Торжественное открытие памятника Тысячелетию России состоялось в 1862 году, на следующий год после отмены крепостного права. Время установки памятника выбрано не случайно: согласно записанной в летописи легенде - Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 году.
Эту дату принято считать годом рождения России, а через 1000 лет состоялось торжественное празднование первого тысячелетия государства Российского. Победил проект 25-летнего художника Михаила Осиповича Микешина. Это была его первая работа, за ней последовали памятник Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве, адмиралу Грейгу в Николаеве.
Кроме Микешина в работе над монументом участвовали академики П.С. Михайлов и Р.К. Залеман. Ближайшим помощником и основным исполнителем художественного замысла стал учитель Микешина скульптор Иван Николаевич Шредер. Он выполнил более половины крупных фигур и часть горельефного фриза.
Работа над памятником велась 2 года на литейных заводах Петербурга. Вечером 7 сентября 1862 года на пароходе по Волхову прибыл в Новгород государь Александр II с семьей и приближенными. Церемония открытия началась пятью пушечными выстрелами. 8 сентября в Софийском соборе состоялась торжественная литургия.
Постаментом служит сердобольский гранит разновидность плагиогранита, добывавшийся в 1770-1930-х годах в каменоломнях на берегу и островах севера Ладожского озера. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала - 6 м; высота фигур - 3,3 м; креста на державе - 3 м). Диаметр гранитного постамента - 9 м; шара-державы - 4 м; окружность горельефа - 26,5 м. Вес металла памятника - 100 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны. Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого тысячелетия Русского государства, а также, «шапку Мономаха», знаменующую величие России.
Группа, венчающая композицию, из двух фигур - ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России). Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства.
Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей.
Верхняя часть монумента - мощный шар с крестом, это держава - символ царской власти. Рядом с крестом ангел - символ православия и коленопреклоненная перед ним женщина - Россия. Держава украшена затейливым орнаментом и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра И, лета 1862».
Вокруг шара-державы - шесть скульптурных групп, символизирующих шесть этапов русской истории: от призвания варягов до создания империи. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, куда направлены были в свое время интересы России. Так взоры князей Рюрика и Владимира обращены на юг, к стольному Киеву, Ивана III - на восток, к Москве. На юго-восточной стороне представлен Дмитрий Донской - оттуда нависла татарская угроза. Минин и Пожарский противостоят угрозе с запада. Взгляд Петра I устремлен на север - к берегам Балтики, к новой столице Российской империи - Петербургу.
КНЯЗЬ РЮРИК
Начальный период русской государственности представлен фигурой князя Рюрика - первого русского государя. Он изображен в доспехах древнерусского воина. В руке его щит с надписью: «Лета STO». В переводе со старославянского «год 862» - легендарная дата призвания варягов, именно она была официально признана датой рождения Российского государства.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Одна из красивейших композиций памятника - «Крещение Руси». В центре - святой князь Владимир, в его правой руке византийский восьмиконечный крест - символ спасения.
Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
Начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского, попирающего воина Золотой Орды. В руках князя бунчук - символ татарской власти.
ЕДИНОДЕРЖАВИЕ
Самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур, посвящена событиям конца XV века. Великий князь московский Иван III, дед Ивана Грозного, представлен в центре композиции как единодержавный государь - в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках. У ног его - покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя в знак окончательной победы над татаро-монголами в 1480 году, за ним литовский рыцарь, и полулежит, сбитый с ног ливонский рыцарь с обломком меча в руке. В 1470-ые годы основной заботой Ивана III стало подчинение Новгорода. Испокон веков новгородцы контролировали весь север нынешней европейской России до Уральского хребта включительно, ведя обширную торговлю с западными странами, в первую очередь с Ганзейским союзом. В XIV веке в связи с усилением Литвы новгородцы взяли за обыкновение приглашать в свои города (например, в Корелу и Копорье) литовских князей на княжение. А в связи с ослаблением влияния Москвы у части новгородской знати и вовсе родилась мысль «отдаться» литовцам. В конце жизни Иван Васильевич получил возможность наглядно видеть плоды своих трудов. За сорок лет его правления Русь из полураздробленной державы превратилась в могучее государство, вселявшее страх в соседей.
МИНИН и ПОЖАРСКИЙ
На западной стороне находится скульптурная группа «Венчание на царство Михаила Романова». В 1613 году первым из династии шестнадцатилетний Михаил становится русским царем.
Перед ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняющий юного государя от врагов. Идея была понятна - это они создатели легендарного народного ополчения, спасшего Русь от интервенции.
ПЕТР I
На центральную Софийскую площадь смотрит фигура Петра I, основателя Российской империи. Над плечом императора распростёр крылья «гений славы», указующий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, пытающийся спасти разорванное знамя.
Горельефный Фриз. Наибольший интерес представляет нижняя часть памятника. Её опоясывает горельефный фриз из 109 фигур. Он делится на четыре раздела, где Микешин решил «всех достойных людей представить, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.д. способствовали возвеличению России».
Военные Люди и Герои.
Богдан Хмельницкий - тот, что в чалме возле шапки Мономаха, внизу под ним, кстати, Иван Сусанин сидит. Напротив Хмельницкого - Минин с Пожарским стоят.
Суворов А. В. (1729-1800), генералиссимус, великий полководец. Рядом с ним слева - Румянцев-Задунайский П. А. (1725-1796), фельдмаршал. Рядом тоже великие полководцы. Чуть левее сидят - Миних Б. К. (1683-1767), генерал-фельдмаршал и Орлов А. Г. (1737-1807), генерал-адмирал.
Возле разбитого колокола - Марфа Посадница, вдова новгородского посадника Исаака Борецкого. Представители правящей знати Новгорода, Борецкие были противниками объединения Новгорода с Москвой. Возглавляемая ими группировка признала верховную власть литовского князя вопреки стремлению народа к объединению с Москвой. После присоединения Новгорода к Русскому централизованному государству Борецкая была выслана в Нижний Новгород и пострижена в монахини. Рядом с нею справа сидит, рукой бороду подпирает - Ермак Тимофеевич, казачий атаман, предводитель похода в Сибирь. Слева от Марфы - Холмский Д. Д. (неизв.-1493), московский воевода времен Ивана III, тот, что в шлеме, правее его - Воротынский М. И. (1510-1573), полководец времен Ивана Грозного и впритык слева от Марфы - Щеня Д. В. (неизв.-1515), князь, воевода. В отдалении слева - в цепях - Михаил Ярославич (1271-1318), князь Тверской. Над ним Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь Владимирский и Московский.
Писатели и художники справа-налево - Гоголь Н. В. (1809-1852), Пушкин А. С. (1799-1837), узнаваемый профиль возле Пушкина - Лермонтов М. Ю. (1814-1841), правее сидит Грибоедов А. С. (1795-1829), выше его - Гнедич Н. И. (1784-1833), поэт, переводчик Гомера, в позе Достоевского сидит Крылов И. А. (1768-1844), баснописец, над ним навис Карамзин Н. М. (1766-1826), с книжечкой стоит и ручкой так - Волков ф. Г. (1729-1763), актер, создатель первого русского театра, подле Волкова сидит-мечтает Державин Г. Р. (1743-1816), в самом конце фото красиво откинув ножку на ножку, сидит Ломоносов М. В. (1711-1765), великий ученый, поэт, художник.
Справа от Гоголя - Глинка М. И. (1804-1857), композитор. За ним Брюллов К. П. (1799-1852), художник. На пианине - Бортнянский Д. С. (1751-1825), композитор.
А это Просветители у нас. Слева-направо - Св. Кирилл (827-869), славянский просветитель и создатель славянской письменности, Св. Мефодий (ок. 815-885), славянский просветитель и создатель славянской письменности, Св. Ольга (неизв.-969), великая княгиня, жена Игоря, мать Святослава, Владимир Святославич (неизв.-1015), великий князь, креститель Руси, Св. Авраамий (втор. пол. XIV в.), епископ ростовский, проповедник христианства, сидят - Св. Антоний Печерский (983-1073), преподобный, основатель Киево-Печерской лавры и Св. Феодосии Печерский (1008-1074), преподобный, игумен Киево-Печерской Лавры, Св. Кукша (неизв.-1217), иеромонах Киево-Печерской Лавры, Нестор (ок. 1056-1110), древнерусский историк и публицист и прочие основатели монастырей и просветители Руси.
Продолжение просветителей. По центру со свитками сидит - Максим Грек (1475-1556), писатель и публицист. Через стол от него тычет пальчиком - Константин Острожский (1526-1608), князь, киевский воевода. Рядом справа - Никон (1605-1681), шестой патриарх Московский и всея Руси. Самый левый - Св. Дмитрий Ростовский (1651-1709), церковный деятель, писатель.
Блок Государственные люди. Слева-направо - сидят двое - Ольгерд (1345-1377), великий князь
Литовский и Витовт (1350-1430), великий князь Литовский. Правее - царь - Иван III (1440-1505), великий князь Московский. За ним - Сильвестр (неизв.-ок. 1566), политический деятель времен Ивана Грозного и Анастасия Романова (1530-1560), первая жена царя Ивана Грозного. Рядом с большим мечом - Адашев А. ф. (неизв.-1561), политический деятель времен Ивана Грозного. Далее - Гермоген (1530-1612), патриарх с 1606 по 1612. Сидит на троне - Михаил Федорович Романов (1597-1645), первый царь династии Романовых. К нему склонился - Филарет (1554-1633), патриарх, отец царя Михаила Романова.
Далее слева-направо - в кресле-качалке сидит и ножкой качает - Алексей Михайлович (1629-1676), второй царь династии Романовых. А за ним двое стоят - Петр I (1672-1725), русский царь, с 1721 года император и Долгорукий Я. Ф. (1639-1720), государственный деятель, военачальник, сподвижник Петра. Прикрывает пах треуголкой - Бецкой И. И. (1704-1795), общественный деятель Екатерининской эпохи. На троне - Екатерина II (1729-1796), российская императрица. Коленопреклонен пред нею - Потемкин Г. А. (1739-1791), государственный деятель Екатерининской эпохи. Далее - Кочубей В. П. (1768-1834), государственный деятель, дипломат. А за ним правее рослый - Александр I (1777-1825), российский император. Сюда смотрит - Николай I (1796-1855), российский император.
Признаюсь, все это сваять в один пост было нелегко, но я справилась, мои дорогие, надеюсь вам понравится, я старалась.
Продолжение следует.
P.s. Почему нет на памятнике Ивана Грозного... Неоднозначные выводы делают историки.
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2232384-pochemu-na-pamjatnike-1000-letija-rossii-net-ivana-groznogo.html Ссылки:
https://1000russia.ru