мост связывал Новгородский детинец и Ярославово Дворище), построен Пешеходный мост, соединяющий Софийскую сторону у Новгородского кремля и Торговую сторону в Ярославовом дворище, немного видов с моста:
Вечером, после размещения в гостинице мы с мужем вышли погулять и обнаружили весьма странные названия улиц:
Потом сходили в бар «Чародейка» на улице Мерецкова-Волосова 1/1 и снова обалдели. Потому, что это необыкновенное чудо гастрономии и вкусов. Днем мы ходили туда просто пообедать и нас почему-то не отпугнуло название БАР, супы там тоже оказались очень вкусными. Вечером же захотелось немного расслабиться. Муж взял традиционное пиво, я же предалась сладкому разврату, заказав Павлову и кофе. И могу вполне официально заявить - более вкусной Павловы я не пробовала никогда в жизни! Это просто блаженство. Хотя оно у них и называется Анна Павлова, а не просто по фамилии балерины, как это принято в классической интерпретации этого десерта. Простите, я его немного съела, пока сообразила сфотографировать на память...
Кстати, не так уж и просто было найти свободное место в субботний вечер. Пришлось садиться за длинный барный стол на оставшиеся свободные места. К сожалению у этого заведения есть только группа вконтакте, отдельного сайта я не нашла.
https://vk.com/charodeyka_bar и описание оттуда: «Бар «Чародейка» и ZAVOD-бар - это интеллигентные бары с русской кухней, настойками и купеческой лавкой, заполненной памятными сувенирами и русскими напитками.
Бар «Чародейка» - это уникальное место вне времени с душевным сервисом и гастрономией, где можно не только сытно поесть, но и насладиться видом из окна. Сюда приходят гости за русской домотканной кухней, аутентичными блюдами из локальных продуктов и дружественной атмосферой. Запоминающимся сопровождением в гастрономическом визите послужит богатый выбор крафтовых настоек по восстановленным традиционным рецептурам. Купеческая лавка «Чародейка» богата на известные в России водки, джины и настойки ликеро-водочного завода «Алкон», натуральный чай и мёд, чайные наборы с подстаканниками, стопки ручной работы, и памятные открытки с авторскими иллюстрациями видов Великого Новгорода.». Фотографии интерьера бара взяты из интернета. Рекомендую, если будете в Великом Новгороде, обязательно зайдите туда поесть или выпить.
Уже совсем ночью прошлись немного до гостиницы, которая находилась напротив Детинца на другом берегу Волхова, за Ярославовым дворищем. Тихие улочки с деликатным освещением казались таинственными. Внутри у моего спутника мирно плавало пиво. Я парила не касаясь ногами земли под волшебным действием Павловой, словно Маргарита, перебравшая мистического крема подаренного ей Воландом... А над всем этим возвышалась полная любопытства Луна, освещая своим болезненным светом наше нестандартное перемещение... Словом, было очень кайфово.
В общем, это были волшебные день и ночь в Великом Новгороде. Утром в балконное окно деликатно начал накрапывать дождь, как бы намекая, что нам пора. Серьезная река Волхов уверенно текла своим путем не обращая на нас никакого внимания.
Волшебство окончилось и мы, вздохнув с сожалением, поехали дальше, в Псков по музыкальной трассе Е-92. И до такой степени меня очаровал Великий Новгород, что я на автозаправке между Новгородом и Псковом точь-в-точь повторила эпизод героя Пьера Ришара из фильма «Невезучие», вписавшись со всего разбега в стеклянную стену магазина заправки, замечтавшись о вчерашней ночной прогулке между молчаливыми и огромными церквями и колокольнями, заработав легкое косоглазие и восторженные вопли, скучающих в длинной очереди в туалет, пассажиров...
Продолжение следует.
Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Спаса_Преображения_на_Ильине_улицеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Знаменский_собор_(Великий_Новгород)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Аркада_Гостиного_двораhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ярославово_дворище