Возможно, для кого-то важные пункты

Sep 10, 2018 16:28


Добрый день,

этот пост и блог заведен на имя моей мамы, которой не стало в конце августа 2018. У нее был гормонозависимый РМЖ с 2006 года, в 2012 - рецидив, который почти пять лет удавалось лечить: успешно анастрозолом и фазлодексом, а потом, с назначения эксеместана+афинитора все пошло сложнее и быстрее. По сути, мама успела попробовать только одну х/т после гормонотерапии - капецитабин, и вроде даже были хорошие результаты на последнем обследовании в начале августа, но параллельно у мамы развилась кишечная непроходимость, которую никто нигде не успел диагностировать, а я сама догадалась, что это непроходимость, только уже в мамин последний вечер.

Решила написать этот пост,  потому что в ходе лечения мамы было несколько пунктов, о которых я ужасно жалею, что не была информирована заранее. Не знаю, насколько те, кому детали этого поста могут быть полезны, вообще читают oncobudni, но куда еще написать, я не знаю, пусть хоть здесь.

Итак, что я хотела бы знать, но не знала заранее, вовремя:



1) 5-летнюю терапию тамоксифеном после операции не стоило просто заканчивать, не проконсультировавшись с хорошими онкологами. Маме говорили просто пропить тамоксифен 5 лет. Тогда в диспансере не давали других рекомендаций, насколько я знаю. Уже когда у мамы случился рецидив (начался буквально через 2-3 недели с окончания приема тамоксифена), я прочитала, что женщинам с высоким риском рецидива стоит продолжить терапию ингибиторами ароматазы. Мысль, что это могло сохранить маме здоровье, не дает мне покоя, но тогда, в самом начале маминой борьбы, мы очень мало знали про все это.

2) Не знаю, что сейчас выдают в качестве анастрозола по бесплатному рецепту, но указываю этот пункт на всякий случай, т.к. информации по некоторым препаратам очень мало или ноль. Маме прекрасно помогал российский анастрозол-ТЛ, она была на нем примерно 2,5 года. Потом в аптеке вдруг вместо а-ТЛ стали давать Селану. На третьей неделе ее приема у мамы появились симптомы, которые были при первом рецидиве (тягучая слюна и др.), подскочил онкомаркер (выше 420). Купили сразу оригинальный аримидекс. Поначалу все плохие симптомы у мамы ушли, но онкомаркер продолжал расти, и через три месяца мтс проявились в ходе обследования. Знаю, что метастатическая форма рмж постепенно становится резистентной к гормонотерапии, но тут ухудшение совпало по времени с Селаной, и я думаю, что без нее у мамы могло быть немного больше времени. Все это уже недоказуемо, конечно. Но я бы, если кто просил совета, ни за что не советовала бы Селану.

3) Когда мама принимала Афинитор, у нее все 4 месяца держалась температура, в диапазоне 37,5 - 38,5. Сначала думали, это обострился пиелонефрит, прием антибиотиков и т.д. Химиотерапевт сомневался, что дело в Афиниторе. Эта температура очень вымотала маму. Потом так получилось, что прием Афинитора на несколько дней прекратили, температура сразу нормализовалась и больше не поднималась даже при возобновлении терапии, так что вывод: не стоило бояться на пару дней прервать терапию, это значительно облегчило бы тогда состояние и, возможно, сохранило сил на дальнейшее лечение.

4) Капецитабин. Вроде бы он хорошо помогал, на нем у мамы резко стал уменьшаться асцит, почти не было ни диареи, ни ладонно-подошвенного синдрома. Но где-то через месяц после начала терапии мама перестала мочь нормально есть. Говорила, что у нее «кол в желудке», иногда была отрыжка желчью или тягучей слюной. Сначала изредка, но потом симптомы стали учащаться, и уже к концу июля мама с трудом ела и пила, желчная рвота была довольно частой. Химиотерапевт полагал, что это нежелательная реакция на капецитабин (потому что по УЗИ ее асцит и мтс в брюшной полости только уменьшались). Но надо было делать ей КТ или РЕНТГЕН. Это были симптомы непроходимости, хотя и не было ни болей и колик, ни полного отсутствия стула, он просто был редкий (раз в 3-5 дней). Оказывается, непроходимость опухолевой природы часто имеет смазанную картину.

Не знаю, можно ли было что-то сделать, если бы маме раньше диагностировали эту непроходимость. Сами сталкивались с тем, что врачи скорой помощи и не-онкологических отделений больниц, как только слышат  «канцероматоз брюшины», так считают человека безнадежным, хотя люди годами могут поддерживать и сдерживать это состояние. Допускаю, что маму все равно оставили бы наедине с таким диагнозом, просто она бы еще и знала сама, что ей грозит, и ей было бы во много раз тяжелее. Так она хоть думала до последнего, что ей нужно заменить лечение капецитабином или что дело в желчных камнях, как-то так...

Но вот же есть рекомендации Минздрава по действиям при кишечной непроходимости опухолевой этиологии:



oncology-association.ru



В них написано и про оперативное лечение, и про стентирование, и про консервативное лечение в стационарах. То есть официально попытки должны предприниматься, пациенты не должны списываться со счетов заранее.

5) На начальных этапах при этой тяжести в желудке и рвоте желчью маме более менее помогал церукал. Тут я просто хочу написать, что у пожилых людей и на фоне приема других лекарств церукал может вызывать сильное снижение пульса (как и другие противорвотные), даже если суточные дозы далеко не превышены. Надо принимать очень осторожно.

6) По моему наблюдению, симптомы, оказавшиеся непроходимостью, стали плавно усиливаться у мамы после единственного эпизода сильной диареи на фоне капецитабина. Тогда, чтобы купировать диарею, она принимала лоперамид. Выпила 5 таблеток в первый день и шестую наутро, то есть после каждого жидкого стула. Это не было превышением суточной дозы, но после того эпизода мама сначала целый день проспала, потом постепенно и начались те самые «кол в желудке» и желчь. В инструкции к лоперамиду написано,  что при передозировках очень редко возможны кишечная непроходимость и сонливость. Тогда я не думала, что это мамин случай, передозировки же не было. Но все же она пожилой человек, в последнее время многие лекарства на нее действовали сильнее и сложнее. Я не хочу сказать, да и не имею никакого права, не будучи врачом, что дело в лоперамиде. У мамы было опухолевое сужение просвета кишки и раньше, но она с ним жила пару лет, все это время терапия его сдерживала. Кто знает, мог ли тут быть сочетанный эффект от приема лоперамида и наличия проблемного места в кишечнике...

***

Простите, что так длинно и с большим количеством подробностей. Надеюсь, в этом посте не нарушены правила сообщества... Я хотела не упустить тех деталей, которые могли бы кому-то помочь распознать опасные состояния на ранних этапах. Но, конечно, идти надо ко врачам.

Всем желаю здоровья, мужества и успешной борьбы.

отдам, кселода, rip, тамоксифен

Previous post Next post
Up