Чудо-ополаскиватель

Aug 23, 2018 08:12


Начала писать про некоторые уловки, используемые демагогами, плавно перешла к вопросу рекламы- именно там они оттачивают свое нехитрое мастерство- и встретила довольно интересную историю про некий, весьма универсальный товар с чудесными свойствами и множеством применений. Решила отвлечься и написать как отдельный пост. История вдвойне интересна тем, что рекламная кампания сего продукта на российском рынке-это в точности копия того, что господа буржуа проделали над западным потребителем много лет назад с целью улучшения качества жизни последнего.




Шутка. Нет, на самом деле, с целью извлечения максимальной прибыли.

Итак, кто не знает про то, что следует полоскать рот специальной жидкостью, предназначенной для безжалостной чистки и репрессий всех злостных врагов языка, зубов и всего прочего что есть в этой полости?



Если не знали, то извольте поискать “ополаскиватель для полости рта”. Вашему взору предстанут рекомендации по поводу самых лучших “ополаскивателей”, но трудно не заметить, что всех их затмил один красава.



Прошу подсчитать сколько раз на этой картинке встречается  одно и то же название и угадать, какую марку больше всего рекомендуют для “идеальной гигиены ротовой полости”? Правильно. “Листерин”. Кто рекомендует? Бог их знает, некие специалисты в области гигиены рта, очевидно. Потому что они своим ртом буквально кушать не могут- так заботятся обо ртах всех прочих.

Посмотрим, что они рекомендуют. Например, вот что:1



Не понятно, зачем скрывать такой ценный продукт от мужчин?  Женщинам, стало быть, нельзя игнорировать, а мужикам и знать не положено-чертовы бабы, как всегда что-то себе на уме. Но ладно, предположим, “каждая женщина должна знать” “все удивительные способы”, потому что женщинам предоставлена почетная миссия закупки всех необходимых в хозяйстве вещей. Маркетологи считают, что женщин легче убедить, потому что стоит с ними поговорить по душам, объяснить, что у вас за товар, и они у вас в кармане. В смысле, денежки, которые  дамы охотно заплатят за любой полезный продукт.1

А продукт этот жутко полезен: в статье рассказывается о том, что  “Листерином” можно и даже нужно полоскать рот, но кроме того, его следует использовать для извлечения из кожи клещей, мытья ног, головы, подмышечных впадин, экранов мониторов, унитазов и черт знает еще чего. Особенно радует то, что в волшебном средстве для ухода за полостью рта содержится целая прорва подсластителей.



Например, sodium saccharin-синтетический компонент, искусственный подсластитель.3 Или sucralose- тоже искусственный подсластитель.4

Теперь прошу представить, как вы вымоете этой сладкой бодягой ноги и где-нибудь прилипните. То же самое с мониторами, в отношении которых рекомендуется “нанести жидкость на салфетку или распылить прямо на поверхность экрана.”1

Я уже не говорю о полости рта, где обитают микроорганизмы, тоже падкие на сладости. Но вероятно, все это оправдано, ведь корпорация “Джонсон и Джонсон” не пожелает дурного своим потребителям? Конечно нет. Правда, компанию недавно подловили на том, что они на протяжении 40 лет скрывали информацию о том, что в состав их продукции, в частности детской присыпки, входил асбест, что предположительно вызвало раковые заболевания по крайней мере у 22 женщин, 6 из которых скончались. Все жертвы получили компенсацию.5 Мерси, очень мило получить компенсацию на смертном одре. Так что очень порядочная компания.

К тому же все ингредиенты, используемые в “Листерине” имеют научное название, и поэтому трудно знать, что в этом целебном ополаскивателе. Вот на это и рассчитывают заботливые изготовители. Так же как и сто лет назад, в 1920 году, когда “Листерин” впервые появился на рынке в качестве средства для борьбы с ужасным недугом под названием “chronic halitosis”.

Тогда компания“Джонсон и Джонсон” еще не владела этим великолепным продуктом, но те, кто владели- им под стать. Дело в том, что тогдашние производители “Листрина” стали продавать ополаскиватель для полости рта еще в 1879 году, но только в 1920-х годах добились ошеломляющего успеха в сфере продаж: капитал компании выросл с ничтожных $115 тыс до $8 млн за каких-то семь лет. А все из-за того, что людей предупредили о страшной болезни.



“Листеринь, если только ты не хочешь умереть.”

Ага, умереть от “chronic halitosis”. Что же за ужасная болезнь? Оказывается, “halitosis” - это околонаучный термин на смеси латинского и греческого языков, означающий ... “несвежее дыхание”.6 Буквально был придуман производителями “Листерина.” Как сказал эксперт по рекламе Джеймс Б.Твитчелл: “‘Листерин’-это не изобретение ополаскивателя для рта, а скорее изобретение ‘галитоза’”.6

Итак, компания прилично нажилась на выдуманной болезни. Но капиталистическая прибыль- штука ненасытная, поэтому компания решила, что постепенно можно расширить свой рынок, если, например, печатать научно-популярные статьи о том, что “Листерин” помогает в борьбе с перхотью.



“Листерин” избавит вас от перхоти. Убивает 200 млн бактерий за 15 секунд.”7

Напомню, что нам тоже советуют мыть голову “Листерином”. 1

Компания даже пыталась выпустить собственную марку сигарет. Очевидно, для свежего дыхания.



И конечно, предлагала прочие применения:



“Немедленно нанесите “Листерин” на порезы, царапины и небольшие ранки, чтобы избежать заражения.”

Судя по всему, потребитель, начитавшись всех этих советов, должен побежать трусцой в ближайший торговый центр и закупить целую цистерну чудодейственного эликсира. Но, видно, помимо полости рта, “Листерин” нигде больше не прижился. И даже примение его в полости рта уже ставится под сомнение.

Например, национальная ассоциация стоматологов Австралии приводит факт: “слюна- это натуральный ополаскиватель рта.” 8 Иными словами, намекают на то, что он вам даром не нужен, потому что слюна, которая пока, слава богу, бесплатно образуется во рту, сама позаботится обо всех микробах. Разумеется, только в той степени, в какой заботится ополаскиватель. А “Forbes” предупреждает, что коммерческие ополаскиватели не только убивают вредные бактерии, но вместе с ними и те, что не приносят вреда организму и, таким образом, ослабляют иммунную систему человека.9

В общем, как видно, опять перед нами навязанные потребности и ложь. Но что еще можно ожидать от тех, кто хлопочет о прибыли для собственного кармана?

1.cpykami.ru/opolaskivatel-dlya-rta/

2.charlisays.com/marketing-women-2018/

3.foodandhealth.ru/dobavki/saharin-e954/

4.foodandhealth.ru/dobavki/sukraloza-trihlorgalaktosaharoza-e955/

5.theguardian.com/business/2018/jul/13/johnson-johnson-ordered-to-pay-47bn-in-talc-powder-claim

6. Levitt, Steven D.; Dubner, Stephen J. (2009). Freakonomics : A Rogue Economist Explores The Hidden Side Of Everything. New York: HarperCollins. p. 87.

7.books.google.de/books?id=OigDAAAAMBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y&hl=en=onepage&q&f=false (“Popular science” ежемесячный журнал, май 1930 года, стр 17.)

8.nationaldentalcare.com.au/does-mouthwash-work/

9.forbes.com/sites/quora/2018/01/16/is-mouthwash-bad-for-your-long-term-health/

капиталистическая прибыль

Previous post Next post
Up