Северо-Западная Русь. Великий Новгород Софийский собор

Jan 11, 2023 10:01

Никак не могу закончить повествование о своих октябрьских приключениях. Уже скоро весна, а я еще не закончила писать и выкладывать осенние фотографии... Но осталось чуть-чуть, потерпите, мои дорогие.



Софийский Собор построил князь Владимир - сын Ярослава Мудрого. С 1045 до 1050 года шло строительство Собора.



В ХII веке, в 30-х годах храм стал главным в Новгородской вечевой республике и перестал быть княжеским храмом.



Софийский Собор - символ Великого Новгорода и главный храм новгородской самостоятельности.



Центральный купол носит крест, на котором возвышается символ Святого Духа - свинцовая фигура голубя.



Легенда гласит, что во время разрушения Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, Софийский Собор приглянулся одному голубю и тот сел на его крест. От ужаса увиденного сверху, он окаменел. Потом, одного монаха посетила Богородица и поведала ему о том, что этот голубь, не просто сел на храм, он был ею послан для того, чтобы птица охраняла город. Пока голубь не слетит с креста, город в безопасности.



Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.



Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. Кстати говоря, я была и в киевском Софийском соборе, они действительно очень похожи.



Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века.



Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI - началом XII века.



Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора.



Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.



В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV-XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы - XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века).



В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония.



Церковная атрибуция останков, по мнению советского историка В. Л. Янина, не соответствует исторической действительности. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв.



Несколько интересных фактов:
Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.
Алексиевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращён и помещён в Софийский собор.
Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.



Магдебургские врата.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле середины XII века с большим количеством горельефов и скульптур. Врата сделаны в 1152-1154 годах в Магдебурге и предназначались, по-видимому, для собора Успения Пресвятой Девы Марии в Плоцке. В Новгороде врата появились во второй четверти XV века. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются в XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как немецкие.



Около 1450 года эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. С середины XV века бытовала легенда о том, что врата из Византии привёз Великий князь Владимир, и до появления новой версии их происхождения их называли Корсунскими.



Магдебурские врата состоят из двух створок, покрытых рельефными изображениями сцен из Ветхого и Нового Заветов. Врата происходят из Центральной Европы, чем объясняется католический, а не православный характер изображений.



Сцены с фигурами людей, животных, архитектурными деталями выполнены с большим художественным мастерством. На вратах изображены и исторические фигуры - магдебургский епископ Вихман (1152-1192) и плоцкий епископ Александр (1129-1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах.



Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама.



Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой - жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет.



Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок - головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними - русские переводы.



Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, - олицетворение двойственности человеческой натуры.



Ссылки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Софийский_собор_(Великий_Новгород)

Северо-Западная Русь, путешествия, Ондатра-фотоманьяк, память, история, Великий Новгород

Previous post Next post
Up