Начинается часть, где рассказывается о том, как сделать разговорную программу, все разложено по полочкам и этапам.
Как сделать разговорную программу?
Внимание! С этого места студентам читать обязательно - специально обращаю внимание. Сейчас будем препарировать разговорную программу, рассматривать внутренности и снова сшивать, но иначе.
В общем, сейчас - «кирпичики», из которых сделаны разговорные программы, и способы строительства. Не студентам, если не интересно, можно переходить к приложениям. Опять же, если интересно.
Участие зрителей
Мы должны определиться: получат ли зрители возможность задавать вопросы гостям программы?
Участие зрителей возможно технологически:
они сидят в студии и сами задают вопросы;
они звонят по телефону;
они присылают вопросы, не важно как - на пейджер, по электронной почте, через сайт программы, да хоть референт их на листочек записывает и в студию приносит. В этих случаях вопросы озвучивает ведущий.
Использовать несколько способов участия зрителей сразу, понятное дело, нецелесообразно. Ничего не добавит, только перегрузит программу. Хотя… смотрите «Прямые линии с президентом РФ В.В. Путиным». Там и Интернет, и телефон, и на листочках записывают.
Идеальный вариант - зрители в студии и задают вопросы. Потому что «картинка», это же телевидение.
Но бывает, что зрители в студии сидят, но вопросы не задают - их дело создавать эмоциональный фон, хлопать по команде. Они работают «задником».
В каких-то форматах возможность получать вопросы от зрителей обязательна, например в формате «специалист», зрителям интересно получать ответы на «настоящие», «народные» вопросы, их будет привлекать возможность задать свой вопрос.
Вопросы зрителей, тех, что не в студии, если нет возможности их в студию посадить, - это обратная связь; мне кажется, что если есть возможность этот вариант использовать, то не стоит ее упускать. Зрители из пассивных «получателей» информации, из просто зрителей, превращаются в полноценных участников разговора. Конечно это интереснее.
К тому же зрители задают такие вопросы, до которых ведущий никогда не додумается. Если речь идет о новом законе, то зрители придумают десятки способов его обойти. Они могут дать оценку вашему собеседнику - верят они ему или не верят. Один живой, конкретный вопрос от пенсионеров, если речь идет о новых коммунальных тарифах, стоит десяти абстрактных вопросов от ведущего.
Вопросы от зрителей, которые сидят в студии, это тоже в какой-то степени обратная связь, эти люди играют роль делегатов всей зрительской аудитории.
Иногда участие зрителей просто невозможно. Представляете, звонок Виталию Вульфу (если мы поверим, что он не читает с суфлера, и «Мой серебряный шар» тоже отойдет к разговорным программам): «Ой, повторите, пожалуйста, что случилось с этой актрисой в шестьдесят третьем году, мы прослушали».
Количество гостей
Теоретически бесконечно.
В ток-шоу может быть несколько частей минут по пятнадцать, и в каждой части новые гости. Так их можно менять круглые сутки.
Но сколько гостей может быть одновременно?
Мне кажется, что на радио количество людей, беседующих в студии, не должно превышать трех, не считая ведущего. Если их будет больше, то слушателям будет трудно, а иногда и невозможно идентифицировать каждого участника. Придется каждый раз напоминать слушателям, кто вступил в разговор.
На телевидении участников разговора в момент говорения показывают, и все же, если их будет больше трех-четырех, опять же не считая ведущего, у зрителей начнет рябить в глазах. Обращаю внимание: гости, не задействованные в этой части разговора, могут мирно сидеть на лавочках, они не считаются. К тому же большее количество участников ничем не обосновано, какой бы ни была обсуждаемая проблема, количество точек зрения не может быть бесконечным.
Необходимое пояснение: под участниками разговора понимаются главные герои программы, четко выделенные из аудитории, из зрителей, которые могут сидеть в студии. Сама аудитория может доводить количество присутствующих в студии хоть до сотни, если по головам посчитать, но она воспринимается именно как «аудитория», то есть нечто безликое, иногда задающее вопросы, идентификации каждого спросившего у зрителей не происходит.
Роли участников разговорной программы
Когда человека приглашают принять участие в разговорной программе, его приглашают сыграть определенную роль. Таких ролей не много, и, как правило, на протяжении программы участник разговорной программы остается в той роли, на которую его пригласили, переход в другую роль часто бывает просто невозможен.
Вот эти роли.
«Звезда».
Известный человек, актер, политик, писатель и др. В программе, формат которой разговоры со знаменитостями, именно их присутствие является главным «крючком» для аудитории. И такая модель программы очень распространена, так как успех ее почти гарантирован, а роль ведущего может быть сведена к минимуму.
В данном случае предполагается, что зрителям интересно все, что может сказать этот человек, все, что с ним связано: его мысли по какому-либо поводу, где он проводит отпуск, что ест на завтрак. Эти незначительные в общем-то факты приобретают значение в глазах аудитории именно потому, что их сообщает известный, интересный им человек.
Личность.
Известен этот человек аудитории или нет - не важно. Он представляет интерес как человек, имеющий какой-то замечательный, уникальный личный опыт, о котором он и рассказывает. Это может быть все, что угодно, - изобретение машины времени, удачная попытка бросить курить, долгое пребывание в монастыре или сто свадеб и разводов за десять лет. Как личность в программу может быть приглашен и известный человек, для рассказа о том, как он стал таким знаменитым актером, спортсменом, ученым.
Вопросы ведущего должны раскрыть личный опыт приглашенного. Вопросы, например, человеку, бросившему курить, задаются именно как человеку, бросившему курить, и так или иначе связаны с этим его достижением. Сколько у него любовниц и каковы его творческие планы, в данном случае не суть важно. Если человек, бросивший курить, начнет делиться своими мыслями по поводу того, как нам обустроить Россию, это будет смешно.
Нужно отдельно сказать, что «лицо» и «личность» - это редкий пример того, как разные роли могут совмещаться в одном участнике программы. Известный человек может рассказывать о своем личном опыте, то есть «звезда» может переходить «в личность». А вот обратный переход уже невозможен.
Тип.
Это типичный представитель какой-то группы, которая сама по себе интересна для аудитории.
Вопросы к нему подразумевают множественное число: «вы, космонавты…», «вы, гомосексуалисты…», «вы, живодеры…», «вы, дворники…», «вы, студенты…». Впрочем, кому интересны последние?
Специалист.
Человек, которого приглашают исключительно из-за его знаний.
Задавая вопросы специалисту, ведущий обращается к его познаниям, он интересен не сам по себе как человек, интересно его мнение как специалиста.
Очевидец.
Этот человек может быть никому не известен, не интересен как личность с заурядной социализацией. Он может быть специалистом только в области подсчета ворон, он приглашается в разговорную программу потому, что имел счастье или несчастье стать свидетелем каких-то интересных для зрителей событий, явлений. Интересен не он, а его наблюдения.
Вопросы ведущего адресуются к его случайно полученным знаниям, наблюдениям, опыту. Это может быть участник военного конфликта, человек, спасшийся в катастрофе, киномеханик Сталина. Студент, сдавший сессию.
Носитель идеи.
Идея, с которой этот человек приходит в студию, должна быть достаточно интересной для аудитории: возрождение монархии, перенесение столицы в Санкт-Петербург, эффективный способ лечения рака в домашних условиях, необходимость повышения квартплаты на триста процентов.
Вопросы ведущего должны помочь гостю изложить эту идею, ведущий должен помочь аудитории найти ее слабые и сильные стороны.
Болтун.
Интерес аудитории вызывает прежде всего сам процесс разговора в его монологической фазе, о чем говорится - уже не так важно. Как правило, но не обязательно, это люди с даром комиков, юмористов. Как правило, это коротенькие программки, развлекательные. Ну, появляется в утреннем эфире человек и что-то набалтывает на заданную тему.
Гость в какой роли нам нужен?
Для раскрытия темы разговорной программы может быть приглашен «исполнитель» в любой роли.
Например, тема разговора - наркотики. Мы можем поговорить:
с самым известным наркоманом («звезда»),
с человеком, бросившим наркотики (личность),
с типичным наркоманом, который может рассказать о культуре употребления наркотиков, обычаях и традициях наркоманов (тип),
с наркологом (специалист),
с человеком, видевшим, как собирают анашу в Чуйской долине (очевидец),
с человеком, который предлагает легализовать легкие наркотики, или с заместителем главы администрации, который издал указ о тотальной проверке на наркотики всех муниципальных служащих (носитель идеи),
с парочкой наркоманов, которые потреплются о своей наркоманской жизни (болтун).
«Исполнители» этих ролей могут присутствовать в студии по одному, все вместе или в любых сочетаниях.
Что привлекает аудиторию в разговорной программе?
Что заставляет людей включать телевизор или радиоприемник в определенное время, чтобы не пропустить любимую программу, или хотя бы, случайно включив «ящик», дослушивать-досматривать разговор до конца?
Несколько факторов.
Каждый «привлекающий» фактор может присутствовать в программе в единственном числе, но чаще в программе сочетаются несколько факторов, привлекающих внимание аудитории.
Ведущий.
Куда же без него?
Сам по себе фактор, привлекающий внимание. Как бы ни была интересна, например, тема разговора, если ведущий вызывает антипатию, программа провалится.
Именно поэтому на роль ведущих так часто зовут уже раскрученных «звезд». Представляете, Алла Пугачева ведет разговорную программу про шоу-бизнес? Кто будет гостем, уже не важно.
Тема разговора.
Если тема очень интересна, личность участников, качество выдаваемой информации и общее качество программы могут не иметь большого значения.
Например, если бы в 1939 году состоялось ток-шоу на тему «Разоблачение культа личности Сталина И.В.», то, что бы и как бы ни говорилось, эта программа вызвала бы огромный интерес у зрителей. То есть слушателей, телевидения тогда еще не было. Это же сколько народа пришлось бы потом расстрелять?
Гости программы.
Если участник программы сам по себе достаточно интересен, то, что и как он говорит, какие вопросы задает ему ведущий, уже не суть важно. Если удастся заполучить в студию дьявола («звезда»), то достаточно будет одного вопроса: «Ну как там?» - и все прилипнут к телевизорам, даже если дьявол будет бубнить, шепелявить и нести полную чушь. Проблема заключается только в том, как убедить аудиторию, что перед ней действительно нечистый.
Сообщаемая информация.
Причем информация не обязательно должна быть свежей и актуальной. Рассказ о нравах Римской империи времен упадка определенная часть аудитории будет слушать с большим интересом. Также может быть не важна личность рассказчика и качество его рассказа. Если он начнет убедительно рассказывать о том, что конец света будет послезавтра. Ключевое слово - «убедительно».
Эмоции.
Эмоциональную реакцию может вызвать любой раздражитель. Любое слово, любая личность и любая программа. Но есть тип программ, которые слушают для того, чтобы получить эмоциональный допинг, и это является главным мотивом для того, чтобы включить телевизор и досмотреть программу до конца. Например, это программы, построенные по типу дуэли, два спорщика - и кто кого победит. Происходит заражение эмоциями и генерирование эмоций у аудитории. Это конечно всегда происходит, но здесь вызвать эмоции - главная задача, стоящая перед создателями программы. Ее смотрят именно для того, чтобы «переживать». Еще пример - многочисленные подделки ток-шоу, когда актеры играют «настоящих» людей и устраивают перед камерами семейные скандалы. «Окна» с Дмитрием Нагиевым, «Шоу Джерри Спрингфилда».
Идеи.
Зрителей может привлекать не только желание послушать голос любимого актера, но понаблюдать за ходом мысли, насладиться неожиданным поворотом темы, парадоксальным суждением. Это можно назвать «шоу идей». Пример - программы Александра Гордона: сидят ученые и говорят о нейтрино. Кто-то из Академии наук даже понимает, о чем они говорят.
Красноречие.
Гостей.
Понятно, что слушать того, кто хорошо, ярко, красиво говорит, интереснее, чем того, кто бубнит что-то невнятное себе под нос.
Организация разговора в разговорной программе
Один из типов организации может быть форматом программы, например словесная дуэль. Или же в каждом выпуске программы может использоваться какой-то другой тип внутренней организации. И наконец, в одном выпуске программы собеседники могут переходить от одного типа организации разговора к другому.
Дуэль.
При реализации этого типа два человека спорят друг с другом, апеллируя к аудитории как к арбитру.
Предполагается, что каждый из собеседников стремится к победе в этом поединке, и победа возможна, то есть фиксация победы, особенно если в модель программы заложены критерии «судейства», но не обязательна. Каждый зритель может делать выводы о результатах дуэли самостоятельно. В роли одного из дуэлянтов может выступать ведущий, если это программа «на одного» гостя.
Допрос.
Ведущий «допрашивает» приглашенного или приглашенных, пытаясь проверить на прочность их убеждения, достоверность сообщаемой ими информации и т. д. Допускаются жесткие вопросы, прямое выражение недоверия к сказанному гостями.
Программы, построенные по типу допроса, как правило, требуют четкого сценарного плана. Ведущий пытается привести участников программы к «признанию», постепенно заставляя их признавать какие-либо положения или факты.
Расспрос.
Ведущий с помощью своих вопросов старается наиболее полно раскрыть личность собеседника или его позицию по какому-то вопросу. Цель расспроса заключается в получении максимально полной информации, которую сообщает собеседник, и она принимается в его интерпретации. С ним не спорят. Может быть, не верят, но не спорят.
Беседа.
Участники программы обмениваются мнениями. У беседы может не быть какой-то определенной темы, в разговоре участники беседы могут перескакивать с одной темы на другую.
Беседа может проходить не только между ведущим и приглашенными, но и исключительно между приглашенными, роль ведущего может быть минимальна. Особенно если учесть, что беседа предполагает приблизительно равный уровень информированности участников беседы о теме разговора.
Главное в беседе - это процесс обмена информацией и мнениями между участниками, перед ними не ставится обязательной задачи прийти к общему мнению или найти решение обсуждаемой проблемы.
Обсуждение.
Участники программы обсуждают какую-либо проблему, пытаясь найти способы ее решения.
Если беседа предполагает приблизительное равенство участников - их социальных ролей, глубину знания темы, - то при обсуждении у участников могут быть совершенно разные и даже жестко закрепленные роли, например: источник информации (справочное бюро), аналитик, свидетель и т. д.
Ведущий может участвовать в обсуждении на равных, а может взять на себя только роль дирижера, направляя ход обсуждения.
Рассказ.
Похоже на интервью-монолог. Участник программы присутствует в студии, как правило, в одиночестве. Это может быть постоянный ведущий, например, религиозной программы-проповеди или для каждого выпуска программы приглашается новый участник, например известный человек, излагающий свою точку зрения по какому-то вопросу.
Общение со зрителями, слушателями.
Слушателями скорее, радийный вариант.
Слушатели звонят, ведущий с ними говорит. Может быть общая тема для звонков, или тему каждого разговора задает позвонивший. В каждом отдельном разговоре с каждым зрителем или слушателем реализуется один из типов внутренней организации разговора, со всеми вытекающими последствиями.