Тема этого подземного перехода находящегося в городе Ростове-на-Дону на пересечении проспекта Кировского и Большой Садовой (бывшая Энгельса), посвящена далекому космосу. В предыдущем посте про ростовскую уникальную мозаику есть краткое упоминание про этот переход.
Картина в переходе на Кировском и Большой Садовой изображает космонавтов, стоящих на Ганимеде - спутнике Юпитера. Во время подготовки Лабинцев Юрий Никитович вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выглядели бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести эти виды.
Но это еще не все. Группа Лабинцева воспроизвела в этом переходе загадочную и немного меня пугающую «Гравюру Фламмариона» (фр. Gravure sur bois de Flammarion). До сих пора не ясно кто же автор этой картины. Анонимная гравюра, одно время считавшаяся ксилографией, получившая название по своей первой известной публикации в книге французского астронома XIX века Камиля Фламмариона «Атмосфера: Популярная Метеорология», вышедшая в 1888 году.
Вот какая картинка была в книге (нашла в сети).
Мне многие по жизни говорят одну и ту же фразу - "не усложняй!". А как же не усложнять, если у нас в городе вот такие переходы есть...
На гравюре изображен некий странник (о том, что он - паломник, свидетельствует посох в его левой руке). Он долго-долго шел и добрёл до самого края земли, которая, судя по всему, плоская, потому что имеет край. Над землей, подобно стеклянному колпаку, водружено сферическое небо, под которым ходят звезды и солнце. Этот колпак явно не стеклянный, а проницаемый, потому что странник просовывает сквозь него голову. И за этим краем ему открывается удивительное! Оказывается, что планеты и кометы там, за краем Земли, ходят по каким-то своим странным орбитам, похожим на шестеренки механизмов и всякие конвейеры!
А это раскрашенная версия, взято из сети.
В 1957 году астроном Эрнст Циннер объявил, что изображение является работой художника немецкого круга, относящейся к середине XVI века, но он не смог найти её публикаций ранее 1906 года. Дальнейшие исследования показали, что в ней сочетаются элементы стилей различных исторических периодов, а также, что она была выполнена с помощью грабштихеля, - гравировального инструмента, появившегося в конце XVIII века. Затем гравюра была идентифицирована, как впервые появившаяся в книге Фламмариона (независимо астрофизиком и историком науки Артуром Биром и куратором редких книг цюрихской библиотеки Бруно Вебером). Подпись на гравюре гласит : «Миссионер средневековья рассказывает, что нашёл точку, где небо касается Земли». Текст, который эта иллюстрация сопровождает, звучит так: «что же такое тогда это голубое небо, которое безусловно существует и которое закрывает от нас звезды в течение дня?»
Основная суть гравюры в том, что восприятие мира в средневековье было плоским. Но космический плюрализм - теория полагающая существование множества иных, кроме Земли, населённых миров, позволяет землянам искать эти другие миры с помощью новых летательных ракет и дальнейшим развитием освоения космических просторов. Сегодня учеными считается, что это - подделка, сделанная, возможно, именно Фламмарионом. Идею подобной иконографии он не придумал сам: разумеется, автор вдохновлялся существующими старинными изображениями, иначе бы так много людей столь долго не считали бы его работу подлинной. Есть версия, что ее сотворил сам Камиль Фламмарион, который в двенадцатилетнем возрасте проходил выучку у парижского мастера гравюры. Известно, что многие иллюстрации к его книгам были сделаны по его собственным рисункам и, возможно, даже под его непосредственным наблюдением. А это уже совсем не средневековье, а вполне себе конец 18 века.
Вот картина в нашем подземном переходе:
Кстати, не все тут - чистая астрономия, есть и мистика. Например, колесо в небе графическое отображение «Божьей колесницы» (Меркавы), взято из ветхозаветного Видения пророка Иезекииля - это то, что в христианстве позже станет одним из девяти чинов ангельских под названием "Престолы".
В любом случае, шутка это Фламмариона, который якобы разместил у себя старинную гравюру, или правдивая историческая картина, она содержит в себе глубокий смысл.
Впрочем, есть еще иной смысл гравюры - матрица в которой мы живем, ограничена голубым небом, которое безусловно существует и закрывает нас от входа в другие миры и пространства. Мы закрыты колпаком из небесных светил и дальше своей земной орбиты выбраться не можем.
Но мы все же пытаемся выбраться из под этого "колпака".
Понемногу, каких-то пару сотен лет фигней пострадаем, и тогда уж наверняка!
И Марс и Сатурн и Юпитер с Нептуном покорим обязательно.
Потому, что никто кроме нас...
Не понимает
Как же прекрасна наша Земля, когда смотришь на нее с другой планеты...
Через мелькание астероидов и неумолимое движение конвейера времени...
Она светит нам своим голубым светом.
И зовет нас ДОМОЙ.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/shakko/legendarnaia-graviura-flammariona-pravda-ili-poddelka-5d9b6b5732335400b160275dhttps://ondatra.livejournal.com/421949.html