Кока-кольное фиаско

Mar 07, 2019 06:07


Рынок предоставляет гражданам огромный выбор. Причем свободный. Именно в этом однажды убедилась известная компания “Кока-Кола”, после того как ее представителям пришла в голову идея “улучшить” вкус своего классического зелья.




Да, так случилось, что на эффективных собственников нашел резкий зуд в районе задней части тела, на которой сидят, побуждающий их изменить состав своего продукта, поскольку аналогичные товары конкурентов стали пользоваться бóльшим спросом.

Дело в том, что в 1950-е годы Coca-Cola осуществляла 60% продаж на рынке прохладительных напитков, а в 1980-х доля компании в сфере торговли газировкой упала до ничтожных 23%.1 В фавориты вышла компания “Пепси”.



Надо что-то делать. Рынок хоть и свободен в своем движении, как птица в полете-страус, например,- но никогда не стоит забывать, что реклама и маркетинг являются истинными двигателями рыночного прогресса.



Однако рыночная фортуна в этот раз сыграла с предпринимателями злую шутку: все предыдущие усилия ловких маркетологов в области ненавязчивой рекламы и впаривания дрянного пойла свободным любителям прохладиться, обернулись тем, что Coca-Cola нашла себе веселенькие приключения на область зуда.

Впрочем, потребители тоже не остались обделенными в этом плане: их задняя часть, на которой сидят, уже с незапамятных времен стала обрастать ненужными килограммами и жирами- шутка ли хлестать литры напитка, в котором  содержится по 64 грамма сахара на каждые 600 мл.2



Но сахар добавляли в газировку до 1984 года, пока сладкая парочка конкурентов не сговорились заменить дорогую белую смерть на дешевый кукурузный сироп. Pepsi и Coca-Cola  одновременно исключили из состава своих напитков сахар, а их место занял безвредный сироп. Безвредный-по словам производителей сиропа, разумеется. По данным исследователей и статистики в области заболевания диабетом и эпидемии ожирения, безвредность кукурузного сиропа находится под сомнением. 3



Замена сахара на сироп помогла уменьшить издержки производства для обеих компаний, однако Pepsi продолжала лидировать на рынке газированных напитков. Возможно, потому что умудрилась обзавестись заводами по производству не только где-нибудь Южной Америке, но даже в самом СССР.4



Тогда в 1985 году новый исполнительный директор компании Coca-Cola Роберто Гойзвето пошел на беспрецедентный шаг-изменение секретного рецепта напитка с целью улучшения его вкуса.

Надо сказать, что история создания кока-колы и ее секретный рецепт заслуживают особого внимания. Несмотря на то, что представители компании отрицают сей факт, однако имеется достаточно исторических подтверждений того, что в до 1903 года в напитке содержалось недурственное количество кокаина. 5



Праотцом кока-колы является фармацевт Джон Пембертон, который в 1886 году сделал снадобье для лечения головной боли, запоров, тошноты и...импотенции. В состав зелья входил экстракт кокаина, полученный из листьев коки. Отсюда соответствующее название. Вероятно, целебные свойства кокаина состояли в том, что после употребления сего напитка про такие пустяки, как запор и головную боль просто забывали.

В любом случае, в те славные времена незамутненного капитализма, когда любой парвеню мог стать миллионером, никто особенно не заморачивался по поводу запретов на наркотики в лекарствах и проверку утверждений об их эффективности.5 Свободный рынок! Такой, о каком мечтают истинные ценители свободы и... рынка.



В конце концов под давлением публики кокаин убрали из напитка, хотя небольшое количество наркотиков содержалось в кока-коле вплоть до 1929 года. В настоящее время рецепт изготовления кока-колы остается неизвестным, но существуют некоторые свидельства того, что в него до сих пор добавляют экстракт листьев коки, хотя современные технологии позволяют удалить при этом все психоативные элементы.6

Вот так. Но вернусь к тому времени, когда руководство компании решило изменить вкус своего напитка, чтобы привлечь побольше потребителей, отбив их у PepsiCo. Итак, в 1985 году представители “Кока-Колы” приложили все усилия к тому, чтобы сделать вкус знакомого всем напитка более приятным. Провели опросы, сделали пробы и решили, что новый вкус отличается от старого в лучшую сторону.



“Изменение к лучшему!”

Однако что-то пошло не так. Не то ценители напитка так привыкли к экстракту листьев коки- без психоактивных элементов, разумеется,-не то предыдущие маркетинговые кампании внушили любовь к напитку до такой степени, что без него жизнь стала совсем не мила, но почитатели кока-колы натуральным образом взбунтовались.

После того, как компания выпустила партию своей газировки с новым вкусом, граждане направили руководству “Кока-Колы” 400 тыс гневных писем и звонков с требованиями вернуть прежний напиток. Одна группа “Старообрядцев кока-колы Америки” даже подали иск в суд.1

Все закончилось тем, что представителям компании пришлось признать провал смелой попытки второй степени промывания мозгов потребителя и вернуться к старому продукту. Старина Фидель Кастро назвал сие действо “декадентством капитализма”.1 А граждане капиталисты на собственной шкуре познали “свободу” рыночного выбора, который они навязали настолько намертво, что сами же оказались не в состоянии отвязать.

1.economictimes.indiatimes.com/between-the-lines-how-new-coke-got-choked/articleshow/10707231.cms

2.rethinksugarydrink.org.au/how-much-sugar

3.huffpost.com/entry/why-coke-and-pepsi-should_n_707250

4.nytimes.com/1990/04/10/business/pepsico-signs-soviet-deal.html

5.livescience.com/41975-does-coca-cola-contain-cocaine.html

6.nytimes.com/1988/07/01/business/how-coca-cola-obtains-its-coca.html?mtrref=undefined&gwh=7A387E533D0E1FAC3EAE5052DFF6A73E&gwt=pay

реклама, маркетинг

Previous post Next post
Up