Давайте я вам, мои дорогие, в следующем посте покажу Театр-трактор, потому, что у нас же День Победы недавно прошел. И в честь этого святого праздника я хочу показать вам комплекс, посвященный защитникам и освободителям нашего города от фашистов 14 февраля 1943 года. Все 14 февраля празднуют День святого Валентина, а ростовчане - День освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. И это правильно.
В центре Ростова-на-Дону на Театральной площади стоит один из самых крупных памятников Великой Отечественной войне, который с момента его создания в начале 80-х годов XX века стал одной из визитных карточек донской столицы.
Мемориальный комплекс «Воинам-освободителям города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков» представляет собой оригинальный скульптурный ансамбль. От его подножия открывается потрясающий вид на реку Дон и ее левый берег, где к Чемпионату мира по футболу в 2018 году был построен один из стадионов страны «Ростов-Арена».
Это 72-метровая стела, с ее вершины на юг смотрит золотая богиня Ника. На северной же ее стороне расположен Орден Отечественной войны I-ой степени. Общий вес составляет порядка 100 тонн.
В основании комплекса - бетонный барельеф, состоящий из трех частей. Они символизируют мир, фронт и тыл. В центре стоит звонница, колокола отлиты из меди.
Оригинальность ростовского мемориалу придает водяной партер. Здесь горит Вечный огонь. На скрижалях написаны названия армий и военных частей, бившихся за освобождение города. Обозначена и сама дата освобождения: 14.02.1943.
О необходимости возвести в Ростове-на-Дону памятный монумент, посвященный подвигу освободителей донской столицы от немецко-фашистских захватчиков, речь пошла в феврале 1943 года. Однако реализация задумки затянулась - до проведения конкурса на лучший проект монумента, который объявил ростовский Союз архитекторов, прошло 10 лет. Лишь третий вариант был реализован.
Первый вариант - конкурсе 1953 года победил проект ростовской творческой группы, в которую входили архитектор Николай Соколов и скульптор Рубен Шекер. Их задумка состояла в том, чтобы установить на Театральной площади стелу с красной звездой, обрамленной лавровым венком, и колоннадой сзади. Несмотря на юбилейную дату, возведение этого памятника было решено отложить. В казне города, где тяжело и медленно шло восстановление после войны, просто не нашлось средств на реализацию такого проекта.
Через шесть лет после проведения первого конкурса был объявлен второй. В 1959 году среди всех участников вновь победил проект ростовчан. Над его созданием также трудились Соколов и Шекер, однако теперь к ним присоединился Артур Пюпке. В этот раз их идея состояла в установке 37-метровой фигуры воина-красноармейца, салютующего в небо из автомата. Тогда планировалось, что памятник будет обрамлять зеленая зона. Вечный огонь, как и в прошлый раз, в проект не вошел. В итоге, красноармейца постигла та же участь, что и колонну с красной звездой и венком, - на его строительство по-прежнему не спешили выделять деньги...
О том, что на Театральной площади должен появиться монумент, третий раз вспомнили почти через 40 лет после освобождения Ростова. Был объявлен третий конкурс проектов, который на сей раз выиграли не ростовчане, а москвичи. В творческую группу вошли Юлиан Рукавишников, Ангелина Филлипова и Николай Миловидов.
Проект памятника «Освободителям Ростова» поражал своей монументальностью. Он значительно превышал по высоте и сложности возведения такие памятники, как «Змиевская балка», «Тачанка», «Стачка 1902 года» и другие, которые на тот момент в донской столице уже были.
Трудности начались еще на этапе подготовки участка. Тогда за южным краем Театральной площади был обрыв, и, чтобы установить стелу, а также соорудить вокруг нее амфитеатр, требовалось поднять и основательно укрепить грунт. Учитывая масштабы работы, руководители города приняли решение применить «метод народной стройки».
В горком были вызваны все руководители автотранспортных предприятий города, перед которыми поставили задачу завезти на площадь определенное количество песка. Тогда же был составлен график, в соответствии с которым каждое предприятие доставляло на место отведенный объем стройматериала. Благодаря этому удалось подготовить землю к строительству.
Следующую задачу монумент подкинул, когда стало ясно, что сооружение будет обладать большой парусностью и при своей высоте может не выдержать ветровой нагрузки.
После этого процесс создания памятника уперся в отсутствие технической возможности нужным образом свальцевать листы нержавейки, которыми должны быть обшиты крылья богини Ники (планировалось назвать женщину на вершине мемориала именно так). Работу хотели поручить заводу «Красный Котельщик», однако оказалось, что у предприятия нет станков, способных вальцевать листы таких размеров. Тогда решение пришло, откуда не ждали: свои услуги предложил завод монтажных заготовок в Красном Сулине. Заказ был выполнен за полгода.
Когда стало известно, что женская фигура на вершине стелы, согласно задумке, представляет собой богиню Победы Нику, многочисленные обращения от ветеранов вновь посыпались в горком. Основная претензия звучала следующим образом: «Не за какую-то Нику мы воевали!»...
Тогда Борис Головец (первый секретарь горкома Ростова-на-Дону) отправился в Москву к руководителю творческой группы, создавшей первоначальный проект монумента, - Рукавишникову. Поняв ситуацию, скульптор переделал эскиз фигуры, и в результате из Ники она превратилась в Родину-мать. Однако в народе ее и по сей день часто величают именем богини.
Еще одной проблемой стала добыча сусального золота для покрытия ордена и женской фигуры. Согласно смете, для этого было нужно три с половиной килограмма драгоценного металла. Получить его через Политбюро ЦК КПСС никак не получалось, - ростовчане получили отказ, аргументированный нерациональным подходом к использованию золотого запаса страны. В это время много позолоты шло на реставрацию Петергофа, и в Политбюро говорили, что «Ростов - это далеко не Ленинград», чтобы выделять ему столько золота.
Однако ростовскому горкому удалось найти обходной путь и выйти на первого зампредседателя Совета министров СССР. На встречу с ним отправился лично Борис Головец, который рассказал, что без золота вернуться домой не может, потому что вместо празднования Дня Победы жители города будут смотреть на строительную площадку с незаконченным памятником...В скором времени Родина-мать была «одета» в золото.
Подъем конструкции с женской фигурой и орденом должен был осуществляться специальным сверхмощным краном, приехавшим с завода «Атоммаш» из Волгодонска. Специалисты «Югтехмонтажа», работавшие с этим оборудованием, просили в момент проведения работ освободить строительную площадку всех, в том числе и начальство. Чтобы лишний раз подстраховаться и убедиться, что на месте никого не будет, подъем этой части монумента производился ранним утром.
Официальное открытие стелы «Освободителям Ростова» прошло 8 мая 1983 года. С тех пор она является одним из главных воинских мемориалов донской столицы, а также достопримечательностью, узнаваемой во всех уголках страны даже по очертаниям.
Стела на Театральной площади Ростова-на-Дону является одним из самых высоких монументов мира - она в два с половиной раза выше статуи Христа Спасителя в Рио, в полтора раза превосходит высоту американской статуи Свободы, а также ровно в два раза выше Колосса Родосского.
С 2015 года Памятник-Стела Освободителям Ростова оснащён подсветкой, благодаря которой монумент хорошо освещается в тёмное время суток.
В этом году 29 марта, из-за сильного ветра отвалился один из 12-ти установленных там колоколов. От удара он получил множество повреждений и нуждался в реставрации - уже во второй раз за три года. Звонница мемориала повреждается не в первый раз. Впервые такое случилось в октябре 2011 года, затем колокол упал и в июне 2015 года, потом в 2020 году, теперь вот в этом году. Видимо, этот один из 12-ти колоколов имеет погрешность в конструкции.
Колокол состоит из медных листов толщиной около одного миллиметра. Поэтому от удара он сильно деформировался, местами появились вмятины. А верхняя часть и вовсе оторвалась. «Пострадавшего» экстренно отвезли в мастерскую - на носу праздник 9 Мая, а элемент тематического мемориала потерял парадный вид...
Я делала фотографии в конце апреля, накануне первомайских праздников. Поэтому, надеюсь, что к 9 мая этот многострадальный колокол вновь занял свое почетное место. Вот здесь подробно описана процедура реставрации и монтажа колокола.
https://rostov.ru/society/mastera-pokazali-kak-vosstanavlivajut-upavshij-kolokol-so-stely-osvoboditeljam-rostova.html Ссылки:
https://don24.ru/rubric/eksklyuzivy/rodina-mat-po-imeni-nika-kak-poyavilas-na-svet-glavnaya-dostoprimechatelnost-rostova-na-donu.htmlhttp://www.awaytravel.ru/content/достопримечательности-ростова-на-дону-памятник-стела-освободителям-ростова