Рыночное разнообразие: отличите одну марку от другой! Советские автомобили пятидесятых

May 22, 2021 16:05



Иллюстрация рыночного разнообразия- в довесок к недавней статье.

Напомню, что в той статье я поздравила потребителей с разнообразием товаров, втюханых им посредством рекламы. А вот о том, какое оно, это разнообразие, нам расскажут ветераны жития-бытия при щедром рынке- граждане развитых капиталистических стран. Например, вот этот бро собрал коллекции разных категорий товаров от  конкурентов-производителей и...найдите отличия!1







Оригинальная коллекция, использованная в коллаже выше- покрупнее и помасштабнее!2

Справедливости ради, автор первой картинки- из бывшей Югославии, однако  его твит облайкали тысячи граждан, с рождения обитающих на бескрайних просторах свободного рынка- того самого, который двигается куда-то в светлое будущее под руководством некоей невидимой части тела, в самам начале выдававшей себя за...руку.  Подробнее о “невидимой руке” можно узнать, ознакомившись с “Теорией нравственных чувств” Адама Смита.3

Разумеется, в комментариях отметились и те, у кого, несмотря на жгучее желание опровергнуть, не нашлось ничего, чем можно покрыть эту иллюстрацию. В таком случае в ход предсказуемо идут аргументы о том, что якобы при социализме тоже не было разнообразия. Дабы подтвердить это утверждение комментатор притащил вот такую картинку.



Во-первых, именно в 1980-х годах в СССР начали внедрять рыночные реформы,4 и, стало быть, заявленное отсутствие развития дизайна “Лады” тоже можно с уверенностью отнести на счет рынка. Тем более, что “АвтоВАЗ” пустили по рукам еще в 1993 году. Вначале на его базе создали Автомобильный всесоюзный альянс, в разработке автомобилей которого участвовал всем известный эффективный предприниматель Березовский. А в 2007 году часть акций этого предприятия продали Renault. В итоге в 2008 году компанией владели три группы эффективных: Renault, “Тройка диалог” и “Ростехнологии”.5 Так при чем здесь социализм?

А во-вторых, гражданин, солгал по поводу дизайна. Даже в последние годы социализма “Лада” выглядела по-разному. На картинке изображена одна из модернизированных моделей ВАЗ-2101 “Жигули”, не так ли?  Однако даже ВАЗ-2102 отличался от этой модели.



Не говоря уже о ВАЗ- 2108 и ВАЗ- 2109, которые выглядели совсем по-другому.



И вообще всю автомобильную промышленность СССР с полным правом можно считать детищем советской власти. В царской России не было автомобилестроения, если не считать попытки организовать производство легковых машин на Русско-Балтийском заводе- попытки, которая закончилась неудачей: за 6 лет это предприятие выпустило...450 автомобилей.

Таким образом, в Советском Союзе была создана новая для страны отрасль индустрии, предприятия которой уже в 1937 году выпускали более 200 тыс автомобилей, обогнав по производству грузовиков Англию, Францию и Германию.

Автомобилизация социалистической страны была осуществлена в крайне короткие сроки. В первые годы после революции общее состояние промышленности не позволяло развернуть масштабное производство автомобилей- прежде всего ввиду отсутствия необходимой металлургической базы. Тем не менее небольшое производство автомобилей все же было начато.

Разумеется, наибольшее значение уделяли производству грузовых автомобилей-этого требовали масштабы строительных работ в первые годы советской власти, а затем в послевоенные годы.



25-тонный “МАЗ-525”, электромобили “НАМИ” грузоподъемностью 0,5-1,5 тонн, автомобиль “ЗИС-150” с прицепом

К началу пятидесятых в СССР наладили выпуск таких легковых автомобилей, как малолитражные четырехместные лимузины “Москвич”, комфортабельные семиместные “ЗИС-110”, пятиместные “Победы”, шестиместные “ЗИМ”.

А даже разработали гоночный автомобиль “Звезда”.6





Автомобили “ЗИМ” на одной из горных дорог Кавказа



Фаэтон “ЗИС-110”



Автомобиль-пикап “Москвич”



Таксомотор “ЗИС-110”



Лимузины и кабриолеты “Победа” на товарном дворе автозавода имени Молотова

При этом, конечно же, не следует забывать о развитой и доступной сети общественного транспорта как наземного, так и воздушного.

Но самое главное здесь в другом. И по этому поводу тоже есть хороший мем с участием все тех же однообразных Dr, изображенных справа на самом первом коллаже.



Эти “доктора” - единственные доступные каждому врачи при развитом капитализме. Впрочем, даже эти не всегда. Остальных либо оптимизировали, либо их услуги по карману только собственникам производства рАзНоОбРаЗнЫх авто.

Вообще-то банка подслащенной газировки от разных докторов вместо врача- это печальный выбор для около половины населения Земли, поскольку, по данным совместного отчета Всемирного банка и ВОЗ, именно у такого количества людей нет возможности получить даже самое базовое медицинское обслуживание.7

То же самое с образованием, жильем и социальным обеспечением. Так что даже если бы свободный рынок и обеспечил всех разнообразием,- на самом деле вместо него у нас одно и то же в разных упаковках, и даже упаковки теперь уже практически не отличаются друг от друга-то при таких экономических отношениях невозможно рассчитывать на доступность самого необходимого. Выходит, что всё, что нас удерживает от изменения экономической системы - это лишь иллюзия разнообразия несущественных вещей, которые к тому же не всем доступны. А насущные и подавно.

1.twitter.com/yugopnik/status/1371875970215464962?lang=en
2.chadblogger.com/blog/AllCarsLookAlike

3.Smith, Adam. Theory of Moral Sentiments. London, 12th April, 1759

4.interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/ekonomicheskie-reformy-v-sssr-v-1985-1991-gg

5.kommersant.ru/doc/862379

6. “Советские автомобили”. Журнал “Советский Союз”. 1953 год

7.who.int/news-room/detail/13-12-2017-world-bank-and-who-half-the-world-lacks-access-to-essential-health-services-100-million-still-pushed-into-extreme-poverty-because-of-health-expenses

Опубликовано на zen

автомобили, капиталистическая экономика, история

Previous post Next post
Up