Возрождение памятников искусства: приделанные детородные органы, Спаситель обезьян и оранжевая...
Jan 10, 2021 07:05
В одной из недавних публикаций я в очередной раз упомянула про то, как граждане олигархи скупают картины и другие произведения искусства известных художников для личного владения или дальнейшей перепродажи с целью еще большего обогащения. При этом господа сталкиваются с тяжелой дилеммой: оставить ли какие-нибудь редкие полотна да Винчи и ван Гога на складах в беспошлинных портах-франко с целью привычного уклонения от налогов, отдав их на растерзание крысам, или повесить их у себя на яхтах. Не крыс, конечно же, а полотна известных художников.
Стоит заметить, что картины на яхтах держат не для одной только красоты-они там еще становятся частью интерьера дорогих судов, непринужденно зарегистрированных где-нибудь на Каймановых островах, с той же целью, с которой они сыреют и гниют в портах Швейцарии.
Выходит, что олигархические элементы из числа трудолюбивых эксплуататоров со всего мира не только загребают общественное культурное богатство, но еще и обращаются с ним...ну совсем как со своими наемными работниками: если отсырело и пришло в негодность одно полотно,то его можно выбросить и заменить другим. Благо что да Винчи, Матисс, Пикассо и все прочие таланты на протяжении целых веков совместно создали и оставили нам им целую прорву отменных картин.
Конечно, искусствоведы до сих пор приходят в ужас, когда узнают, что владельцы пароходов яхт не обучают обслуживающий персонал бережно обходиться с полотнами-например, горничные могут запросто взять и протереть картину тряпкой…1
Но если кто-то негодует или удивляется по этому поводу, то напрасно, ведь всё новое-это лишь... как-то подозрительно внезапно забытое старое, особенно если в этом новом опять фигурируют старые добрые частные собственники, отправленные было на помойку истории, но опять повылазившие оттуда со своими загребущими замашками и больно эффективными порядками.
Но я напомню, мне это даже в радость. Возьмем для примера Эрмитаж. В дореволюционное время хозяева музея, русские цари- те же частные собственники, только допотопные: с землей и зависимыми крестьянами, но без развитых средств производства- тоже мнили себя знатоками и “покровителями” искусства. Однако вся система хранения сотен тысяч сокровищ, собранных в Эрмитаже, была построена на довольно дилетантской основе.
Главное в ней было- внешний блеск. А за картинами ухаживали самыми примитивными, а порой просто варварскими способами. Дворцовые лакеи счищали с полотен пыль, мыли их мокрыми тряпками-опять ими, столько лет прошло, а орудия труда...и пыток так и не изменились!-и время от времени подновляли их лаком.
Картина слева-при обычном освещении. Справа-эта же картина при освещении ультрафиолетовыми лучами
В реставрационных мастерских придворные художники старались вернуть картинам в случае их порчи лишь внешнюю привлекательность. Их покрывали много раз слоями лака, который постепенно затягивал их полотной мутной пеленой. Часто маленькое повреждение, не превышающее по своим размерам крупинку, покрывалось “записью” в ладонь величиной, при этом живописцы-реставраторы просто подгоняли тона своих красок к подлиннику. Полотна порой возвращались на место “исправленными” до неузнаваемости.2
Такая практика существовала не только в русских музеях. Полотно выше принадлежит кисти известного Рембрандта, однако покрытая лаком картина слева поначалу сбила с толку искусствоведов Художественного музея Аллентауна, решивших, что это произведение кого-то из учеников студии Рембрандта. Только после снятия многочисленных слоев лака эксперты заметили неподражаемую технику мазков и игру света, присущую самому художнику. До того как картину восстановили-вид справа-ценители наблюдали лишь некое произведение изобразительного искусства, которое “словно поместили под грязное стекло”.4
Часто реставраторы стремились в угоду тогдашним вкусам придать картинам старинный вид, подкрашивая их слоем желтого лака.
Картина из Эрмитажа: на левой стороне удалены слои лака
Кроме того, тогдашние “эксперты” не знали, как “лечить” картины, а еще паче- как предупреждать их разрушение. Это наследие сейчас успешно переняли работники сферы здравоохранения…
Чаще всего мастера ждали пока картины обветшают, а потом прибегали к опасным “хирургическим” мерам-ну, чем эти методы отличаются от оказания медицинских услуг в наше рыночное время?
Одна из таких операций называлась “перевод”. Если замечали, что основа картины- холст или доска-начинала приходить в негодность, то ее просто удаляли, а слой краски переносили на новую основу. Причем, картину, написанную на холсте, можно было перевести на дерево, и наоборот.
Делали это так: картину заклеивали бумагой, потом переворачивали тыльной стороной вверх, и если это была доска, то начинали ее состругивать, пока не показывался слой краски; если это был холст, то его тоже осторожно сдирали. Потом на красочный слой наклеивали новую основу, а бумагу смывали.
Hermitagemuseum.org “Три возраста. Аллегория” Якоб де Беккер вторая половина XVI в.
Операция эта было чрезвычайно рискованной-рестовраторы могли легко погубить картину. Справедливости ради следует отметить мастерство некоторых реставраторов, вроде Митрохина или Табунцова, которые все же достигли в этом деле изумительной виртуозности. Они благополучно “переводили” сотни картин. В то же время эти умельцы работали как частные подрядчики, поэтому они ревниво охраняли секреты своего мастерства.
Всё один к одному как сейчас: помимо уже упомянутых тряпок на яхтах, среди современных реставраторов-в точности таких же частных подрядчиков, как и дворцовые эксперты-встречаются такие “лекари”, что не зря у некоторых произведений искусства начинают кровоточить глаза к праздникам.3
Да, я тоже поначалу не верила, а сейчас убедилась, что кровоточат. От стыда и ужаса.
Около месяца назад средства массовой информации и искусствоведы были повергнуты в очередной шок: какой-то даровитый частный подрядчик из плеяды современных реставраторов отделал старинную испанскую статую улыбающейся девы так, что она стала смахивать на чурбан с глазами, приделанными набекрень, или того хуже... на печально известного Дональда Трампа.5 [Нажмите, чтобы посмотреть]
Почему в “очередной раз”? Потому что такое случалось уже много раз. То некая подслеповатая 80-летняя гражданка-опять же в Испании-вызвалась отреставрировать фреску с изображением Христа, и в результате на фреске теперь красуется какая-то упитанная бабенция с перекошенным ртом.6 [Нажмите, чтобы посмотреть]
Это я еще по-доброму описала фигуру на картине справа-сми окрестили этот персонаж “Христом обезьян”, намекая на то, что такой лик может принадлежать только какому-нибудь Спасителю павианов, распятому за грехи этих нечестивых животных.
То другие рукодельники старательно восстановили две статуи в Италии, установленные хоть и не яхте какого-нибудь буржуа, а перед резиденцией буржуазного служителя и тамошнего национального лидера, да так старательно, что явно перестарались.
По инициативе тогдашнего Премьер-министра Сильвио Берлускони статуям Марса и Венеры, созданным в 175 году до нашей эры, приделали руки-в прямом смысле!-и другие конечности,7 потому что оригиналы из античности растеряли их в течение тысячелетий, а что за статуи без рук и ...хм, полноценных детородных органов? Особенно в понимании такого ценителя органов статуй, как Берлускони. [Нажмите, чтобы посмотреть]
А еще реставраторы добрались до сокровищ древнего Египта-некий родственник одного из кураторов музея в Каире взял и приклеил ус отвалившуюся бороду к подбородку всем известной золотой маски Тутанхамона.
Любитель-реставратор приклеил её эпоксидным клеем, да еще под странным углом, а после, заметив белые потеки у рта фараона,- о, нет, только не это!-предположительно взял и соскоблил их ножичком. В результате у фараона вместе с потеками появились еще и царапины.8 Маску, конечно, восстановили, но только внешне-сердце и душа ее уже никогда не будут прежними после всех этих пыток... [Нажмите, чтобы посмотреть]
Наконец, пожалуй, самая выдающаяся работа-канадской художницы Хизер Вайз. Однажды какие-то злостные вандалы украли голову у статуи младенца Христа. Младенец сидел на коленях у матери, и оба они выглядели по-ангельски нежно и трогательно- как и полагается двум божественным существам. Но только до тех пор, пока у него была своя родная голова. После того как над головой младенца поработала Хизер Вайз, он стал походить на пожилого карлика из пигмейского племени Химба, до такой степени печального и умудренного жизнью, что мошенники, укравшие оригинальную голову, расчувствовались и вернули ее назад.9 [Нажмите, чтобы посмотреть]
Ну и довольно про про всю эту эффективную братву. Вернусь, пожалуй, к Эрмитажу.
Великая Октябрьская в корне изменила существовавшие в Эрмитаже порядки. Одна из величайших сокровищниц мира стала народной собственностью и новый хозяин поставил задачу-сохранить и умножить собранные здесь памятники искусства и культуры всех времен и народов.
Случилось то, что происходит сейчас, только наоборот-в Эрмитаж потекли коллекции живописи и скульптуры из особняков вельмож и собственников. В его залах появились около миллиона новых экспонатов и замечательных произведений искусства.
За годы советской власти в Эрмитаже был развернут самый большой в мире Отдел истории культуры и искусства Востока, насчитывающий свыше ста тысяч экспонатов. В послевоенные годы был создан Отдел истории русской культуры. Там открыли знаменитую “Галерею Петра Великого” и замечательную “Галерею 1812 года” с портретами русских полководцев.2
Однако долгие и лихие годы хозяйствования частных собственников разных мастей уже тогда не прошли даром для собранных в музее коллекций. Особенно много заботы и внимания требовали от реставраторов экспонаты из частных коллекций, хозяева которых не следилили за сохранностью ценных шедовров-совсем как сейчас…
Таким образом, реставрация стала важной частью огромной научно-творческой работы, которую проводил коллектив сотрудников музея, борясь не только за сохранение доверенных ему ценностей, но и за исправление того, что было испорчено.
Картины живут долгую жизнь. Сто лет для них-это юный возраст. Но всё же они тоже стареют. Помимо этого у картин бывает много “болезней”, тяжелых и легких. Сейчас, как когда-то, их губят невежество и небрежность частных владельцев, разрушает сырость, резкие колебания температуры...крысы-на складах в беспошлинных портах.
К тому же образцы искусства, как и всё остальное кругом, требуют любви, заботы и внимания. Художественные произведения-это плод великого вдохновения, горения страсти и мысли, в них воплощен и передан труд гения, который не только трепетно волнует зрителя своей величественностью, собранной из частиц жизни ушедших поколений, но и учит его и воспитывает.
Федор Борисов “Утро танкистов”, 1952-1954гг
Поэтому они-наши сокровища, а не вороватых олигархов с яхтами. Эти сокровища пришли к нам через века и передавались из поколения в поколения для того, чтобы служить образцами живой истории, а не висеть у кого-то на двери в помещение, где хранят водные лыжи для забав, или стоять перед резиденциями господских холопов.
И чтобы спасти это сокровище от гибели надо, прежде всего, быть мастером, знатоком “реставрации”. Но сейчас тоже есть такие люди. Однако, кроме этого, еще нужно по-настоящему любить искусство и знать все его тайны.
Но и этого мало. Чтобы по-настоящему бороться за жизнь произведения искусства, надо чувствовать еще и огромную ответственность перед хозяином этим сокровищ. И если это какой-нибудь ошалевший от богатства буржуа, то вряд ли у кого-то может возникнуть такое чувство. А вот если все другие и ты сам-хозяева этого богатства, то это уже совсем другое дело.
Но прежде их нужно хотя бы опять вернуть в музеи. И буржуа, в отличие от мелких воришек, которые растрогались и вернули голову младенца Христа, никогда не сделают это сами.