Сегодня будет самый «вкусный» сочинский пост, который погрузил меня в новый интерес под названием «Средства навигационного оборудования». Примерно год назад я случайно прочитала чей-то пост в жж про сочинский маяк, и он меня совершенно очаровал. Очень мало фотографий, еще меньше информации о нем, ну, это и понятно - закрытый объект Министерства обороны. Туда так просто как на экскурсию не зайдешь, там люди работают, режим, однако. Но сильное желание подняться на маяк и увидеть, что же там находится внутри, не отпускало...
Волею случая и не только случая, у меня появилась возможность туда-таки попасть и посмотреть на необыкновенный раритет своими глазами. И не просто посмотреть на маяк, а немного поговорить с Начальником маяка о самом Маяке и о 25-летней жизни с ним. И мне даже разрешили фотографировать объекты и предметы, бесполезные для шпионов. Огромное спасибо начальнику маяка за осуществление моей мечты! Ура!
Но сначала давайте все же разбираться, какие же объекты путают с этим настоящим маяком. Кто из них маяк, а кто только удачно маскируется под настоящий маяк? Сочинский Маяк - один из символов города Сочи, его изображение украшает сувенирную продукцию, которую можно приобрести на курорте. К сожалению, на изображениях путают исторический маяк, с новым маяком, находящимся у входа в акваторию порта. Настоящий исторический сочинский береговой маяк стоит в 30 метрах от воды, на суше, на высоте 35 метров над уровнем моря. А на открытках и магнитиках, обычно запечатлен вот этот красно-белый красавец:
Если упереться окончательно и открыть ссылку морского сайта
http://seaman-sea.ru/upravlenie-sudnom/543-sredstva-navigacionnogo-oborudovaniya.html , то можно попытаться выяснить кто из этих маяков самозванец, немного почитав: «Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие. К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции, а также акустические средства туманной сигнализации.
Навигационные знаки - сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль. Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.» А вот и они - самозванцы! Вот смотрите - по центру фотографии еще два небольших маячка (легкие сооружения маячного типа) и большой дядька-створ на заднем плане слева.
Выходит так, что маяки не имеющие отношения к "сочинскому дедуле", являются легкими маяками - навигационными знаками, ведущими суда в акваторию. Ночью красный длинный навигационный знак выглядит так:
Читаем дальше: «Маяки - специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием. Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.». Таким образом, из этого разнообразия претендентов, у меня получилось всего два настоящих маяка - новый красный на пирсе порта выхода в акваторию и старый, береговой «дедушка».
Понятие «маяк» включает в себя целый комплекс помещений и оборудования. Основой всего является маячная башня, а её сердцем - огонь. Маячные огни светят белым, красным или зелёным светом либо определённым сочетанием этих цветов. Но не синим! Он оказался непригоден для навигационных целей, так как быстро рассеивается каплями атмосферной влаги и огонь маяка, особенно в дождь и туман, размывается, становясь нечётким уже на расстоянии нескольких миль. А ведь малейшее изменение характеристики огня или ослабление его яркости чревато серьёзными авариями и даже морскими катастрофами. Это понимали давно все, кто был связан с морем.
Моряки всегда нуждались в свете с берега. В кромешной темноте ночью невозможно было заметить причал. Отсюда возникла необходимость установки в прибрежной зоне видимого источника света.
Маячные башни возводились одна за другой, чтобы указывать правильный путь мореплавателям. Сначала на сочинском маяке устанавливали рефлекторы, как прожектора, позже - линзу Френеля.
Линза Френеля - сложная составная линза. Образована совокупностью отдельных концентрических колец относительно небольшой толщины, примыкающих друг к другу. Сечение каждого из колец имеет форму треугольника, одна из сторон которого криволинейна и это сечение представляет собой элемент сечения сплошной сферической линзы. Предложена Огюстеном Френелем.
Линзу можно представить в виде набора призм, которые преломляют параллельные световые лучи - отклоняют их на такие углы, что после преломления они сходятся в точке фокуса. Значит, вместо одной большой линзы можно собрать конструкцию в виде тонких колец из отдельных призм треугольного сечения.
«Яркость света, которую даёт новый прибор, удивила моряков», - писал Френель друзьям. И даже англичане - давние конкуренты французов на море - признали, что конструкции французских маяков оказались самыми лучшими.
Их оптическая система состояла из восьми квадратных линз Френеля со стороной 2,5 м, имевших фокусное расстояние 920 мм.
Сочинский маяк установлен на суше в 35 м над уровнем моря. Его спроектировали в 1874 году, а первый белый сигнальный огонь зажгли шесть лет спустя. Изначально источником света выбрали керосиновую лампу, со временем заменив ее на ацетиленовую. Сегодня маяк работает за счет электрической энергии. Сочинский маяк виден кораблям с расстояния в 32 километра или 17 морских миль. Вверху купола вытяжка, оставшаяся от керосинки, которую нужно было поддерживать в рабочем состоянии.
В 1890 году маяк переоборудовали. Сегодня рядом с ним стоит одноэтажный дом из камня, пригодный для жизни, с башенкой наверху. В здании живут сотрудники маяка, имея отдельные изолированные квартиры. Фасад здания украшен памятной табличкой, которая оповещает, что объект принадлежит Министерству обороны.
Сочинский маяк горит ярким зеленым светом, из-за установленных вокруг кварцево-галогенной 1-киловаттной лампы На фотографии видно, что вокруг лампы установлены шторки, которые при вращении и формируют «мигающий» свет маяка. Здешняя линза Френеля весит более 500 кг.
В России «Инструкция смотрителю маяка» была издана в 1869 году. Первый её параграф в категорической форме требовал: «Маячный смотритель обязан зажигать лампы каждый вечер при захождении солнца, наблюдать, чтоб они постоянно горели, чисто и ярко, до восхождения солнца».
За неисполнение этого требования грозила тюрьма и даже каторга, если по вине смотрителя в районе ответственности произошла катастрофа и погибли люди. Не менее строго подходила инструкция и к содержанию осветительных приборов, принадлежностей к ним, механизмов и оборудования. Всё маячное хозяйство должно было содержаться в образцовом рабочем состоянии. Это относилось и к жилым и к служебным помещениям.
Вся деятельность служителей маяков направлена на выполнение единственной и на первый взгляд очень простой задачи: следить за тем, чтобы маяк светил кораблям в ночи от заката до рассвета.
Сейчас за началом и окончанием работы маяка с точностью до минуты наблюдает электроника, а электрические или светодиодные светильники не требуют практически никакого ухода в течение многих месяцев, но прежде этот монотонный, утомительный и ответственный труд отнюдь не был настолько лёгок.
На первых черноморских маяках - Тарханкутском и Херсонесском, - построенных в 1816 году, использовались катоптрические (зеркальные) осветительные аппараты - пятнадцать масляных ламп Арганда, установленных в фокусе пятнадцати полированных параболических чаш. Горючим служило сурепное масло, пропитывающее хлопчатобумажный фитиль. Для создания тяги и защиты огня от влияния окружающего воздуха на горелку надевался стеклянный конический колпак, открытый сверху. Масло хранилось в специальных резервуарах ламп. В задачу вахтенного входило своевременно очищать от нагара фитили, следить за яркостью и высотой пламени, чистотой поверхности отражателей и своевременно пополнять резервуары маслом. Все эти манипуляции приходилось проделывать каждый час, а то и чаще.
Когда в 1824 году маяки перевели на проблесковый режим работы, хлопот прибавилось. Для равномерного вращения осветительного аппарата (чтобы иметь определённую характеристику проблесков маячного огня) его установили на круглый поплавок-основание, опущенный в чашу, заполненную ртутью. Во вращение аппарат приводился сложным шестерёнчатым механизмом, работу которого, подобно часам с гирями, обеспечивали тяжёлые грузы, плавно скользившие на тросах внутри центральной колонны маячной башни.
Теперь вахтенный помимо поддержания огня следил за равномерной работой вращательного механизма, своевременно поднимал грузы наверх и периодически смазывал детали. Так как запас масла в лампах был невелик, то за смену приходилось совершать по крутой винтовой лестнице десятки походов на склад, расположенный на нижнем этаже башни.
Как правило, внутри маячная башня представляет собой круглый каменный цилиндр с цементной пустотелой колонной в центре для приводного груза вращательного механизма. Начинаясь у фундамента, колонна упирается в пол маячной комнаты.
Стены башни двухметровой толщины у основания плавно уменьшаются, и в районе маячной комнаты, расположенной под фонарным сооружением, толщина их не превышает метра. Такая конструкция обеспечивает устойчивость всего тысячетонного сооружения к воздействию колоссальных знакопеременных ветровых нагрузок и ударов волн во время штормов и ураганов, а также сейсмическую стойкость при землетрясениях.
От цоколя в маячную комнату ведёт крутая винтовая лестница. Она ажурной чугунной лентой обвивает ствол башни, занимая всю ширину пространства между стволом и внутренней стеной.
На самом верху попадаешь в святая святых - световой (фонарный) отсек. Там в центре стеклянного цилиндра установлен осветительный аппарат, посылающий с наступлением сумерек спасительный, невероятного изумрудного цвета, огонь...
Если учесть, что маячная башня не отапливается, а зимние ветры выстуживают её так, что стены покрываются инеем, то станет понятно, насколько была тяжела восьмичасовая вахта.
Кроме забот о маячном огне и чистки стёкол фонарного сооружения в обязанности вахтенного входило систематическое наблюдение за морской акваторией и даже (весной и осенью) за перелётом птиц. С появлением флажного семафора вахтенный принимал телеграммы с судов, следующих мимо маяка. Для этого ему в любую погоду приходилось периодически выходить на открытую галерею башни.
В конце XIX века на смену катоптрическим огням пришли диоптрические светоопти-ческие аппараты, основу которых составляли линзы Френеля. Фитильные лампы заменили керосинокалильными установками. Это позволило значительно увеличить яркость свечения и дальность видимости огня.
Но забот вахтенной службе с введением этих новшеств только прибавилось. Для работы керосинокалильной установки нужен был сжатый воздух, а нежные колпачки из вискозной ткани, пропитанные солями тория и церия, требовали постоянного наблюдения: едва сетка начинала прогорать, её следовало немедленно заменить. Сжатый воздух был необходим и для пневматических «калорических» сирен. С их установкой маячные служители должны были приобретать новые навыки обслуживания и эксплуатации сложных механизмов. Кстати, эти заслонки в стенах верхнего уровня использовались смотрителями маяка как раз для регулировки тяги для керосиновых ламп. В зависимости от направления ветра, открывались заслонки в той или иной стороне части корпуса, для устойчивого потока воздуха для поддержания процесса горения фитиля ламп.
С годами менялся жизненный уклад обитателей маяков, только требования Инструкции оставались неумолимо жёсткими. «Служитель (как и на заре маячного дела) перед концом своей вахты должен оправить лампы, чтобы они горели в совершенном порядке, прежде чем выйти из фонаря, а тот, кто вступит на вахту до восхождения солнца, погасив огонь, должен сделать все необходимые приготовления для открытия огня при захождении солнца». И по сей день, в век спутниковой навигации и электроники, вахтенный, прежде чем покинуть свой пост, приводит в порядок маячное хозяйство и передаёт заступающей смене всё оборудование и приборы в безукоризненно исправном состоянии.
Пардоньте, мои дорогие, влезла в ракурс своей клешней...
Сегодня корабли оснащены новейшим оборудованием и навигационными приборами. Однако и они не застрахованы от ошибок, поэтому маяки - настоящие «путеводные звезды», которые всегда будут необходимы мореплавателям. Каждый из них имеет собственные координаты во всех лоциях земного шара. Вместе с тем предоставляется фотография маяка, чтобы точно узнать его по внешнему виду.
Среди обитателей маяков не одно поколение пересказывалась история о бристольском башмачнике, который отправился служителем на Эддистонский маяк (он находится в море на удалении десятка миль от берега) лишь только потому, что ему надоела городская кабальная жизнь в мастерской за шилом и колодками. И хотя бедолаге во время затяжных штормов в одиночку не раз приходилось жестоко страдать от голода, питаясь сальными свечами, цепенеть от страха, когда ураганы, сотрясая каменные стены башни, перебрасывали многотонные волны через фонарь маяка, башмачник уверял, что «даже в эти ужасные дни он чувствовал себя по-настоящему свободным человеком». Похоже, что такая жизнь по мне…
Сочинский Маяк работает уже больше сотни лет. Найти следы французской фирмы, которая его сделала, не удалось, не сохранилось никаких документов, а сами французы никогда не слышали о подобной компании L.Sautter &.
Примечательным является глубокий след от пули, которой указатель был поврежден в годы гражданской войны.
До сих пор, в штат маяка входит лошадь. Правда, реально её нет, но она должна быть по штатному расписанию. Ее заменили собакой, очень милым лабрадором, таким милым мишкой. Кстати, в этом строении, где остался след от пули винтовки казака, на первом этаже была конюшня, а на втором хранилось сено. Очень удобно для лошадей.
Есть небольшой уголок истории маяков, работавших здесь.
Здесь же разбит небольшой парк с плодовыми деревьями.
Больше всего народ хочет попасть на маяк для съемок прибрежной панорамы с открытой обзорной круговой площадки. Панорама конечно широко открывается, хоть 35 метров выше уровня, но весь порт, как на ладони, и, не только порт - городские высотки, упорно двигающиеся все дальше в горы от моря, тоже смотрятся неплохо.
Но для меня все же сам маяк гораздо интереснее всех видов.
Сегодня сочинский маяк - уникальная городская достопримечательность, маяк прекрасно видно с набережной. Особенно хорош он на закате, когда спускается тьма и он начинает разгораться своим изумрудным цветом, постепенно набирая силу цвета в полном ночных загадок темном сочинском небе.
В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует - и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше - свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу - шум волн, а наверху, как струны
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.
И.А. Бунин. На маяке (1903-1904)
Место волшебное.
Ссылочки мне в помощь.
http://seaman-sea.ru/upravlenie-sudnom/543-sredstva-navigacionnogo-oborudovaniya.htmlhttp://www.anapacity.com/dostoprimechatelnosti-sochi/sochinskiy-mayak.htmlhttps://www.nkj.ru/archive/articles/15565/http://privetsochi.ru/blog/history/8814.htmlhttps://www.nkj.ru/archive/articles/15766/