Слушайте, мои дорогие, я сегодня совсем лёгонький постик выложу, по случаю тяпницы. Отрылась еще одна стена в подземном переходе, что на Московской/Буденновском и посвящена она просто отдыху на левом берегу. Кстати, так как сегодняшний материал совсем не сложный для переваривания, в отличие от вчерашнего, где было изобилие и картинок и информации по Азовскими походам, предлагаю немного информации о истории создания этих подземных чудес города Ростова-на-Дону.
Ростов - это единственный город в мире, где мозаичными панно украшены подземные переходы. Уникальность ростовской мозаики еще и в том, что она была выполнена не из мозаичной крошки, а из обычной кафельной плитки, правда, плитка была чешской и отличалось высоким качеством. Стоит отдельно заметить, что на момент создания мозаичных панно, компьютерных технологий не существовало, все было сделано вручную.
Переходы, которые по задумке должны были быть объединены в единый комплекс ростовского метрополитена, построили и довели фактически до совершенства вместе с уникальной мозаикой. Строительство подземных переходов началось в 1979 году и заняло около трех лет. Работы велись бригадой «Мостоотряда №10». Его же рабочие занимались и облицовочными работами по созданию мозаики. Руководил этим творческим процессом руководством Юрий Никитович Лабинцев. Ему же, кстати, принадлежала и основная идея по созданию комплекса переходов в центре города.
Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны. Сначала он работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях. В 1971 году произошла его встреча с Григорием Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся идеей и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10. Лабинцев набрал нужных людей, со многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей. Работы по украшению переходов велись поочередно, весьма кропотливо и долго. Иногда идеи по созданию картин в следующем переходе рождались по ходу создания панно в другом переходе.
Всего, начиная с 1979 года по 1982 год было украшено пять переходов. Переход на Кировском проспекте, на Университетском переулке, на Ворошиловском проспекте, на Буденновском проспекте в месте пересечения с Большой Садовой и на Буденновском в районе центрального рынка («Старого Базара»).
Каждый переход был выполнен в едином стиле, точнее все панно были объединены конкретной тематикой. Человек и Космос, где были запечатлены подвиги советских космонавтов, планеты солнечной системы и многое другое (Кировский/Садовая). Счастливое детство, где изображена жизнь ростовчан от роддома до выпускного (Ворошиловский/Садовая).
Воинская доблесть города, запечатлевшая и Азовские походы Петра Великого, и события гражданской войны, и подвиг батареи Оганова (Буденновский/Садовая, а так же район центрального рынка). Ратный труд горожан, увековеченный картинами строительства Ворошиловского моста, бережно запечатлены почетные профессии того времени: шахтер (кстати на панно шахтер -женщина, удивительная и редкая деталь), сталевар, агроном и многие другие (Ворошиловский/Садовая). Донское казачество и Шолоховские мотивы (Центральный рынок).
К сожалению глаз ростовчан уже давно что называется «замылился», и мы не особо обращаем внимание на уникальные произведения искусства.
А вот приезжие гости сразу замечают столь удивительную для них вещь. По своему опыту могу сказать, что наши переходы сильно цепляют иногородних гостей, некоторые просто часами проводя в наших переходах рассматривая мозаичные картины.
Вот интересный факт - Картина в переходе на Кировском и Большой Садовой изображает космонавтов, стоящих на Ганимеде - спутнике Юпитера. Во время подготовки Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выглядели бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести эти виды...
Бригада облицовщиков под руководством Юрия Николаевича Лабинцева в 1979 году устроила свою мастерскую прямо в переходе на Ворошиловском и Садовой, отгородившись от людского потока металлическими щитами. Ящики с плиткой, флаконы с красками, инструменты на трехметровом столе…
Работала бригада из семи человек. Самые сложные элементы мозаичных картин выполняла Антонина Васильевна Черенкова: вытачивала плиточки, шлифуя края, составляла детали. В бригаде работало еще несколько человек - А. Заколодная, А. Сушкова,Г. Лантух, В. Чеботарева, Д. Черенков, Р. Кормилицына, Г. Гриценко. Во время создания мозаики в переходе на Ворошиловском и Большой Садовой в бригаде появились новички - А. Щербаков, В. Бойцов и В. Чугуев.
Говоря об этих работах, необходимо еще вспомнить фамилию заместителя Былло, Виктора Степановича Зурабянца, который непосредственно курировал строительство переходов в Ростове. Зурабянц сумел раздобыть большую партию остродефицитной в те годы керамической плитки производства Чехословакии. Она и пошла на оформление стен. Ну это так - кратенько. Пока не очень информативные панно про отдых. Дальше будет совсем интересно...
источники:
https://sneg5.com/obshchestvo/kultura-i-iskusstvo/rostovskie-podzemnye-perehody.htmlhttp://rslovar.com/content/подземная-эпопея-закончилась-для-ростова