Эффект безудержного потребления

Sep 20, 2020 07:05





Возникало ли у вас когда-нибудь лихое желание обзавестись новым имуществом только потому, что приобретя в собственность какой-нибудь предмет, вы вдруг осознали, что он весьма хорош... сам по себе, однако на его фоне и вы сами, и окружающие вещи стали какими-то неказистыми и жалкими,- хоть и вполне функциональными!-и вы страстно возжелали найти им достойную замену? Вам очень хочется, чтобы новый предмет вписался в окружающую вас обстановку, а не выделялся из нее и не напоминал вам какое всё вокруг...внезапно убогое.




И вы, позабыв о том, что старые вещи милы и дороги вам именно тем, что в свое время сослужили вам прекрасную службу, начинаете избавляться от них и приобретать взамен что-то более подходящее для соседства с новой вещью? В итоге вы тратите уйму средств и усилий и оказываетесь обладателем массы ненужных и глупых предметов, а еще с прискорбием понимаете, что всё это не принесло вам никакого удовлетворения или счастья…

Если да, то вы не одиноки. Всё это описал французский философ и писатель Дени Дидро в своем очерке “Сожаления о моём новом халате”.1 К слову, Дидро был любимым писателем Карла Маркса-об этом я напишу как-нибудь в другой раз. А сейчас мне хотелось бы остановиться на труде Дидро, поскольку в нём можно найти множество объяснений тому, почему мы становимся рабами вещей.



В своем произведении о новом халате Дидро сделал именно такой вывод: раньше он был хозяином старого доброго поношенного, но чрезвычайно удобного халата, которым при случае можно было стряхнуть пыль с книг или подтереть чернила, а после стал рабом нового красивого и роскошного-при этом неудобного и вычурного-одеяния, подаренного ему одним из его друзей. Рабом, потому что в этой выдуманной истории Дени охватило неудержимое желание обзавестись новой мебелью, картинами, зеркалами, коврами-словом, массой пустой дребедени, которая отлично смотрелась рядом с новым халатом…



Вот так мы становимся рабами вещей, а те, кто получают выгоду от того, что заведуют производством предметов не ради удовлетворения потребностей, а ради личной прибыли, пользуются этой нашей слабостью. Впрочем, тут, пожалуй, и не требуется большого ума и особых усилий, чтобы расставить ловушки для неискушенных жертв “эффекта Дидро”-феномена, описывающего череду приобретений ненужных предметов, которые отлично сочетаются друг с другом, но не приносят ничего, кроме разорения их владельцу.



Ведь те, кто решает производить какую-нибудь трендовую и совершенно бесполезную в плане функциональности модель пресловутых джинсов, не делают ничего выдающегося, когда для полного комплекта производят еще и укороченный топ и кожаные ботинки-они хоть и отлично сочетаются, но поразительно бесполезны и по большому счету не отличаются от прошлогодних нарядов, поскольку всего лишь прикрывают тело.



Если потребностью человека становится прикрытие тела так, как это продиктовано наемными дизайнерами накопителя капиталов, то заслуга последнего состоит лишь в том, что он является хозяином производства и распоряжается результатами труда и творчества людей так, как удобно ему. А ему всегда удобно одно: получение прибыли, а не обеспечение каждого необходимым прикрытием-или обнажением в зависимости от климата и ...потребностей.



Таким образом, собственникам не представляет труда нанять команду творческих личностей, создающих такие незамысловатые ловушки. По этому поводу не нужно даже напрягаться, поскольку мы-существа социальные и стремимся не выходить за рамки общепринятого. А если общепринятым становится обладание авто, но не в качестве средства передвижения, а в качестве обозначения статуса, то большинство и будет стремиться к этому, несмотря на то, что гораздо важнее быть уверенным, что ты в любой момент окажешься в нужном месте, даже если придется ехать на скромном автобусе с группой других граждан, которым этот самый автобус даром не нужен, кроме как сидеть в нём и ждать своей остановки.

Тем временем попавшие в капкан “эффекта Дидро” обладатели какого-нибудь дорого автомобиля начинают покупать дорогой бензин, который на проверку оказывается ничем не лучше обычного,2 мыть его в дорогих мойках и устранять неисправности в специализированных сетях автосервиса.



А лица мужского пола могут еще для полного счастья получить в придачу какую-нибудь отделанную пластическими хирургами фигуру, требующую новых джинсов, топов и такого же специализированного сервиса, как сам автомобиль.



В то же время, получается, что сами собственники с капиталами становятся такими же несчастными рабами вещей-стоит только представить непомерные расходы, связанные с содержанием дорогих недвижимостей или яхт. Тем не менее, они остаются господствующим классом, поскольку являются хозяевами положения и пользуются им, чтобы быть по крайней мере обеспеченными рабами и бесконечно стремиться к несуществующему блаженству, получаемому от обладания бессмысленными предметами.



Так же как в случае с данными Credit Suisse, я не являюсь автором этого откровения-как видно, философы 18 века уже отлично осознавали это, поскольку сами жили в мире частной собственности и задумывались о вопросах бытия и смысла жизни.

Конечно, с современной точки зрения, Дидро слегка перегнул палку, когда заявил, что бедность дает определенную свободу, а богатство ограничивает-в наше время развитых технологий и пока еще достаточного количества ресурсов никто не должен быть бедным, чтобы обрести свободу, напротив, мы научились подчинять природу и разумно пользоваться её дарами, однако в определенном смысле он прав. И это утверждение можно применить как раз в отношении нашего времени-с его разделением труда и развитым общественным производством.



Взять, к примеру, увлечения и хобби. Впрочем, это в той же мере можно отнести и к профессиональным занятиям. Как часто люди считают, что они могут заниматься любимым делом только тогда, когда у них есть все необходимые-и порой очень дорогие!-приспособления?

В результате художниками становятся не талантливые люди, у которых есть возможность, время и средства изучить все накопленные тысячелетиями навыки и приемы изобразительного искусства, а состоятельные господа, у которых имеются отличные холсты и кисти и чувство собственного превосходства, дающее им уверенность, что этого достаточно для того, чтобы намалевать что-то...экстравагантное и считаться выдающимся экспрессионистом.



Музыкантами становятся не те, кто, обладая задатками, работал над совершенствованием своего таланта в общественных учебных заведениях, а те, кто сумел обзавестись музыкальным оборудованием и дорогими синтезаторами, дающими им возможность клепать незамысловатые мелодии.

Между прочим, практически все популярные западные хиты сейчас создают в студии всего несколько лиц. Точнее, двое: Макс Мартин и Лукаш Готвальд. Именно поэтому все современные песни звучат на один лад-эта парочка пишет и для N’Sync, и для Кэти Пэрри, и для Бейонсе, и для Келли Кларксон, и для Майли Сайрус и для многих других.3



Спортсмены покупают специальную экипировку и оборудование; кулинары-дорогую бытовую технику; богатые самопровозглашенные археологи- останки динозавров и тд.4 В итоге мало кто из граждан с большим количеством приспособлений становится выдающимся талантом и развивается как личность. И в этом случае проигрывают все: и горе-мастера, и общество-ведь это нам приходится наслаждаться произведениями таких талантов. Не говоря уже о всех потерянных гениях в области науки-тех самых, у которых не хватило средств для обучения в вузе.



В общем вот такой интересный и ценный очерк, наводящий на разные размышления. К сожалению, такие произведения сейчас тоже оказались вытесненными “видосами” и скандальным чтивом. Тем не менее, рекомендую ознакомиться с ним для того, чтобы понять природу подобных “эффектов”. Их вряд ли можно устранить, если положительно настроиться или зорко следить и сопротивляться, как советует плеяда новоиспеченных экспертов в сфере удачливости и разумного потребления.

Такие “эффекты” овладевают индивидами с незапамятных времен-тех самых, когда в обществе появилась частная собственность-и теперь уже так и будут лишать нас счастья, пока в природе есть класс собственников. Ну а после этого уже, конечно же, нужно сопротивляться и бороться с ним как с пережитком, чтобы не повторить былых ошибок и не променять неприметные право на труд и отдых, жилье, образование, здравоохранение и социальное обеспечение на яркую и соблазнительную колбасу и всё остальное прилагающееся к ней барахло.

1.Дидро Д. Собрание сочинений в десяти томах. Том 04. Перевод Г.И. Ярхо, А.С. Кочеткова и Н.А. Соболевского. Примечания Д.И. Гачева, И.К. Луппола. Москва - Ленинград: Academia, 1937. - Французская литература

2.truecar.com/blog/premium-vs-regular-gas/

3.nypost.com/2015/10/04/your-favorite-song-on-the-radio-was-probably-written-by-these-two/
4.qz.com/1295534/dinosaur-skeleton-auctions-mean-that-important-fossils-are-going-to-rich-people-instead-of-museums/

Дени Дидро, капиталистическая прибыль, потребление

Previous post Next post
Up