Все в жизни не случайно. Все имеет свой путь, пересечение, и, порой, мистический оттиск. То самое волшебство, в которое большинство людей, не смотря ни на что верят, на самом деле результат стечений обстоятельств, событий, вещей в природе в нужное время в нужном месте, ну, и конечно желание это получить, именно здесь и именно сейчас. Любовь, неожиданная встреча со старым другом, открытие новой звезды, потрясающее путешествие - все это результат обычного бытового волшебства.И в этом нет ничего сверхестественного.…
В моем случае, волшебство случилось, когда рука моя, в один из недавних промозглых мартовских вечеров, потянулась к булгаковской книге. "Мастера и Маргариту" я читала и раньше, лет 20 назад, когда новенькая книга появилась в моем доме, но тогда волшебство не произошло, видимо это было не в то время и не в том месте.
Это была модная вещь, о которой должна была знать каждая образованная девушка, тем паче, если она училась в университете... Я читала медленно, злилась на то, что в романе много разных параллельных веток сюжета, да и история Иешуи меня повергала в скуку, от любовных отношений Мастера и Маргариты сводило скулы, я пыталась поскорее перескочить на похождения свиты Воланда. Уже не помню, но скорее всего, я ее не дочитала тогда до конца, бросив страниц за 50 до завершения.
Лет 5 назад я случайно зацепила сериал на 2 канале по роману. И не смогла оторваться. Смотрела и словно не читала никогда, поражалась глубине чувств Мастера, Маргариты, емким фразам Воланда, булгаковкому юмору, показанной психологии людей, их предсказуемости, от которой так устал Воланд, но надеющийся каждый раз на то, что слабый человек сможет приподняться над самим собой...
Перечитав книгу, я поняла, как далек был сериал от оригинала. Наверно я просто выросла и наступило то самое время, когда волшебство случается. И оно случилось.
Вернувшись сюда, я решила пройти маршрутом героев булгаковкого романа. Это не составило особого труда, так как автор не прятал координаты, явки, пароли, которые я запомнила при прочтении. Интернет преподнес сюрприз - мало того, что можно без труда найти номер дома "нехорошей квартиры", который, кстати говоря, был зашифрован Булгаковым как 302-бис, что означает : 10=(3+2)х2, но, так же выяснилось, что для самих москвичей, которым всегда некогда, проводятся пешие прогулки по маршруту с 19-00 до 21-00 всего за 300 руб. на рыло.
Я пошла самоходом. Благо язык учить не надо, чтобы если что, спросить... Вышла на станции метро Маяковского.
Памятник Маяковскому.
Кстати, здесь проходил, по Тверской в центр поэт Рюхин, по сюжету романа. Пропотипом Рюхина был сам Маяковский. А памятник уже поставили позже. На фото виден памятник, а позади него театр Сатиры.
Театр Варьете ( театр Сатиры, Цирк братьев Никитиных, Мюзик-Холл).
История возникновения здания театра Сатиры начинается еще с далеких дореволюционных лет, когда существовал цирк братьев Никитиных. Здание строилось специально для этого цирка. Цирк Никитиных упоминается также в булгаковском "Собачьем сердце". Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, программа которого упоминается в романе. В частности, номер "чудеса велосипедной техники семьиДжули", прототипом которого является мюзик-хольные циркачи-велофигуристы семьи Польди. В последствии, из мюзик-хольного цирка образовался Театр оперетты, а уже потом - театр Сатиры.
Сад "Аквариум".
История сада "Аквариум" начинается с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С. М. Малкиеля открылся этот сад. В саду был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался фонтан.
В 1898 году сад и театр арендовал предприимчивый француз Шарль Омон. При нем сад получил название "Аквариум". "В Аквариуме у Омона недурно", - писал А. П. Чехов в 1898 году.
Сад и театр "Аквариум" в конце XIX - начале XX вв. занимал значительное место в культурной жизни Москвы, здесь начала свою жизнь частная опера Зимина, в летнем театре выступал театр "Буфф". Именно здесь Варенуха и нарвался на встречу с Бегемотом и Азазелло...
В 1921 году в течение весны и лета ежедневно на сцене театра с большим успехом шел спектакль, в котором четыре роли исполнял Леонид Утесов, как актер и руководитель комического джазового голосового оркестра ("джаз-года").
В 1923 году в зимнем театре открывается Мюзик-холл, а в 1927 году начал свою работу Театр оперетты.
В 1959 году на месте старого театра по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое театральное здание на 1200 мест, в котором продолжил свою 35- летнюю работу театр имени Моссовета.
В 1975 году территория сада «Аквариум» была реконструирована и превращена в зеленую зону для отдыха. Тогда же была установлена новая ажурная ограда, отделившая сад от улицы.
Пройдя дальше один дом, обнаруживаю вывеску дома 302-бис.
И мраморную табличку.
Захожу в арку, ищу подъезд № 6. Сразу в первом же подъезде тоже музей - "Булгаковский дом", с казаком на пороге, но я хочу попасть именно в "нехорошую квартиру № 50".
Над казаком сидят совы.
У арки встречают Бегемот и Клетчатый.
Я упорно двигаю в направлении 6 подъезда. Вот она, заветная дверь. И наверх, на 4 этаж, минуя расписанные фанатами лестничные стены.
А саму "нехорошую квартиру" покажу в следующем посте, и так много фото получается.
Вышла из музея и пошла на Патриаршие пруды. Собственно, один он остался, остальные два были засыпаны еще в 18 веке. Но название осталось в память о всех трех.
Партриаршие пруды.
Книга начинается как раз с этого места: "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..."
Увы, пруд был еще подо льдом. Лебеди и утки грели ноги где-то в более теплых местах столицы.
Читаем книгу: "...Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея... ".
Спустившись вниз к Спиридоновке, нашла дом Маргариты, вот этот двухэтажный особняк, за ажурными воротами, защищаемый управлением полиции. Но меня этот вариант не вполне устроил. Есть несколько иных достойных адресов - например особняк в Малом Власьевским переулке...Сняла спиридоновский вариант.
По версии книги, Маргарита жила на втором этаже со своим мужем-инженером.
Дом Грибоедова.
В романе "Мастер и Маргарита" - здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ - крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ.
Ныне там - Литературный институт имени А.М. Горького - государственное учебное заведение, основанное в 1933 г., по инициативе самого A.M. Горького. Современное название институт получил в 1936 г.
Это место всегда было связано с литературой. В особняке главного здания в 1812 г. родился А.И. Герцен. Здесь бывали Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский. В 1920-х гг. размещались писательские организации и Литературный музей. В залах выступали А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. В флигелях жили А.Платонов, В.Иванов, О. Мандельштам, Б.Пастернак, Д.Андреев.
Читаем книгу: "...Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом..."
К сожалению, мои ноги не приняли идею подойти поближе, потому пришлось снмать издалека, с манящего лавочками бульварного сквера.
В следующем посте выложу фото "нехорошей квартиры". Есть задумка сгонять на поиски мест проживания героев "Войны и мира", чей четвертый том я все никак не закончу...