Здравствуйте! Меня зовут Мария. Я из Москвы. Мне 43 года. Видимо, пришло время рассказать мою историю. У меня есть сын от первого брака, ему 15 лет. В 2013 году повторно вышла замуж. Мы с мужем очень хотели общего ребенка (у мужа нет детей). Но через полгода нашего брака у меня нашли рак груди T1N1M0, гормонозависимый.
Прошла лечение (6 курсов красной химии, мастектомия). 2 года золадекс и 4 года тамоксифен. Месячные после золадекса вернулись через полтора года, и врачи разрешили беременность, в связи с чем тамоксифен и был отменен. Несмотря на очень низкий АМГ и очень маленькое количество фолликулов, забеременеть мне удалось, но, к сожалению, пришлось делать прерывание на сроке 14 недель из-за хромосомных нарушений у ребенка.
После того, как я пришла в себя в моральном плане, планировала повторить попытку. Но на УЗИ малого таза было обнаружено солидное образование в левом яичнике без кровотока, вероятно гранулезоклеточная опухоль. При МРТ ничего подозрительного обнаружено не было, онкомаркеры в норме, в связи с чем онкогинеколог предложил повторить УЗИ через 3 месяца. Через 3 месяца картина на УЗИ была та же. На МРТ было видно некоторое изменение стромы яичника, больше похожее на фиброз. Образования с четкими краями, как на УЗИ, МРТ не показывало. Данных за злокачественное образование не получено. Но все же было принято решение провести операцию. Сделали гистероскопию, РДВ, резекцию обоих яичников, резекцию сальника, удаление очагов эндометриоза, разделение спаек, биопсию из разных частей брюшины. Операционную гистологию не делали, хотя врач сказал, что образование на яичнике какое-то так себе. На вопрос почему, сказал «не имело смысла». Я понять так и не смогла.
В общем, получила я гистологию: в левом яичнике пограничная серо-муцинозная опухоль. Это считается злокачественная опухоль, но медленно растущая. Единственное лечение - хирургическое. К химии и лучам не чувствительна. С этим заключением я пошла к врачу, который меня оперировал, узнать, что теперь с этим делать? Яичник-то не удален. На это мне было сказано: «ну можно ничего больше не делать и просто наблюдать. Но есть риск рецидива. Возможно перерождение в рак. А можно все удалить. Но вы же ребенка хотите. Можно сначала родить, а потом удалить. Короче, решайте сами». Ребенка я, конечно, хочу, но не любой же ценой. Стадия была поставлена Ic.
Врач МРТ посоветовала пересмотреть стекла, т.к. на МРТ картина не очень была похожа на пограничную опухоль. После пересмотра опухоль подтвердилась. И еще были обнаружены полипы эндометрия и неинвазивные импланты пограничной серо-муцинозной опухоли в сальнике. А это уже III стадия.
Пошла я к другому онкогинекологу. Он сначала предложил вариант полостной операции, при которой будет удален пораженный яичник и сальник и проведена тщательная ревизия всего, до чего смогут дотянуться. Операция именно полостная, т.к. при лапароскопии невозможно увидеть все, что нужно (диафрагма, петли кишечника, пространство за печенью и т.д.). И в случае, если второй яичник не вызовет сомнений, оставить его, чтобы осуществить-таки репродуктивную функцию. Но перед операцией посоветовал обратиться к репродуктологам. Если репродуктологи скажут, что беременность с их точки зрения перспективна, то либо во время операции возьмут ткани яичника и будут из них что-то выращивать, оплодотворять и делать подсадку. Либо делать стимуляцию и брать яйцеклетки. Я очень скептически отнеслась к возможности всего этого, но все же пошла к репродуктологу.
Консультация репродуктолога (заведующего институтом вспомогательных технологий) меня удивила. Про выращивание из тканей яичника, взятого при операции, она сказала не очень перспективно. Метод новый и не очень эффективный. Сказала, что не проблема сделать стимуляцию, заморозить яйцеклетки и после операции сделать подсадку. Про мой гормонозависимый рак молочной железы и запрет на любые гормональные препараты она сказала: вам же естественная беременность не запрещена, так какая разница. И назначила мне препарат прогестерона для вызова менструации, т.к. у меня был уже 30 день цикла (это был первый цикл после операции, поэтому такая небольшая задержка меня вообще не волновала, тем более, что у меня всю жизнь был нерегулярный цикл, за исключением последних почти двух лет после неудачной беременности). Конечно, ничего пить я не стала и для себя решила при любых ситуациях к ней больше не обращаться.
Пошла я к Параконной. Та мне условно разрешила сделать стимуляцию, объяснив, что это, конечно, риск, но короткий протокол и потом прием тамоксифена можно. Но категорически запретила подсадку, т.к. это обязательно гормональная поддержка. Вариант только один - суррогатная мать (для меня - не вариант). Или естественная беременность.
Пошла я к другому репродуктологу. С учетом моего возраста, низкого АМГ, высокого ФСГ и маленького количества фолликулов - добыть достаточное количество качественных яйцеклеток шансов немного, а вот риск рецидива РМЖ от стимуляции существует. Видимо, это я и хотела услышать, т.к. мысль о том, что я не сделала все от меня зависящее для рождения ребенка, угнетала. Усилием воли я включила мозг, попытавшись отключить эмоции, и поперлась опять к онкогинекологу. И хоть тот настоятельно рекомендовал все же сохранить яйцеклетки, я решила обойтись без этого. В этот раз врачом была рекомендована лапароскопия с удалением левого яичника, где была опухоль, и сальника, ревизией брюшной полости и второго яичника. Если там все норм, то на этом остановятся. Если возникнут сомнения, то удалят и второй яичник.
И вроде все уже понятно и решено, но…. Понять и принять некоторые вещи очень мешают эмоции. С одной стороны, удалить все к чертям и жить с гораздо меньшими рисками. Тем более, что РМЖ у меня гормонозависимый. С другой стороны, желание родить ребенка достаточно сильное, тем более, что никто из врачей категорично мне это не запрещает, все говорят, что можно попробовать (имеется в виду естественная беременность). Смириться с невозможностью этого пока никак не получается, даже с помощью психологов. Но даже если и не упираться в рождение детей (есть сомнения, что в моем возрасте, с учетом предыдущего опыта и имеющихся болячек я смогу забеременеть, выносить и, главное, родить здорового ребенка), то хирургический климакс меня пугает. Я почитала, что девочки тут писали об этом. У всех, конечно, по-разному. Но я очень боюсь стать развалиной с неадекватной психикой. Какой вариант операции более правильный в моей ситуации? С одной стороны, при лапаротомии врачи более тщательно проведут ревизию внутрянки. А с другой стороны, лапароскопия гораздо легче переносится, с меньшими последствиями. Стоит ли настаивать на оставлении второго яичника или пытаться смириться с предстоящим климаксом и уже окончательной невозможностью рождения ребенка? И стоит ли вообще сейчас делать операцию? На операции врачи категорично не настаивают. Просто по протоколам при пограничной опухоли нужно удалять яичник и сальник. Но мне попалась статья, написанная врачами из центра Блохина, о том, что при пограничной опухоли, если был сохранен яичник, нет смысла делать повторную операцию до рецидива. Достаточно наблюдения раз в 3 месяца. Хотя и риск рецидива высок. Может, кто-то сможет мне подсказать что-то на эту тему? Либо вправить мозг. Либо направить куда-то. Я наблюдаюсь у очень хороших врачей. Одних из самых лучших. Но и у них нет единого мнения. А мне очень тяжело понять как сейчас правильно поступить, чтоб не было мучительно больно в дальнейшем.